Пространственные искусства
Орнаменты национальных культур (компьютерная живопись)

0 Участников и 1 гость просматривают эту тему.

Изразцы-2

Материалом для этого альбома послужили не фотографии изразцов, как в прошлый раз, а копии, сделанные Сергеем Маслихом в технике акварели и послужившие иллюстрациями к его книге «Русское изразцовое искусство XV-XIX веков» («Изобразительное искусство», 1983).

Помимо старинных, до XVII века, изразцов, в книге приводится большое количество изделий послепетровского времени. Предназначенные уже не для облицовки наружных стен, а для внутреннего, интерьерного пространства, они имеют более камерный и светский характер, и тут интересно проследить взаимодействие европейских изобразительных манер и сюжетов с чертами традиционного изразца. Узнаваемые признаки барокко и классицизма выглядят иногда наивно, не вполне органично, но тут есть и обаяние переходной культурной эпохи, предшествующей появлению классического русского искусства XIX века.

____________________________________
Пою, когда гортань сыра, душа – суха,
И в меру влажен взор, и не хитрит сознанье.
О. Мандельштам

Орнамент финно-угорских народов

Народы финно-угорской семьи занимают обширную территорию Евразии, от Венгрии и Норвегии до западной Сибири. Места их проживания показаны на этой карте (там только не упомянуты чуваши, живущие в Поволжье, по соседству с марийцами и удмуртами):



Естественно, что располагаясь преимущественно внутри европейской части России, они постоянно взаимодействовали с русскими, что проявилось в том числе в народном искусстве. Среди изобразительных мотивов, наполняющих вышивку, предметы быта и декоры домов, много символических фигур, знакомых и по славянской орнаментике. Мировое древо, Мировая гора, богиня Мокошь, одна из центральных в древнеславянском пантеоне, мать всего живого, рисуемая в виде геометризованной женской фигуры с поднятыми руками – всё это в равной степени характерно и для славянских, и для финно-угорских изобразительных канонов. Но широта географического расположения и многообразие укладов жизни привели к разнообразию характера народного искусства, к множеству специфических, локальных его видов и форм.

Я составил целую серию больших альбомов по мотивам финно-угорского орнамента. Публикую пока первый из них, который в основном опирается на искусство поволжских народов, а также северных – карелов и вепсов, где орнаментика особенно близка северорусской (подобные мотивы можно увидеть и в виньетках И. Билибина к изданию северных былин, на их основе построено начало моего альбома «Из Билибина»).

____________________________________
Пою, когда гортань сыра, душа – суха,
И в меру влажен взор, и не хитрит сознанье.
О. Мандельштам
«Последнее редактирование: 25 Февраля 2022, 00:25:38, Е. Морошкин»

Орнамент финно-угорских народов-3

Третий альбом основан на орнаментах западносибирских народов: хантов и манси. В них издревле выражались представления этих народов о природных силах и обитателях животного царства. Сегодня, отлившись в эмблематические, геометризованные формы, эти изобразительные мотивы используются в традиционной одежде и предметах быта.

Этой ветви финно-угорской культуры еще предстоит пройти путь профессионального становления, найти свое место в евразийской мифопоэтической картине мира.

____________________________________
Пою, когда гортань сыра, душа – суха,
И в меру влажен взор, и не хитрит сознанье.
О. Мандельштам

Орнамент финно-угорских народов-4

В этом альбоме использованы орнаменты, бытующие у народов северо-восточного края финно-угорского мира: у коми, хантов и манси. Многие из них строятся в виде ленты, состоящей из звеньев, внутри себя имеющих точку симметрии. Такой способ выращивания орнамента рождает огромное количество пластических вариантов. Вместе с тем каждый из этих мотивов имеет свое традиционное название: «корни лиственницы», «щучьи зубы», «крыло большой чайки» и т. д.

Здесь налицо элементы большой мифологической картины, видимо, не оформившейся в связную нарративную форму, но исподволь наполняющей материальную культуру этих народов. Интересно проследить и то, как геометрические мотивы, представленные здесь, появляются в качестве мелких элементов в орнаментах других финно-угорских культур. Там они, очевидно, не несут той же самой смысловой нагрузки, но свидетельствуют о родстве пластического мышления родственных народов.

____________________________________
Пою, когда гортань сыра, душа – суха,
И в меру влажен взор, и не хитрит сознанье.
О. Мандельштам

Орнамент финно-угорских народов-5

Новый альбом основан на орнаментах, происходящих из разных областей финно-угорского мира, отражающих их разный характер. Тут есть и холодноватая строгость эстонских и финских мотивов, и декоративность узоров у народов, граничащих с тюрками, и здесь я подчеркивал близость стилю восточного ковра.

____________________________________
Пою, когда гортань сыра, душа – суха,
И в меру влажен взор, и не хитрит сознанье.
О. Мандельштам

Орнамент финно-угорских народов-6

В этом альбоме я снова обратился к орнаменту северных и западносибирских народов. В том числе к образцам наиболее древнего происхождения, напоминающим о пещерных росписях и праписьменности.

____________________________________
Пою, когда гортань сыра, душа – суха,
И в меру влажен взор, и не хитрит сознанье.
О. Мандельштам

Орнамент финно-угорских народов-7

Это завершающий альбом из финно-угорской серии. Как и альбом № 4, он в основном построен на геометрических орнаментах хантов и манси.

Работая около трех лет с финно-угорскими материалами, я отмечал, с одной стороны, их родственность русской мифологической и культурной традиции, а с другой стороны, особенно в образцах западно-сибирских узоров – нечто совсем иной природы, имеющее самобытное и древнее происхождение. Я не знаю, получают ли эти изобразительные мотивы сегодня свою трансформацию в жанрах профессионального творчества (например, в искусстве ювелирном, в утонченных узорах современных тканей, или в графике, ориентированной на традицию модерна). Я находил в Сети только примеры довольно простых, архаического характера, финно-угорских орнаментов. Тем интереснее было работать с ними самостоятельно, не ориентируясь на какое-либо направление, и самому находить естественный для них образный строй, угадывать органичные для них пути стилистического усложнения.

____________________________________
Пою, когда гортань сыра, душа – суха,
И в меру влажен взор, и не хитрит сознанье.
О. Мандельштам
«Последнее редактирование: 17 Ноября 2022, 08:19:11, Е. Морошкин»

Узоры лоскутного шитья

В основу компьютерных композиций взяты фрагменты лоскутных панно, показанных в 2018 и 2023 годах на выставках фестиваля «Душа России».

Одна из особенностей изобразительного языка лоскутного шитья состоит в том, что на единой плоскости полотна располагаются кусочки узоров, за которыми угадываются разные манеры и традиции, и каждый такой кусочек становится окошком в быт и вкус своего времени, своей среды. Возникает многоголосие стилей, объемность культурного пространства.

Если во многих лоскутных панно есть избыточность таких ассоциативно наполненных элементов, то выделение небольшого фрагмента позволяет мне построить композицию, которую нетрудно воспринять целостно, а в пределах этой композиции, используя преобразование цвета и фактуры, я могу придать этим элементам более личностное, субъективное звучание. Было интересно заново находить цветовую и стилистическую гармонию между контрастными, рядом стоящими кусочками пространства, привести их к новой цельности.

____________________________________
Пою, когда гортань сыра, душа – суха,
И в меру влажен взор, и не хитрит сознанье.
О. Мандельштам
«Последнее редактирование: 03 Июня 2024, 17:41:35, Е. Морошкин»

Прелюдия № 14, ми-бемоль минор

Этот небольшой альбом – визуальный комментарий к моей музыкальной прелюдии es-moll. Прямого образного совпадения здесь нет: если музыка носит ориентальный, и при этом прозрачный, легкий характер, то картинки в основном выполнены в густых, иногда резких красках. Они сделаны на основе рисунков нескольких войлочных панно, составивших проект Лоскутный войлок, показанный на фестивале в Гостином дворе. Эти рисунки, восходящие к древним орнаментам кочевых народов, оказались созвучны ориентальному образу прелюдии.

