Эта музыка будет вечной, если я заменю батарейки...
Константин, как показывает опыт, уход в терминологию блокирует любой диалог. У Вас в статье есть десятки терминов, которым можно потребовать дать определения. Определение культуры у нас есть на главной странице портала - цитата Андреева. Также есть в моей подписи афоризм, который меня устраивает. Если дальше будем двигаться по этому пути, то потребуются определения религии, церкви, веры, творчества, государства, духа и т.д., и т.п. Дурная бесконечность. Когда люди начинают просить дать определения тем или иным словам, которые и так всем понятны, значит они не хотят разговаривать по существу.
Есть ли у животных культура?.. Интересный вопрос. Что у них есть нечто благоприобретённое, формирующее их характер и поведение, а не только инстинктивное или выдрессированное, это знает по опыту каждый, кто тесно общался с животным. Была у нас такая интересная тема -
о нравственности животных...
Культура, как известно, не наследуется (это о генетических моделях поведения). Но всё-таки определённый культурный код содержится в нас, в сфере подсознательного и бессознательного. Это становится особенно явным в критические моменты жизни общества. К слову, поведение прихожан и клира УПЦ МП заслуживает большого уважения - просто по-человечески... Вернёмся к конкретной теме:
существует Нечто (что именно, сейчас затрудняюсь сформулировать), что доносит и что заставляет критиковать старые институции и создавать новые
Вы можете привести пример "новых институций", которые не были бы "фантомами" и в которых можно было рационально проследить (и доказать) правопреемственность апостольской церкви?
Значит, кроме культуры есть ещё Нечто важное.
Именно потому, что есть это Нечто, и не имеет смысла юридическое отслеживание преемственности - как аргумент духовной эстафеты. Это Нечто и передаётся из века в век... А "фантомами" в той или иной степени являются все феномены мира относительного. Но так можно договориться и до того, что и Родина - фантом, ведь есть Небесная Родина. И какой тогда смысл ради фантома чем-то жертвовать? И какой тогда смысл вообще служения в культуре или в церкви, если они фантомы?
Есть душа и дух (Нечто), кроме тела. Но это не значит, что тело фантом. В нашем мире невозможна никакая жизнь, в том числе и духовная, вне тела. Другой вопрос, что не нужно путать телесное и духовное, а также духовное и душевное.
Так что не фантом, Константин? Где
реальная альтернатива критикуемым Вами фантомам?
Так ваш тезис о Церкви и культуре, как "передатчиках" духовной "эстафеты", требует более подробных разъяснений.
Примеры с атеистами ни о чём не говорят. Так можно привести пример какого-нибудь преступника, который учился в университете и много читал, а потом пошёл убивать людей, и сделать вывод о вреде университетов и книг или хотя бы об их нейтральности в нравственном отношении. Никаких разъяснений очевидность ценности культур и религий для духовной жизни человека не требует. Требует разъяснений другое -
реальная альтернатива религиям и культурам? Вот с нею пока полнейший туман...
Что же касается критических размышлений о современной православной церкви, то у нас есть очень большая, многоплановая и, по-моему,
содержательная тема. В том числе там поднимались вопросы о культуре и преемственности - именно в том же свете, что и Вы ставите.