Пространственные искусства
Орнаменты национальных культур (компьютерная живопись)

0 Участников и 1 гость просматривают эту тему.

Изразцы-2

Материалом для этого альбома послужили не фотографии изразцов, как в прошлый раз, а копии, сделанные Сергеем Маслихом в технике акварели и послужившие иллюстрациями к его книге «Русское изразцовое искусство XV-XIX веков» («Изобразительное искусство», 1983).

Помимо старинных, до XVII века, изразцов, в книге приводится большое количество изделий послепетровского времени. Предназначенные уже не для облицовки наружных стен, а для внутреннего, интерьерного пространства, они имеют более камерный и светский характер, и тут интересно проследить взаимодействие европейских изобразительных манер и сюжетов с чертами традиционного изразца. Узнаваемые признаки барокко и классицизма выглядят иногда наивно, не вполне органично, но тут есть и обаяние переходной культурной эпохи, предшествующей появлению классического русского искусства XIX века.

____________________________________
Пою, когда гортань сыра, душа – суха,
И в меру влажен взор, и не хитрит сознанье.
О. Мандельштам

Орнамент финно-угорских народов

Народы финно-угорской семьи занимают обширную территорию Евразии, от Венгрии и Норвегии до западной Сибири. Места их проживания показаны на этой карте (там только не упомянуты чуваши, живущие в Поволжье, по соседству с марийцами и удмуртами):



Естественно, что располагаясь преимущественно внутри европейской части России, они постоянно взаимодействовали с русскими, что проявилось в том числе в народном искусстве. Среди изобразительных мотивов, наполняющих вышивку, предметы быта и декоры домов, много символических фигур, знакомых и по славянской орнаментике. Мировое древо, Мировая гора, богиня Мокошь, одна из центральных в древнеславянском пантеоне, мать всего живого, рисуемая в виде геометризованной женской фигуры с поднятыми руками – всё это в равной степени характерно и для славянских, и для финно-угорских изобразительных канонов. Но широта географического расположения и многообразие укладов жизни привели к разнообразию характера народного искусства, к множеству специфических, локальных его видов и форм.

Я составил целую серию больших альбомов по мотивам финно-угорского орнамента. Публикую пока первый из них, который в основном опирается на искусство поволжских народов, а также северных – карелов и вепсов, где орнаментика особенно близка северорусской (подобные мотивы можно увидеть и в виньетках И. Билибина к изданию северных былин, на их основе построено начало моего альбома «Из Билибина»).

____________________________________
Пою, когда гортань сыра, душа – суха,
И в меру влажен взор, и не хитрит сознанье.
О. Мандельштам
«Последнее редактирование: 25 Февраля 2022, 00:25:38, Е. Морошкин»

Орнамент финно-угорских народов-3

Третий альбом основан на орнаментах западносибирских народов: хантов и манси. В них издревле выражались представления этих народов о природных силах и обитателях животного царства. Сегодня, отлившись в эмблематические, геометризованные формы, эти изобразительные мотивы используются в традиционной одежде и предметах быта.

Этой ветви финно-угорской культуры еще предстоит пройти путь профессионального становления, найти свое место в евразийской мифопоэтической картине мира.

____________________________________
Пою, когда гортань сыра, душа – суха,
И в меру влажен взор, и не хитрит сознанье.
О. Мандельштам

Орнамент финно-угорских народов-4

В этом альбоме использованы орнаменты, бытующие у народов северо-восточного края финно-угорского мира: у коми, хантов и манси. Многие из них строятся в виде ленты, состоящей из звеньев, внутри себя имеющих точку симметрии. Такой способ выращивания орнамента рождает огромное количество пластических вариантов. Вместе с тем каждый из этих мотивов имеет свое традиционное название: «корни лиственницы», «щучьи зубы», «крыло большой чайки» и т. д.

Здесь налицо элементы большой мифологической картины, видимо, не оформившейся в связную нарративную форму, но исподволь наполняющей материальную культуру этих народов. Интересно проследить и то, как геометрические мотивы, представленные здесь, появляются в качестве мелких элементов в орнаментах других финно-угорских культур. Там они, очевидно, не несут той же самой смысловой нагрузки, но свидетельствуют о родстве пластического мышления родственных народов.

____________________________________
Пою, когда гортань сыра, душа – суха,
И в меру влажен взор, и не хитрит сознанье.
О. Мандельштам

Орнамент финно-угорских народов-5

Новый альбом основан на орнаментах, происходящих из разных областей финно-угорского мира, отражающих их разный характер. Тут есть и холодноватая строгость эстонских и финских мотивов, и декоративность узоров у народов, граничащих с тюрками, и здесь я подчеркивал близость стилю восточного ковра.

____________________________________
Пою, когда гортань сыра, душа – суха,
И в меру влажен взор, и не хитрит сознанье.
О. Мандельштам

Орнамент финно-угорских народов-6

В этом альбоме я снова обратился к орнаменту северных и западносибирских народов. В том числе к образцам наиболее древнего происхождения, напоминающим о пещерных росписях и праписьменности.

____________________________________
Пою, когда гортань сыра, душа – суха,
И в меру влажен взор, и не хитрит сознанье.
О. Мандельштам

Орнамент финно-угорских народов-7

Это завершающий альбом из финно-угорской серии. Как и альбом № 4, он в основном построен на геометрических орнаментах хантов и манси.

Работая около трех лет с финно-угорскими материалами, я отмечал, с одной стороны, их родственность русской мифологической и культурной традиции, а с другой стороны, особенно в образцах западно-сибирских узоров – нечто совсем иной природы, имеющее самобытное и древнее происхождение. Я не знаю, получают ли эти изобразительные мотивы сегодня свою трансформацию в жанрах профессионального творчества (например, в искусстве ювелирном, в утонченных узорах современных тканей, или в графике, ориентированной на традицию модерна). Я находил в Сети только примеры довольно простых, архаического характера, финно-угорских орнаментов. Тем интереснее было работать с ними самостоятельно, не ориентируясь на какое-либо направление, и самому находить естественный для них образный строй, угадывать органичные для них пути стилистического усложнения.

____________________________________
Пою, когда гортань сыра, душа – суха,
И в меру влажен взор, и не хитрит сознанье.
О. Мандельштам
«Последнее редактирование: 17 Ноября 2022, 08:19:11, Е. Морошкин»


 
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика