Спасибо, Андрей Анатольевич, за развёрнутый ответ на мои назойливые вопросы. Ещё раз поздравляю Вас с великим праздником Победы! И сразу прошу прощения, что перейду в следующих своих ремарках и вопрошаниях к методу "нарезки цитат" (сам его не люблю и стараюсь по возможности избегать, но так мне показалось чуть поконкретнее получится, чуть ближе к тексту):
всё «божеское» (или «божественное»), проходя через человека, получает человеческую природу и будет осуществляться человеком
В зависимости от того, понимает ли человеческая природа Божеское как Божеское или как только своё, зависит вектор человеческой воли. Либо она считает саму себя волей божественной, либо служит воле Бога Живого: "не как я хочу, но как Ты". Отсюда и направление вектора: Богочеловеческое или человекобожеское. Впрочем, у Достоевского это различие показано и образно, и конкретно, и во множестве проявлений. Абстрактные рассуждения тут вряд ли чего могут добавить. Всё дело в абсолютно свободном выборе, в векторе личной воли. А в итоге этот вектор и становится общим, историческим...
Поэтому я с самого начала предложил в этих координатах определяться богословам, теологам и философам.
Дело в том, что это глубоко личный выбор. Самый интимный. Абсолютно свободный. И - неизбежный. Для каждого человека. И какие-то богословы, теологи и философы ни за кого этот выбор сделать не могут. Они могут только помочь этот выбор сформулировать задним числом (когда он был уже сделан). И не более того. Могут и помешать, конечно. Но сам выбор от конечной формулировки не зависит нисколько. Он, повторюсь, абсолютно свободен, потому что делается духом и в духе. "Да - Нет. Остальное от лукавого."
Я же рассматриваю человеческое развитие в координатах восхождения человека (вочеловечение) или нисхождения человека (расчеловечение). Обе потенции заложены в природе человека, и обе потенции не реализуются автоматически.
Восхождение - куда? Нисхождение - куда? Кем и зачем заложены эти потенции? Со смыслом или случайно? Духом заложены или мёртвой материей?
Это не абстрактные вопросы. Это по сути главные вопросы человеческого бытия и его смысла. Каждого. Личного. Конкретного.
Такие человеческие свойства, как разум или вера, имеют свои светлые и тёмные стороны, и могут быть направлены в любую сторону этих координат.
Что очевидно. Топором можно рубить головы и строить дома. Что не означает светлой или тёмной природы самого топора. А вот выбор того, у кого в руках этот топор, определяется его свободной волей и его духом.
(Далее: Не надо меня агитировать за советскую власть. Я и так за неё. Пропускаю эту часть текста.)
Ведь, как говорил о человеке один из братьев Карамазовых — Митя — в главе «Исповедь горячего сердца»: «Тут дьявол с Богом борется, а поле битвы — сердца людей».
Так,
кто с кем борется-то?
Не существующий Бог с не существующим дьяволом? Или абстрактные идеи Бога и дьявола? Или реальные духовные сущности, даже более реальные, чем сам человек?
И это опять совсем-совсем не праздные вопросы. И на них всё равно приходится рано или поздно давать ответы - в тишине, наедине, без ссылок на богословов, философов и теологов - самому себе и своему сердцу, а не кому-то вовне...
Собственно, эти ответы и есть результирующая той борьбы в сердце человека, о которой говорит герой Достоевского. Кому человек скажет "Да" и кого признает за более высшую, чем он сам, реальность... - тем и станет в итоге сам. Восходить можно только к Богу, а нисходить только к дьяволу. Ни к самому себе восходить нельзя, ни к материи нисходить (труп это не нисхождение, но смена формы).
И не случайно в России марксизм получил второе дыхание — именно особенности российского менталитета в наибольшей степени отвечают движению к вочеловечению (союзу с Богом, а не с дьяволом).
Проблема в том, что в марксизме нет ни Бога, ни дьявола. Обе сущности отрицаются как порождения определённого этапа чисто человеческой культуры (точнее, экономики, определяющей культуру и вообще бытие человека) и должны быть якобы преодолены ради восхождения человека. В марксизме человек восходит в неопределённую бесконечность, а не к Богу. Самоорганизующаяся материя и есть предел этого восхождения. Собственно, о духе и духовности в марксизме можно говорить только аллегорически, подразумевая под ними волевое начало или идеи, не имеющие никакого бытия вне человеческого тела (индивидуального или коллективного). Ницше страдал оттого, что Бог умер. А Маркс радовался этому. Так что упоминать о Боге в контексте марксизма, хоть бы и в переложении на Достоевского, мягко говоря, некорректно. Тут уж либо марксизм - либо Бог и дьявол. Середины нет. И Советский Союз возник не благодаря, а вопреки марксизму. Впрочем, это уже отдельная тема.
А Высшие силы на то и Высшие, что нам не дано знать, не дано проникнуть в их замыслы, когда и какой следующий Большой Взрыв они замыслили…
Все религии только тем и занимаются, что открывают человеку замыслы Бога. И Христос пришёл именно для этого. Но Ему не верят. А "большой взрыв" (если он вообще был) - это реальность материального, а не духовного плана. Слово, на котором мы сейчас обмениваемся мыслями, принадлежит материи или духу? А если оно служит связью между ними, то обе эти реальности, как минимум, реальны. Но вначале было Слово... И на этом марксизм заканчивается. И совсем неслучайно Ахматова в 1941-м году сказала, что ныне лежит на весах Русское Слово...
(Ну, а остальное в тексте - опять агитация за советскую власть, против которой никто тут и не возражает.)
И вновь прошу прощения за мой не отёсанный системным образованием язык. Знаю свои слабости. Борюсь с ними в меру оставшихся сил. Но ещё и ещё раз с Днём Победы! Ура!!!