Никто и не спорит о её губительности для человечества.
Идейно неолиберализм ещё не потерпел поражение - у него полно сторонников и в России, и тем более на Западе. Да и в Китае, и в Юго-Восточной Азии. Терять свои позиции эта идеология станет только в силу объективных факторов - экономических и экологических.
Когда средний класс начнёт превращаться в новых бедных, а население стран третьего мира, оказавшееся в единой информационной среде с Западной цивилизацией, больше не сможет смиряться с тем, что за один и тот же труд оплата отличается в разы в зависимости от страны проживания. Тогда такой разрыв неизбежно приведёт - в единой информационной среде и единой финансовой системе - к сильнейшим экономическим и политическим деформациям всей мировой Системы.
Экологические же причины разрушения неолиберализма вообще никак не зависят от человеческой воли. В рамках этой Системы и только человеческими силами противоречия между растущим потреблением человечества и жизнью Планеты в целом не разрешимы и будут только нарастать. Вопрос станет: либо-либо. И будет решён не в пользу человечества, которое заставить снизить (и очень сильно) свои аппетиты у Планеты найдутся способы.
Человек слаб. И рассуждая о глобальных проблемах и несправедливостях, ему хочется сохранить своё благополучие, хочется верить, что какими-то хитростями можно сберечь привычный тёплый уют своего устоявшегося быта... Нам, в России, всё же проще (психологически) будет пережить крушение неолиберальной модели и научно-технической картины мира. У нас есть опыт краха казавшейся незыблемой советской системы, опыт 90-х, да и неолиберальная идея не проросла в нашей душе ещё так глубоко, как на Западе. А вот там, действительно, крах Системы будет тяжелейшим шоком. Отчаяние, которое может охватить Западную цивилизацию при крушении её столпов, способно породить новые химеры, фашистские диктатуры, неонацизм и т.п. Это серьёзная опасность, очень серьёзная.
Хватит ли у России творческой силы явить миру альтернативную систему? И что это будет за система, каково её идейное содержание? Социализм - как экономическая альтернатива - вроде бы в общих контурах уже просматривается на горизонте (да и опыт есть). А вот - духовная, идеологическая составляющая? Православие? Национализм? Жёсткая государственность? Здесь больше вопросов и сомнений, чем хотелось бы приверженцам идеи "православного социализма".
Кругом роботы, виртуальная реальность, и в то же время отравленный воздух, вода, пища; полностью уничтожена живая природа, вся планета станет сплошной свалкой отходов за чертой мегаполисов.
Это возможно только в научно-технической картине мира, где всё, кроме человека, видится либо неразумным, либо неживым. Эта картина не соответствует реальности. В реальности же Живая Природа не даст себя уничтожить одному из своих видов. Планета не даст превратить себя в свалку. И у Природы, и у Планеты есть силы, способные вразумить человечество и заставить его перейти к принципиально иной форме хозяйствования. Степень катастрофичности перехода и отката назад в материальном благополучии зависит только от вменяемости человека и его способности понимать урок. Шанса продолжить двигаться в научно-технической парадигме дальше и гробить Планету у человека нет ни единого, какие бы картины будущего он себе на этом пути ни рисовал.
А мне видится несколько иное окно возможностей. Неолиберализм в текущем виде очень скоро сбросит с себя последний фиговый листок демократии, и никакая опора на средний класс ему не будет нужна. Он будет опираться на корпорации и полицию, социальную инженерию и искусственный интеллект...
Неолиберализм оказался так же не способен к глобальной миссии, как и атеистический коммунизм, и национал-социализм, хотя и продвинулся намного дальше, учитывая ошибки предшествующих тоталитарных систем. Уровень жизни в глобальном мире не может быть уравнен по образцу Запада (ресурсов таких нет у Земли), а пропасть между Западом и остальным миром в уровне благополучия сохранить невозможно в мире глобальном. Это и есть главное противоречие неолиберализма - между его экономической моделью и глобальной миссией. Никакие диктаторские методологии это противоречие устранить не могут, но только усугубят и ускорят распад единой неолиберальной системы. И опять - такая картина будущего находится целиком в парадигме научно-технического прогресса и картине мира современной западной цивилизации. Есть и другие картины мира. Есть и другие формы и принципы прогресса. И они более совместимы с жизнью планеты Земля. Потому и будущее за ними, а не за неолиберальной моделью.
Так что меня мучают выше изложенные вопросы:
"А если действовать, то как? Как не навредить своими же действиями?" Как не стать орудием для утверждения альтернативной тоталитарной системы?
Меня такие вопросы мучают тоже. Особенно с учётом собственного опыта конца 80-х, когда мы все невольно, руководствуясь благими намерениями и критикуя отжившую советскую систему, способствовали воцарению альтернативной неолиберальной системы, ещё более тоталитарной и губительной для духа и культуры. Это серьёзный урок. И что может стать страховкой от рецидива подобной ошибки? У меня нет однозначного ответа... Образ Христа в поэме о Великом Инквизиторе - вот один из ответов. Только такой ответ никак не ложится на язык политических лозунгов, способных увлекать массы...