Индуизм в Розе Мира
Ма Кали – проблема восприятия

0 Участников и 2 гостей просматривают эту тему.

« #106 : 08 Января 2021, 12:42:48 »
Впервые вижу изображение плачущей Матери Кали. Конечно, образ "нетрадиционный", тем не менее.
Нет, в сериале "Махакали - конец, это начало" - Она плачет не раз. Но это же кино. Еще и индийское. :)

Дух дышит, где хочет

« #107 : 09 Января 2021, 17:51:41 »
Вадим, а какого периода времени это изображение? Интересно, когда стало приходить понимание того, что великая и, как бы, грозная Богиня может плакать по простым смертным людям?



« #108 : 09 Января 2021, 23:33:56 »
Вадим, а какого периода времени это изображение?

Думаю, это современное изображение.

Интересно, когда стало приходить понимание того, что великая и, как бы, грозная Богиня может плакать по простым смертным людям?

Сложно сказать... В сериале "Махакали" Она и плачет, и несколько раз жертвует собой ради своих детей. Первый случай, кстати, с Картикеей и все тем же Индрой связан. Картикея случайно убивает Индру. Равновесие мира нарушено. Чтобы восстановить равновесие и воскресить дэвраджа (Индру), надо чтобы Картикея воплотился в мире людей и все забыл. Мать Кали (Парвати) берет наказание на себя. Она воплощается в мире людей, забыв свое божественное происхождение... Такая вот Она "грозная". И главное - Она Мать. Мать богов и простых смертных людей. А разве матери не плачут? :)

Дух дышит, где хочет

« #109 : 29 Января 2021, 15:24:55 »
Очень хорошее, классическое такое изображение Маты Бхайрави. Бхайрави - одна из великих Махавидьий Богини Матери Махакали. В шактистской и тантрической традициях богиня Бхайрави имеет огромное значение. Она освобождает от гнева и низменных страстей, обучает воздержанию и йоге. Повстречать "свою Бхайрави", для мистика, является большой удачей... Жалею, что мне не попалось это изображение, когда я описывал эту форму Матери, Бхайрави.


Дух дышит, где хочет

« #110 : 02 Апреля 2021, 21:37:24 »
Немного оживлю тему еще одним видео, которое мне понравилось. Классическая индуистская музыка, антураж. Хороший, добрый образ Богини Матери Кали...

https://youtu.be/VW3yei57zm0
 

Дух дышит, где хочет

« #111 : 09 Апреля 2021, 18:37:21 »
Из новой книги "Духовный путь" Грегори Дэвида Робертса, автора автобиографических романов "Шантарам" и "Тень горы". Оказывается, он стал поклонником Ма Кали, и вот вкратце, как он описывает свой собственный опыт.

----------
В католической школе, где я учился, шалунам, бунтарям и трудновоспитуемым не разрешали вступать в ?Братства? — молитвенные общества Иисуса, или Иосифа, или святого Игнатия, где заправляли школьные старосты; вместо этого нас отправляли в Братство Благой Приснодевы Богоматери Марии. О моем безобразном поведении в школьные годы, равно как и о моем детском Служении женскому Божеству, говорит то, что все требуемое от меня Служение я в те дни посвящал Матери Марии, а вдобавок это было единственное место в школе, где я чувствовал себя спокойно и уютно, а также — пусть сам я этого не замечал — у меня возникала связь.

Почти сорок лет спустя один Просветленный сказал мне, что за мной надзирает крылатая Богиня плодородия, верности и любви, Исида. Я в это, в общем-то, не поверил, но по неведомой причине с того дня стал ежедневно произносить про себя Ее имя, и Ей по-прежнему принадлежит особое место в пространстве для Служения у меня дома. Так или иначе, Она никогда меня не покидала, оставаясь, в частности, в серебряном медальоне, который я ношу не снимая.