____________________________________
Пою, когда гортань сыра, душа – суха,
И в меру влажен взор, и не хитрит сознанье.
О. Мандельштам
«Последнее редактирование: 13 Января 2025, 19:06:33, Е. Морошкин»

Деревянная резьба Суздаля

Наличники – резные обрамления окон в деревянных домах – появились в России на рубеже XVII-XVIII веков, а широкое распространение получили с середины XIX века. По мнению Ивана Хафизова, исследователя искусства наличников, одной из причин его бурного развития было то, что в это время деревянные корабли стали уступать место пароходам, и массово терявшие работу корабельные плотники и резчики стали предлагать свои услуги по украшению домов. Так, сначала вблизи больших судоходных рек, а потом и по всему пространству России деревенские избы и дома горожан покрылись резным орнаментом. К этому времени сакральный смысл древних орнаментальных мотивов уже мало кому был понятен, но сохранялись инерция национального вкуса и бывшие у многих перед глазами образцы церковного деревянного зодчества.

В каждом регионе, а иногда и в каждом отдельном городе и даже деревне могли складываться собственные традиции, свои композиционные приемы и излюбленные изобразительные мотивы. В Суздале, где я был летом прошлого года, эта традиция и сегодня продолжает развиваться. Наличники, ставни и резные элементы декора многочисленных деревянных домов, не только исторических, но и современных, являют многообразие решений и изобретательность мастеров-резчиков.

____________________________________
Пою, когда гортань сыра, душа – суха,
И в меру влажен взор, и не хитрит сознанье.
О. Мандельштам
«Последнее редактирование: 14 Марта 2025, 21:34:20, Е. Морошкин»

Коломенский дворец

Дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском был в свое время кульминационным явлением русского деревянного зодчества. Построеный в 1667-1672 годах, он в течение нескольких десятилетий был главной царской резиденцией. Здесь правитель жил со своим многочисленным семейством, здесь проходили важные государственные советы, праздники и увеселенья, принимались делегации иноземцев.

Уникальным было богатство и изысканность его архитектурных форм. Терема, шатры и  башенки были оснащены узорными витыми столбиками, наличниками и кокошниками, из тысяч резных элементов составлена чешуйчатая кровля. Многообразно было и оформление интерьеров, над которым работали лучшие мастера-резчики, столяры и иконописцы из Оружейной палаты. Здесь использовались резьба по дереву с золочением, живопись, обивка стен сукном, тисненой кожей и шелком; окна из разноцветной слюды были подобны витражам. Стены и потолки, расписанные «травным узорочьем», создавали образ райского сада, как это происходило и в церковных пространствах; «бытийное письмо» на стенах, а также шпалеры и картины основывались на античных и библейских сюжетах. На потолке одного из залов находился «Зодий небесный» – изображение Солнца и движущихся вокруг него планет, выполненное с максимальной для того времени научной точностью. В целом соседство и взаимодействие традиционных национальных мотивов с новыми смыслами и европеизированными симметричными формами создавало неповторимый облик русского барокко, нигде больше не проявившийся в такой полноте.

С перенесением столицы в Петербург дворец опустел и постепенно стал разрушаться. Осмотр, произведенный в 1767 году с участием Василия Баженова, признал, что деревянные конструкции могут обрушиться «по великой ветхости», и дворец было решено разобрать. Перед этим по указу императрицы Екатерины были сделаны подробные обмеры и чертежи, изготовлен макет дворца.

Идея о воссоздании архитектурного шедевра возникала не раз на протяжении последних десятилетий, и наконец в 2007-2010 годах она была осуществлена. Помимо сохранившихся документов и чертежей существовали старинные рисунки и гравюры, и таким образом внешний облик дворца можно было воспроизвести с большой точностью. Возможно было изготовить печные изразцы по подобию тех, что были найдены в раскопках на месте старого дворца (новый был построен на другом месте, километром ниже по реке). Что же касается других подробностей интерьера, то кроме словесных описаний никаких достоверных материалов не было. Коллективу историков, искусствоведов и реставраторов под руководством художника Ивана Глазунова предстояло создать собственное прочтение атмосферы и стиля русского барокко XVII века. Ориентирами служили росписи храмов Ярославля и Ростова, интерьеры Теремного дворца в Кремле, образцы мебели и утвари того времени, а также книжные миниатюры и другие архивные материалы. Была в результате выстроена современная версия того пространства, в котором проходили детские годы Петра Первого.

Мои фантазии на основе интерьеров Коломенского дворца (размещаю пока первый альбом из нескольких) также являются современной медитацией на образ «райского сада» изначальной прароссианской культуры, в которую уже начинало заметно проникать европейское влияние. Тогда, в роскоши этого дворца был запечатлен момент последней и самой яркой вспышки национального миросозерцания, момент хрупкого равновесия перед поворотом на другие цивилизационные пути.

____________________________________
Пою, когда гортань сыра, душа – суха,
И в меру влажен взор, и не хитрит сознанье.
О. Мандельштам
«Последнее редактирование: 27 Июля 2025, 22:25:42, Е. Морошкин»

Симеон Полоцкий
1671 год (первое стихотворение о Москве)

ПРИВЕТСТВО
БЛАГОЧЕСТИВЕЙШЕМУ, ТИШАЙШЕМУ САМОДЕРЖАВНЕЙШЕМУ
ГОСУДАРЮ ЦАРЮ И ВЕЛИКОМУ КНЯЗЮ АЛЕКСИЮ
МИХАЙЛОВИЧУ, ВСЕЯ ВЕЛИКИЯ И МАЛЫЯ И БЕЛЫЯ РОССИИ
САМОДЕРЖЦУ, О ВСЕЛЕНИИ ЕГО БЛАГОПОЛУЧНОМ
В ДОМ, ВЕЛИИМ ИЖДИВЕНИЕМ, ПРЕДИВНОЮ ХИТРОСТИЮ,
ПРЕЧУДНОЮ КРАСОТОЮ В СЕЛЕ КОЛОМЕНСКОМ
НОВОСОЗДАННЫЙ

Добрый обычай в мире содержится:
в дом новозданный аще кто вселится,
Все друзи его ему приветствуют,
благополучно жити усердствуют
И дары носят от сребра и злата
и хлеб, да будет богата полата.
Нищ ли кто в злато – руце воздевает
к богу и мольбы теплы возсылает,
Да подаст здраво и щасливо жити,
им же даде в дом новый ся вселити.
Аз сей обычай честный похваляю
и сам усердно ему подражаю,
Видя в дом новый ваше вселение,
в дом, иже миру есть удивление,
В дом зело красный, прехитро созданный,
честности царстей лепо сготованный.
Красоту его мощно есть равняти
Соломоновой прекрасной палате.
Аще же древо зде не есть кедрово,
но стоит за кедр, истинно то слово.
А злато везде пресветло блистает,
царский дом быти лепота являет.
Написания егда возглядаю,
много историй чюдных познаваю:
Четыре части мира написаны,
аки на меди хитро изваяны;
Зодий небесный чюдно написася,
образы свойств си лепо знаменася;
И части лета суть изображены,
яко достоит, чинно положены.
И ина многа дом сей украшают,
разумы зрящих зело удивляют.
Множество цветов живонаписанных
и острым хитро длатом изваянных,
Удивлятися всяк ум понуждает,
правый бо цветник быти ся являет.
Едва светлее рай бе украшенный,
иже в начале богом насажденный.
Дом Соломонов тым славен без меры,
яко ваянны име в себе зверы.
И зде суть мнози, к тому и рыкают,
яко живые львы, глас испущают;
Очеса движут, зияют устами,
видится, хощут ходити ногами;
Страх приступити, тако устроенны,
аки живые львы суть посажденны.
Окна, яко звезд лик в небе сияет,
драгая слюдва, что сребро, блистает.
Множество жилищ градови равнится,
вся же прекрасна,– кто не удивится!
А иных красот не леть ми вещати,
ум бо мой худый не может объяти.
Единым словом, дом есть совершенный,
царю велику достойно строенный;
По царстей чести и дом зело честный,
несть лучше его, разве дом небесный.
Седмь дивных вещей древний мир читаше,
осмый див сей дом время имат наше...
Осмое ныне на Москве явися,
егда сей царский твой дом совершися,
Всячески дивный, красный и богатый,
велелеп извне, внутрь нескудно злотый.
В он же ти ныне вшедшу еже жити,
всем подобает приветство творити;
Достоит дары драгия даяти,
любовь и верность тако проявляти.
Кто убо богат, да идет со златом,
с сребром, с собольми к царским ти полатом,
Аз тех лишенный, дерзнух приходити
с приветным словом, тем верность явити.

_______________________________________________
Роза Мира не является новой религией и новой культурой,
но ансамблем и диалогом религий и культур.


 
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика