Так что выход мне видится в том, что у всех участников спора душа болит за Россию, за детей и за будущее, а не за утверждение своих теоретических конструктов.
Но по аналогии с "Розой Мира" понадобится создавать абсолютно новое пространство, чтобы адекватно думать, говорить, а потом и воплощать идеальную суть российской цивилизации.
Да тут и спора-то толком нет, как и столкновения конструктов. Мы с Антоном говорим об одном, но только о разных сторонах "этого одного". А вот аналогия с Розой Мира - в данном контексте - очень глубока.
Начинаешь говорить о ней, а тем более, кому-то объяснять - получается ерунда и лажа, а молчать тоже нельзя.
Пересказывая "Розу Мира" (книгу), невольно обрисовываешь некую систему-концепцию-схему. Иначе никак. Это как пересказать поэму - нужно извлечь сюжет. Но в поэме сюжет (каркас, концепция) совсем не главное, так и в андреевском мифе. Из него можно, конечно, выпарить философскую, богословскую, историческую, публицистическую, культурологическую, мистическую (схему) и проч., и проч. составляющие. Можно представить этот миф как некое "учение" или "систему объективного знания". Но всё это будет не просто "не то", а действительно - "ерунда и лажа", то есть - одна из бесчисленных разновидностей родонизма. А это уже духовная противоположность, подмена самой сущности Розы Мира! И вот эту "ерудну и лажу" родонистов опровергают затем критики Розы Мира - и получается "ерунда и лажа" в квадрате.
Роза Мира - это не просто синтез жанров, миф и поэзия, но небывший жанр, текучая "субстанция", которая может принимать формы самых разных систем, не изменяя при этом своей сущности. Беда в том, что люди, воспринимая Розу Мира по старинке (по аналогии с философскими, религиозными или политическими системами), видят ту или иную форму, "колбу", куда налита "жидкость", а не саму эту текучую субстанцию.
Призвание Розы Мира - как Откровения Вечно Женственного - помочь увидеть в системах "ТЫ", чем изменить Отношение к ним и систем друг к другу. "ТЫ" субъективно, для него нельзя прописать общую систему - как некое учение. Его можно только почувствовать в бесчисленных взаимосвязях, рождаемых в твоей душе. Сила Розы Мира в целостности и внутренней убедительности её Поэзии и Мифа, в их Красоте, а не в схемах, знаниях, политических оценках и т.п.
Вот если заменить здесь "Розу Мира" на "Россию", мы выйдем на те же смыслы и, увы, на те же подмены. Беда в том, что как только русский начинает идентифицировать свою национальную принадлежность в ряду других наций (грубо говоря, как существительное-объект, а не прилагательное-качество), так он теряет свою русскость. И этим русский национализм мало чем отличается от русской смердяковщины, с которой борется. Как и полярные полюса родонизма, спорящие друг с другом об истинности своей трактовки и обличающие "ересь" другой (например, патриоты-родонисты и родонисты-либералы). Само слово "ересь" неприменимо к Розе Мира, ибо не учение и не система это.
И русский не национальность, но качество и отношение. Да, есть, конечно, и "тело", есть этнические признаки, по которым можно определить "объект". И в Розе Мира (мифе) есть и концепция, и философская система, и богословские формулы, и политические оценки, и знания, и схемы, но сама её сущность не исчерпывается и не берётся ни одной из составляющих. Ни их суммой. То же и с русскими.
Что же касается национального самоопределения, то через призму противостояния национализма-интернационализма мы можем увидеть только те или иные исторические мифы (например, белый и красный), их плюсы и минусы, но ни на шаг не приблизимся таким путём к сущности Русской идеи.
Лучше продолжить разговор о русском национализме и
русском интернационализме (я не случайно поставил эти слова рядом!) в
соседней теме. На мой вкус, русский национализм (белый миф) глубже противоречит Русской идее, чем советский интернационализм. Победа белого мифа увела бы нас от Миссии России гораздо дальше и безвозвратнее, чем миф красный.
Чтобы донести еврейскому народу суть его миссии, был написан Ветхий Завет, а всё равно ждали Царя в силе и славе.
Ещё одна глубочайшая аналогия, как и с Розой Мира! Особенно в нынешних наших идейных шатаниях и духовных поисках своего национального лица актуально. Меня очень настораживает возрождение белого мифа - в православно-националистической риторике. А ещё больше пугает "православный национализм-сталинизм". Это уже такая химера, от которой мысли стынут...
Когда правоверные родонисты подтверждают свои воззрения бесчисленными цитатами из книги Андреева, я испытываю чисто эстетическое несварение. Я чувствую, что это ПОШЛОСТЬ, но формально не доказуемая. Что только усиливает отвращение от самого ПОДХОДА. И критики родонизма - на фоне таких адептов - выглядят и умнее, и свободнее. Но критикуют они не родонизм ведь, не карикатуру, а сам подлинник, саму Розу Мира! Подмену подлинника карикатурой в Русской идее творят ныне и различные национал-патриоты, православные сталинисты и т.п. Это и есть родонизм - по духу! А критики этих горе-патриотов уже завершают картину от обратного, усиливают эффект и цементируют подмену.
К слову, родонисты упрекают нас (Замок) и меня в частности примерно за то же и при помощи тех же аргументов, за что и какими Антон уличает интернационализм. Но ведь это не о том и не то. Родонизм и национализм должны быть обличаемы во имя Розы Мира и Русской идеи, как ложный ПОДХОД и ложное ОТНОШЕНИЕ. Как предельная объективация буквы, убивающей дух. Инквизиции не атеизм должно противопоставлять, а Христа. И русскому национализму не интернационализм противостоит, но Русская идея.
Возможно, что только постфактум, когда свершится то, ради чего русские призваны в мир, будут найдены какие-то приемлемые слова и формулировки.
А это и есть духовное противостояние Розы Мира и родонизма (объективации Русской идеи) - в будущем. Без Розы Мира разговор о Миссии России лишён духовного смысла. Другое дело, что символ "Роза Мира" может быть по-другому сформулирован, как: "всеединство", "всемирная отзывчивость", "дух диалога" и т.д.
Будущее белого, национал-патриотического мифа я вижу как провал Миссии. Именно патриоты и националисты привели Израиль к рассеянию и разрушению Царства. А уж "православный сталинизм" - это даже не фарисеи, но саддукеи (в христианстве - инквизиторы, иезуиты). И плоды будут соответствующие.
Наверное, нужно открыть отдельную тему "Социализм и сталинизм (в прошлом и в будущем)". Сталинизм стал с ускорением набирать обороты в последние годы, вместе с социалистической идеей, что вряд ли случайно и потому требует осмысления. Сталинизм - та же подмена для социализма, что родонизм - для Розы Мира, инквизиция - для христианства, национализм - для Русской идеи.
Защищая - убивает.