Странствуя вдоль и поперек по Индии, я попадал в великолепные храмы, посвященные мужским Божествам, воплощенным в Шиве, Кришне, Ганеше и Вишну. Меня завораживали сложные, а порой и исполненные роскоши узоры в храмах, я с восторгом наблюдал, как совершают Служение их прихожане. Однако удержать меня надолго и впоследствии привлечь обратно могли только святые места, посвященные Богиням: Лакшми, Сарасвати, Дурге, Дхумавати и Маа Кали.

В Европе и в Африке, в одном городе за другим, я также обнаруживал, что мое ?Я? в очередной раз присело в церкви, посвященной Матери Марии и всем Ее наименованиям: Богоматерь Утешительница, Богоматерь Успения, Звезда Моря, Царица Небес и Матерь
Милосердная. Я тогда бродяжничал и время от времени заходил, хромая, в очередной храм Богоматери, моля о помощи или прощении, а потом хромал в больницу. Я испытывал любовь и почтение к Иисусу, однако в самые невыносимые минуты всегда обращался к Его Матери.

А потом появилась Маа Кали: она постоянно присутствовала в моей жизни в форме образов, которые мне присылали друзья и даже незнакомцы, отсылок в трудночитаемых текстах, на обложках альбомов, в имени дочери друга и в сотнях иных туманных знаков.
Восемь лет назад я попал в самый странный и необычайный храм Маа Кали на свете. Я мгновенно ощутил связь с человеком, который стал моим духовным наставником, и с идолами Маа Кали, хотя тогда еще очень мало знал об этой Богине и понятия не имел, на что я иду в момент этого первого невеликого Отказа.

Сперва меня потянуло к наставнику, и некоторое время ушло на осознание того, что за спиной его стоит нездешняя энергия, нездешняя духовная связь и они втягивают меня в
точку слияние места, наставника, послания и Божества — там, впервые в жизни, я смогу постичь все.

Таково было начало моего обучения деятельному Служению: я смотрел, как наставник совершает Служение, и так возникла (с моей невежественной точки зрения) моя связь с Маа Кали, известной просто как Маа. А в свете всего того, что произошло на протяжении всей моей жизни, правильно было именно Маа.
________
Число людей, посвящающих свое Служение Маа, невелико в сравнении с несчетными, многомиллионными когортами тех, кто служит другим Богам и Богиням. В редких магазинах, торгующих идолами, вы увидите идол Маа Кали среди множества идолов всех прочих Божеств. Причина в том, что Маа Кали не из домашних Богинь, что означает, что у Нее репутация опасного Божества. Легенды гласят, что можно служить многим Богам и
Богиням, потом вернуться в мир и вести себя недолжным образом, а после продолжить Служение —и Божества вас простят.

Маа не прощает. Известно, что она наказывает за лицемерие и неискренность огнем и мечом. Что об этом ни думай, одно безусловно: сотни миллионов индусов относятся к этому серьезно, именно поэтому лишь немногие служат Маа.

Я, со своей стороны, не в состоянии принять логику карающего или разрушающего Божественного Совершенства, однако я верю в то, что мы Проявляем в себе духовный Путь, по которому идем в этой жизни. Верю я и в то, что, если Маа представляет собой
Великую Всеобщую Мать, значит оскорбить ее неискренним Служением —все равно что оскорбить всех Матерей этого мира одновременно. А в той Материальной Реальности, в которой мы живем и которую называем реальным миром, мало что может сравниться по силе с Материнским Благословением —и почти невозможно спастись от Материнского проклятия.

Я полагал и ощущал, что с Материнским Началом лучше  не ссориться, и с крайним вниманием отнесся ко всем предупреждениям, хотя для меня и неприемлема логика
вредоносного или карающего Божественного Совершенства в любой форме.
Кроме того, суровые предупреждения по поводу страшных последствий нечистосердечия в Служении Маа запали мне в душу.

Воодушевляющая подготовительная речь для тех, кто хочет служить Маа, выглядит так:
Если не справляешься,
Скажи, что сломлен,
И уходи.
Очень подходящий для меня духовный вызов. Кроме того, я знал, что, если я начну с Маа и справлюсь, то есть меня не четвертуют и не сожгут, Служение будет вечным.
Сломлен или связан навсегда.

Мне это было по душе. Отсутствие компромисса и простого способа сбежать, полная самоотдача, суровая дисциплина, договор на всю жизнь и пугающая репутация Богини казались невероятно притягательными. Несколько глав моей жизни подготовили меня к столь бескомпромиссному посвящению моего ?Я? Служению столь бескомпромиссному Божеству.

Возможно, мне хотелось искупления —своего рода отпущения грехов, которое я получил бы, предложив Маа свое Служение и рискнув огнем, мечом и выживанием... а возможно, и нет.

Но все это было в начале моего странствия по Пути, и я куда менее нынешнего был уверен в том, что искупления и отпущение грехов —это понятия Материальной Реальности, никак не связанные с духовным, в котором речь идет только о том, что требуется, а что не требуется для установления связи.

Какими бы ни были мои глубинные побуждения, в сердце своем я знал, что, если совершу приятие, отказ, а потом полностью посвящу свое Служение до конца дней своих некоему Божеству, оно должно быть из числа Богинь или женских Божеств, поскольку туда тянет меня мое чутье, а кроме того, это должна быть самая устрашающая, опасная и прекрасная Богиня из всех: Маа Кали. 

----------------------------------------
Цитируется согласно: Грегори Дэвид Робертс, "Духовный путь", издательство "Азбука", Санкт-Петербург, 2021, перевод Александры Глебовской.




« #112 : 11 Апреля 2021, 11:26:59 »
Спасибо, Павел! Очень интересно. И я так понял, книга этого человека переведена на русский язык. Надо будет скачать... Мое субъективное ощущение Матери Кали немного отличается от ощущения Дэвида Робертса. Это нормально :). Мать Кали имеет бесконечное количество образов - от самых гневных, до самых умиротворенных - все зависит от того, что хочет преданный видеть в Маа. Конечно, богиня имеет и свой собственный характер, свою собственную личностную суть (не знаю, как лучше выразиться.) Мои ощущения такие - Она очень сильна. Она способна вникать во все мелочи человеческого бытия и быта, включая самые неприглядные стороны. Она не причиняет зла своим детям и может многое им простить. Но, кажется, Мата не терпит предательства. Она абсолютно бескомпромиссна. С Ней невозможно договориться. Она Мать, Она любит... но, может быстро прийти в гнев и тогда Материнская оплеуха неизбежна (я пару раз получал - странно, начинаешь еще больше Её любить.) И так же быстро Мата "остывает". А еще Мать Кали очень нежна, чувствительна - Она наша внутренняя Природа, Она Двери к Богу. Мать Кали очень близка, с ней можно вести самую доверительную беседу. Именно за это я больше всего люблю Маму Кали... Это так, вкратце, мои субъективные ощущения. Попозже постараюсь прокомментировать Дэвида Робертса. 

Дух дышит, где хочет

« #113 : 11 Апреля 2021, 19:10:15 »
Вадим,

Книга "Духовный путь" Грегори Дэвида Робертса очень хорошая. Я сейчас её дочитываю. Там, в частности, подробно описывается практика служения Матери Кали, которую автор под руководством своего наставника себе выдумал. С выдуванием разных музыкальных нот через раковину. Между прочим, отнюдь не простое дело! :)
На русском языке книга, как будто бы, вышла в начале этого года, но у меня самого имеется только PDF-версия -- прислали на прошлой неделе. Весит 12 Мб.
Так же интересна и судьба самого автора, который прошёл путь от дипломированного литератора до грабителя банков, затем до гангстера бомбейской мафии, и, наконец, до смиренного служителя Ма Кали.



