В Прошёное воскресенье будет символичной попытка посмотреть на неудачный старт раздела "Православный социализм" - через смыслы, что заложены в самом названии. Так как первая тема и есть тот росток, который определяет во многом судьбу раздела, а неудовлетворённость содержательным уровнем и стилем состоявшейся дискуссии налицо у обеих сторон, то желательно проанализировать причины этой неудовлетворённости, "не дожидаясь перитонита". Что я и попробую сделать.
1. Самое простое .
По поводу поста Корифея и высказанной в его адрес претензии. Этот пост - зеркально-пародийное отражение предложенного ведущим стиля, лексики и уровня аргументации. Такой приём может быть неприятным, но в нём не содержится (по определению жанра) сама возможность "беспощадно резать" иную точку зрения, утверждая свою по принципу "или-или". Сам жанр зеркальной пародии не позволяет действовать в рамках "лагерного мышления", то есть - воевать с чужими идеологическими лагерями и утверждать правоту своего. Это делают с серьёзными лицами, иначе нет смысла.
2. Чуть посложнее.
Призыв Корифея - в процитированном Ладогой куске - начать с себя и действовать личным примером (не желать ближнему того, чего не желаешь себе) не может быть "хамским оскорблением" для православного христианина. Если идеологически провозглашается не какой-то, а именно православный социализм, то видеть себя в роли жертвы, а не гонителя, не повредит. Эта нравственная аллюзия обусловлена явной симпатией ведущего раздела, А. Костерина, именно к тем методам достижения провозглашаемой благой цели, какие берутся в качестве образца в исторических аналогиях (царства Грозного или Сталина). Меньше было бы вопросов о средствах, если б провозглашался какой-то другой социализм (например, евразийский или монархический), а не православный (христианский).
3. Инициатива.
Предложение создать такой раздел и пригласить в него представителей сайта "Православный социализм" исходило от нас, равно как и техническая возможность осуществления была предоставлена нами. Если бы мы эту инициативу делали с целью "гнобить и передёргивать самым хамским образом новых авторов", то она не просто была лишена всякого смысла, но и не могла принести никаких добрых плодов в принципе и никогда. Однако опыт взаимодействия с различными ресурсами в течение 9 лет существования нашего сайта даёт не только отрицательные, но и положительные (творчески содержательные) плоды. По всей видимости, ведущий раздела не совсем понимает смысл нашей инициативы, равно как и формат интерактивной взаимосвязи. Всё можно объяснить и показать на примерах, если бы с первых шагов не стало зримым отсутствие какого-либо интереса к идейному и творческому содержанию нашего ресурса, то есть - того самого места, где и отрывается данный филиал.
4. Цель и смысл инициативы.
Кроме роста собственного творческого содержания, в замысел нашего портала с самого начала входит комплекс идей, который мы символически назвали "Культурным поиском", предполагающий выстраивание интерактивных взаимосвязей с близкими по духу и родственными по качеству содержимого сайтами и сообществами. (Вновь выделил курсивом те же ключевые слова.) Но в случае с сайтом Н.В. Сомина "Православный социализм" не только задача "Культурного поиска" руководила нами. Социалистическая идея, что называется, витает в воздухе. И духовное наполнение этой идеи теснейшим образом связано с замыслом нашего сообщества.
5. Что получилось на первых шагах.
Как я сказал выше, филиал другого сайта внутри нашего имеет смысл и может принести добрые плоды, только когда устанавливается интерактивная взаимосвязь. К сожалению, ни интерактивной, ни взаимной связи установить нам пока не удалось. И шансы к её установлению тают на глазах, а значит, и такой раздел теряет смысл (не как обсуждение идеи христианского социализма, но как филиал другого (дружеского) сайта).
Поясню:
1) Такие перлы, как "либерал-экуменист Бердяев", "ересь и глупость" и т.п., продемонстрированные с первых же постов А. Костериным, говорят либо об отсутствии потребности в диалоге, либо о неумении его вести в том формате, который мы предлагаем. Есть совершенно чёткий стилистический признак невозможности диалога: если человек пишет штампами, развешивает безапелляционные ярлыки, прибегает к такой аргументации в исторических вопросах, как "всем известно" и т.п. - значит в дискуссии он способен только к одностороннему движению или только к борьбе с неправильными позициями (к т.н. "лагерному мышлению": есть свой идейно-политический лагерь, а есть чужие лагеря, и чужие неправы, потому что они чужие). Одностороннего движения в интернет-дискуссиях и столкновения лбами различных лагерей, без малейшего интереса друг к другу и попытки понять, в Сети 99%. Наш портал ориентирован на другой формат диалога. А одностороннее движение мысли интерактивным назвать нельзя (по определению). Да и неинтересны односторонние "как бы диалоги" ни нашим участникам, ни нашей аудитории.
2) Ни ссылки на наш портал, ни на этот раздел, несмотря на предварительную договорённость, так и не появилось на приглашённом открыть у нас свой филиал сайте. Поэтому взаимным такой обмен тоже назвать затруднительно.
3) Первая тема раздела имеет название "Николай Сомин: России нужен православный социализм". И хотя она открыта текстом Н.В. Сомина, интерпретация его идей ведущим А. Костериным, на мой взгляд, не просто сужает и занижает идею, но переводит её на другой смысловой уровень, дискредитируя и православную, и социалистическую составляющие. Это моё "личное оценочное суждение". Дух источника и интерпретатора не один и тот же. Опять же на мой взгляд, никаким христианским и православным социализмом (по духу и по сути) интерпретация А. Костерина уже не является. Это крен в совершенно другую степь - в национализм и жёсткую государственность как самоцель. И православие, и социализм в данном случае лишь идеологическая одёжка, инструментарий, а не суть. Не знаю, кому как, а мне от такого "православного социализма" хочется держаться подальше. Думаю, не только мне. Во всяком случае иллюзий, что сделают с таким порталом, как наш, победи подобная идея в государстве, у меня нет ни малейших. Получается, мы своими руками и на своём ресурсе будем рыть сами себе могилу?
Планы на будущее.
Пока есть хоть один шанс, что интерактивная и взаимная связь между двумя сайтами может быть установлена (шанс, прямо скажем, невеликий), этот раздел останется в том же формате. Вдруг в него придёт ещё какой-нибудь автор или соведущий и сможет дополнить, расширить и тем самым перевести содержание раздела на иной культурный и духовный уровень, сделав заодно это содержание многогранным и способным порождать не только битвы с еретиками и глупцами, но качественный взаимообмен смыслами. Но скорее всего, раздел будет впоследствии переименован (в "Христианский социализм" или ещё шире) и переведён в основную категорию "Интерактивной книги", а в него будут перенесены уже открытые ранее родственные темы: "Интернационализм и национализм", "Русская идея" и т.п. В любом случае, раздел со временем станет одним из самых востребованных и интересных в историко-политической области нашего портала (в этом у меня нет никаких сомнений: сама идея социализма, одухотворённого религиозным и христианским смыслом, обретает с каждым годом живую культурную плоть в мире, не только в России).
И ещё раз, пользуясь случаем, прошу прощения у тех участников дискуссии, которые поняли наши цели и наполнили наши сообщения здесь не тем смыслом, что мы в них вкладывали. Такое, к сожалению, нередко случается в интернет-среде. Время всё расставит на свои места. Хотя и не принёс на первых шагах удовлетворения ни одной из сторон новый раздел, но эти шаги были сделаны. А перспектива у раздела огромная, пусть и в другом формате.