« #114 : 12 Апреля 2021, 16:29:21 »
Я выше несколько поторопился. Сейчас более подробно почитал биографию Робертса: он скорее всего не получил диплома о высшем образовании -- просто учился некоторое время в университете Мельбурна.



« #115 : 12 Апреля 2021, 18:45:18 »
Поздравляю всех с началом весеннего Наваратри - девять дней и ночей Великой Богини Матери! (В этом году начало Наваратри совпало с Днем Космонавтики... тоже знак. :))

Милостивая Ты — но НЕМИЛОСТИВУЮ ФОРМУ
ТЫ ПРИНИМАЕШЬ, ЧТОБЫ ПОГУБИТЬ ДЕМОНОВ!

Сонмам богов Ты — спасительница!
Мириадам живых существ — мать!

(Кали-стотра - гимн Матери Кали)




Дух дышит, где хочет

« #116 : 12 Апреля 2021, 22:34:55 »
На русском языке книга, как будто бы, вышла в начале этого года, но у меня самого имеется только PDF-версия -- прислали на прошлой неделе. Весит 12 Мб.

Увы. Пока на пиратской библиотеке "Флибуста", которой пользуюсь и сам там автором числюсь - книга не появилась. Но Дэвид Робертс есть и есть два его предыдущих романа: "Шантарам" и "Тень горы". Скачал, почитаю. Да, ознакомился с биографией Робертса - это что-то с чем-то. Не простой путь был у человека. Почему, на мой взгляд и соответствующий Образ Матери Кали. Но надо, естественно, прочитать саму книгу. К сожалению, не пользуюсь форматом PDF. Обычно скачиваю книги в формате FB2. Этот формат идеально подходит к моей электронной книге. Так что ничего вразумительного об опыте Робертса пока сказать не могу. Но очень бы желал с ним ознакомиться. Пока выделю пару самых общих моментов:

все требуемое от меня Служение я в те дни посвящал Матери Марии, а вдобавок это было единственное место в школе, где я чувствовал себя спокойно и уютно, а также — пусть сам я этого не замечал — у меня возникала связь.

Да, у меня тоже был период - где-то с 2007-го по 2013 год - когда я пытался посвятить себя служению Богоматери. Вышло не очень... Тем не менее, я стал регулярно ходить в церковь, осмысленно слушать службы, Причащаться. Но ходил я не столько к Христу, сколько к Ней. (О Христе, конечно, помнил; но притягивала меня Она.) И тоже тогда у меня возникла как бы живая связь с Богоматерью.

Почти сорок лет спустя один Просветленный сказал мне, что за мной надзирает крылатая Богиня плодородия, верности и любви, Исида.

Это очень интересно! Исида, она же Иштар у аккадцев и Иннана у шумерцев. Действительно, очень любвеобильная богиня. Но здесь у меня никакого опыта нет, кроме книжного.

Однако удержать меня надолго и впоследствии привлечь обратно могли только святые места, посвященные Богиням: Лакшми, Сарасвати, Дурге, Дхумавати и Маа Кали.
В Европе и в Африке, в одном городе за другим, я также обнаруживал, что мое ?Я? в очередной раз присело в церкви, посвященной Матери Марии и всем Ее наименованиям: Богоматерь Утешительница, Богоматерь Успения, Звезда Моря, Царица Небес и Матерь
Милосердная.

На мой взгляд, все это имена (Образы) Единой Богини Матери. Да, за многими этими Образами могут стоять живые, личностные сущности (богини), но в высшим, трансцендентном смысле все это проявления Великой Богини Матери. Конечно, эти Образы могут весьма различаться по восприятию и по своим функциям. Например, мое восприятие Матери Кали несколько отличается от того, как я воспринимал Богоматерь. Если совсем кратко - между мной и Богородицей всегда была некоторая дистанция. Что вполне нормально: я обычный грешный человек, Она Мать Христа, непорочная, сияющая; где-то там, высоко в Небесах. С Матой Кали я этой дистанции не ощущаю, или почти не ощущаю... Да, надо будет мое личное восприятие все же подробней описать, но я все откладываю, потому как оно слишком личное. :)

Маа не прощает.

И мой маленький личный опыт, и то, что я читал о Кали - говорит об обратном... Видимо, Образ Маа, который открылся Дэвиду, более яростный и жесткий. Учитывая его путь... Но опять же, надо читать книгу.

Известно, что она наказывает за лицемерие и неискренность огнем и мечом.

Огнем и мечем не наказывают, а убивают. Обычно это к демонам относится. Но за лицемерие и неискренность Она, действительно, может жестко наказать. Об этом как раз буду писать в следующей главе, посвященной Рамакришне.

Еще раз всех с наступившим Наваратри!   

Дух дышит, где хочет

« #117 : 21 Апреля 2021, 21:53:49 »
Друзья! Всех с окончанием Наваратри!

Для меня это Наваратри выдалось очень непростым. Я немного приболел. Но это ничего не значит. Слава Матери Богине! Я поклоняюсь Ей в форме Кали. Но у Неё много других форм.


Дух дышит, где хочет
«Последнее редактирование: 23 Апреля 2021, 13:53:58, Вадим Булычев»

ОффлайнЗолушка

  • Сестра-хозяйка
« #118 : 25 Апреля 2021, 00:29:55 »
Отделена в другую тему дискуссия "Как соотносится Великая Богиня и Единое Начало?" Прим. ред.

Грамотность украшает даже поэтов.

Нужны ли Матери Кали жертвоприношения
(Современный индийский криминал, история Халадхари, Тинали Рамакришны, Бхарата)

В параллельной теме, посвященной великому индийскому святому Рамакришне, у нас зашел разговор о жертвоприношениях богине Кали. (Посмотреть можно здесь.) При этом упоминались не только жертвоприношения животных, но и человеческие жертвоприношения. Жертвоприношения животных, по современному индийскому законодательству, запрещены. Но, согласно сведениям современных туристов и паломников, животных (чаще всего это мелкие животные, та же домашняя птица) продолжают по большим праздникам приносить в жертву. Только делается это более скрытно и, как правило, на задних дворах храмов. А вот человеческие жертвоприношения "Черной" Матери Кали после 16 века стали постепенно сходить на нет. Признаюсь, думал, что после того как к началу 20 века преступная организация тхагов (тугов) в Индии была полностью ликвидирована, человеческие жертвы Матери Кали больше никогда не приносились. Увы, это не так. Моя очень хорошая знакомая прислала мне вчера, по "фейсбуку", небольшую заметку. Заметка за 2010 год, не сегодняшняя. Тем не менее, 2010 год - это не век позапрошлый. Процитирую часть текста:

...На этой неделе в штате Западная Бенгалия полиция арестовала трех человек по подозрению в убийстве человека в храме "черной" богини Кали в округе Бирбхум. Сообщения о жертвоприношениях людей, совершенных в ритуальных или магических целях, время от времени приходят из индийской глубинки. По мнению ряда обозревателей, необычно сильная жара, установившаяся в Индии и угрожающая урожаю, может привести к тому, что адепты некоторых сект или племенных культов могут прибегать к изуверским ритуалам, чтобы задобрить свои божества.
Полиция начала расследование после того, как на днях в одном из храмовых комплексов округа Бирбхум в Западной Бенгалии было найдено обнаженное обезглавленное тело молодого мужчины. Труп обнаружили в храме, посвященном Кали, отделенная голова была украшена цветами и красной краской. Характер убийства напоминает обряды человеческих жертвоприношений, которые практиковались некоторыми индийскими сектами...
https://www.newsinfo.ru/articles/2010-04-30/cgertva/730736/?fbclid=IwAR33o8Ig5pTzYiD8P0Ilp12Gxszn1eo-TlufA-_aIMrluZ1rN3ljPYHlTF0


Собственно, о чем это говорит? Для кого-то подобные заметки "неопровержимое доказательство" того, что культ Матери Кали - демонический. Кто-то подумает о том, что в Индии еще сохранились "мрачные средневековые пережитки". В отличие от нас, людей "белых, европейских, образованных". Я категорически не согласен ни с первым выводом, ни со вторым. Наличие в том или ином культе немногочисленных изуверских сект никак не может говорить о том, что сам культ демонический. Одержимые демонами люди существуют во всех культурах и религиях. И их изуверские обряды остаются исключительно на их совести. По поводу второго вывода - если кто-то думает, что в благополучной Европе тайные сатанистские общества не приносят сегодня человеческих жертв, думаю, он заблуждается. (Как-нибудь напишу на эту крайне неприятную тему.)

Возникает вопрос: а как сама Матерь Кали относится к жертвоприношениям Ей? Насчет жертвоприношения животных все очень неоднозначно. Иногда жертвоприношения животных Ею отвергаются, иногда наоборот. Тут, видимо, все зависит от времени и от намерения тех, кто приносит Ей жертву. Например, в истории Халадхари, отказавшегося приносить животных в жертву "Черной" Матери (эта история произошла в середине 19 века и связана с Рамакришной, о чем я и пишу в соответствующей теме), Мать Кали как бы "за" жертвоприношения Ей. Но и тут не так все просто. Если ознакомиться с этой историей подробно, то становится понятно, что гнев Матери обращен не столько против того, что Халадхари не хотел участвовать в обряде жертвоприношения, сколько против его высокомерного религиозного лицемерия. И я знаю другую историю. Это история Тинали Рамакришны. Он жил еще в 16 веке. Был неплохим писателем и "пересмешником", этаким индийским Ходжой Насрединном. И он очень любил Мать Кали. Я писал об этом замечательном человеке в этой ветке, но что-то не могу найти - где. :) А история такая. Тинали одно время жил в глухом лесном храме Кали. Однажды туда пришли охотники, они хотели принести в жертву богине козленка. Тинали спрятался за статуей Матери и от Её имени обратился к охотникам: мол, как смеете вы приносить мне в жертву живое существо, мне, Матери всех живых существ... Охотники в страхе бежали, козленок был спасен. Вскоре к Тинали пришла сама Мать Кали. И Она была довольна его поступком.

А как Мать Кали относится к человеческим жертвоприношениям Ей? Думаю, крайне отрицательно. Особенно когда Ей в жертву пытаются принести либо невинного ребенка, либо безобидного человека, или человека праведной жизни. В индуистской мифологии, посвященной Матери Кали, есть немало историй, когда такие жертвоприношения оканчивались очень плохо для тех, кто их совершал. Одна из историй связана с Махараджей Барахтом. Он был большим преданным Васудева (одно из имен Кришны). В одной из своих жизней он был великим царем, затем отшельником, что под конец жизни по неосторожной привязанности принял форму олененка. Наконец он родился в обычной семье брахмана. И чтобы загладить все свои прежние кармические поступки он добровольно стал идиотом, точнее - юродивым. Вот эта история:

...Махараджа Бхарата родился в семье брахмана, у которого было две жены; он стал сыном младшей из них. У него и на этот раз сохранилась память о прошлой жизни, и потому, опасаясь попасть под дурное влияние окружающих, он изображал из себя глухонемого. Боясь снова сбиться с духовного пути, он старательно избегал общения с мирскими людьми.
Получив тело брахмана, Махараджа Бхарата внешне вёл себя так, что окружающие считали его недоразвитым, но в уме он всегда хранил образ Верховного Господа, Васудевы, и прославлял Его. Отец хотел дать Бхарате хорошее образование и надеть на него священный шнур, чтобы сын очистился и стал настоящим брахманом, но Бхарата всем своим поведением показывал родителям, что он слабоумный и что его нисколько не привлекают очистительные обряды. Ему не нужны были эти формальности, ибо он всегда пребывал в сознании Кришны.
Поскольку Джада Бхарата постоянно молчал, те из людей, что были ничем не лучше животных, всячески издевались над ним, но он покорно сносил все их выходки. 
Когда отец и мать Бхараты умерли, его мачеха и сводные братья стали обращаться с ним очень плохо. Они кормили его негодной пищей, однако он не возражал — ум его был всецело поглощён сознанием Кришны.
Мачеха и братья велели Джаде Бхарате сторожить рисовое поле, и однажды ночью шайка разбойников захватила Бхарату. Они хотели принести его в жертву Бхадре Кали. Усадив сына брахмана перед изваянием богини, они уже было занесли над ним меч, как вдруг сама богиня Кали, возмущённая таким обращением с чистым преданным Господа, вышла из своей статуи и тем же самым мечом отрубила головы всем разбойникам...
(krishna-mariupol.org.ua/biblioteka/istorii-iz-shb/2007-istoriya-makharadzha-bkharaty)


И напоследок. В одном из самых ранних произведений, посвященных Матери Кали (Деви-Махатмья), Мать не просит себе жертв. И даже какого-то конкретного служения и культа ей не нужно. Она свободна и принимает только чистую любовь и преданность.

На картинке изображен момент, когда Маа Кали расправляется с разбойниками, что пытались принести Ей в жертву Бхарату:         

Дух дышит, где хочет
«Последнее редактирование: 18 Июня 2021, 22:55:59, Золушка»

Люди создают богов по образу и подобию своему. Культы Шивы и Великой Матери очень древны и, как будто, имеют ещё доарийское происхождение. Что-то находили при раскопках Мохенджо-Даро в Индии, напоминающее образ медитирующего Шивы. Это 2500 лет до нашей эры. А культ Матери Кибелы восходит вообще ко временам на 4-5 тыс лет старше! См. в частности здесь. Мне показалось, хотя, интересным, что О.В. Богатова, автор диссертации, указывает на древнюю Анатолию, как на первородину культа. Там представлены даты 6-7 тыс лет до нашей эры! Но Анатолийский полуостров был заселён тогда хуритами и хеттами, а обе эти народности именно арийского корня.

Однако, как бы то ни было, поклонение Матери Кибеле -- это, возможно, вообще древнейший изо всех культов известного нам ныне человечества. Но каковым являлось в ту эпоху человечество, каких моральных норм оно придерживалось и что знало о Природе и её свойствах? Вполне логично предположить, что кровавые жертвы у тогдашних людей не только не вызывали отторжения, но наоборот являлись свидетельством особой преданности Богине. Кровь символизирует жизнь. Кровь врагов -- это жизнь врагов, брошенная к пьедесталу Матери. Жизнь врага ещё добыть надо -- он же сам не сдастся -- с ним ещё воевать нужно и при этом рисковать собственной шкурой и благополучием! Между прочим, рассказывают, что американские ацтеки вели войны и брали пленных не для порабощения, а исключительно для целей именно их поголовного принесения в жертву своим богам. Значит, тем жертва ценнее, чем больше усилий! А животные это собственность, это залог сытого желудка, выживания и продления рода. Отделение частицы своей безопасности в пользу Матери, опять-таки, почиталось значительной жертвой. Ведь ты отдаёшь важное.

А бескровную жертву тогдашний человек вообще не понял бы. Она показалась бы ему пустой и оскорбительной для Богини. Опять же, на ум приходят библейские Каин и Авель. Только сравнительно недавно мы отошли от подобного мировоззрения и практик. И тогда начал меняться и "нравственный облик" наших божеств. Ну, а можно сказать, что отнюдь не божества изменились, а лишь наше представление о них. По мере нашего возрастания они открываются нам с иной стороны и совсем в новых для нас качествах. Тот луч божественного воздействия, что раньше проходил сквозь ветхую призму первобытной морали и преломлялся в образы кровавых жертв и мучений, позже начал давать нам уже более светлые духовные отблики.





 
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика