Происхождение человека, взгляд из 21 века
Когда заходит разговор о том, как же все-таки появились люди, я рассказываю анекдот.
Мальчик приходит к папе и спрашивает: «Папа, как произошли люди?» Папа отвечает: «Когда Бог создал мир, все было хорошо, но чего-то не хватало … тогда Бог взял щепоть земли и сотворил из неё человека по своему подобию. Вот так произошли люди». Мальчик почесал в затылке и на всякий случай пошел переспросить маму. Мама ответила: «Жила-была в Африке умненькая обезьянка. Ей нравилось все делать руками. Потом от неё родились другие, еще умнее, и так постепенно появились люди». Мальчик в растерянности. Подумавши, пошел обратно к папе. «Папа, как же так? Ты сказал, что людей сотворил Бог, а мама – что люди произошли от обезьян. Но ведь не может быть так, чтобы и то, и другое было верно! Кто-то из вас двоих неправ…» «Может, сынок, может, - отвечает папа, - просто мама говорила о своей стороне семьи, а я – о моей.»
Здесь хорошо выражена суть проблемы – логический тупик. Естественная эволюция и чудесное творение несовместимы. Каждый выбирает свое. Но выбрать все же надо! Или вечно колебаться и верить и в то, и в другое по очереди – смотря с кем разговариваешь. Жизнь, однако, не стоит на месте. Многие ученые отходят от дарвинизма, а многие верующие – от буквального прочтения Библии. Происходит сближение позиций. Но на какой основе? Как совместить эволюцию с верой в чудо?
Чисто научных претензий к дарвинизму много. Главное – дарвинизм предлагает возможный эволюционный путь происхождения человека, но совсем не объясняет почему так должно было произойти. Почему шимпанзе, наши эволюционные «братья», так и остались обезьянами, а мы развились в разумных существ, живущих на совсем другом уровне бытия, хотя биологически и генетически отошли от шимпанзе относительно незначительно. Ситуация даже еще интереснее. Считается, что 6 млн. лет назад от общего предка разветвились три линии, которые дали шимпанзе, бонобо и человека. При этом бонобо и шимпанзе разделились по той простой причине, что между ними пролегла река Нигер. Две популяции перестали общаться и развивались независимо. Различия между бонобо и шимпанзе хорошо иллюстрируют, на что способна эволюция за несколько миллионов лет. Путь естественной эволюции с постепенным накоплением полезных изменений в принципе не предполагает таких скачков как формирование человека.
Ученые приходят к неожиданной мысли, что объяснить научно происхождение человека просто невозможно. Ведь научное объяснение всегда основано на повторяющихся закономерных явлениях. Если разделению шимпанзе и бонобо можно найти множество аналогий, то появление человека абсолютно уникально и не вписывается ни в какую логику биологического развития. Оно лежит в области истории, а не биологии. Законы биологии действуют здесь примерно так же, как принципы механики в автомобильной аварии. Сталкивающиеся автомобили деформируются и калечат людей в точном согласии с законами механики, но факт аварии и логика приводящих к ней событий не имеют к механике никакого отношения. Аварию можно считать делом случая или Божественного Промысла – выбор лежит в мировоззренческой сфере. Многие водители, выезжая, шепчут молитвы или берут с собой разного рода обереги – потому что чувствуют, что, так или иначе, здесь не все в их власти…
На похожей основе происходит и конвергенция антропологии и религии. Если факт биологически невозможного формирования человека уникален, то его можно с равным успехом считать следствием уникально-случайного стечения разных естественных факторов или целенаправленным дизайном, направлявшим ход историко-биологических событий. Кто знает, почему происходят уникальные события? Почему мой папа встретил мою маму, почему в этом году лето жаркое, а в прошлом было холодное и т. п. Такие события лучше всего просто описывать, и этим занимается история.
Проблема уникальной быстроты эволюции человека в той сфере, которую можно назвать над-биологической или культурной дополняется еще одной проблемой, которая ставит дарвинизм в тупик. Как и почему эволюционировали те биологические детали, которые сделали человека человеком, особенно голосовой аппарат и двуногая ходьба. В школьных учебниках пишут, что у человека развивался мозг и руки, и что он постепенно научился ими пользоваться. То есть человек воспользовался плодами эволюции, полученными как бы бесплатно, и развил речь, социальность, интеллект и т.п. Но зачем эволюция столь целенаправленно создавала для этого биологическую основу, как будто заранее знала, ради чего старается? Как принцип «выживает сильнейший» мог привести к возникновению, скажем, речевого аппарата?
Любопытно, что биологическая база человечности еще до сих пор не создана до конца. Как ни странно, наша двуногая ходьба является частью культуры, а не инстинктивным поведением. Биологически человеку свойственно передвигаться на четвереньках – так начинают перемещаться младенцы. Они осваивают это способ вполне прилично, хотя никому при этом не подражают, и их никто этому не учит. Так передвигались найденные в джунглях реальные дети-маугли, при этом с удивительной быстротой. Ходить на двух ногах мы учимся в подражание взрослым и благодаря их поощрению. Радоваться первым шагам любого малыша в человеческой культуре так же органично, как дышать воздухом. Освоение двуногой ходьбы происходит долго и требует значительных, можно сказать, колоссальных усилий, которые мы, впрочем, забываем. Наш организм дает возможность двуногой ходьбы, но не требует её развития, в отличие от, скажем, телят, которые сразу ходят как взрослые.
На этом примере можно почувствовать соотношение культуры и биологии в формировании человека и понять причины столь быстрой скорости его развития. Неожиданный поворот мысли, происшедший в антропологии в течение последних десятилетий, состоит в том, что эволюция культуры была не следствием развития организма, а его движущей силой. Культура была первична, а биология вторична. Другими словами, эволюцией человека двигала не природа, а человеческое общество. Требования успешности в обществе осуществляли селекцию. Эволюцию толкала внешняя сила, примерно как при выведении пород домашних животных. Все знают, сколь быстрым может быть этот процесс: выведение собачьих или лошадиных пород занимает период в несколько сотен лет, а то и меньше. Для эволюции человека столь быстрые темпы и не требовались, здесь счет шел на сотни тысяч лет.
Механизм такого отбора прост. Если человеческое общество считает, что следует ходить на двух ногах, оно отторгает из своей среды тех, у кого это получается плохо, и поощряет тех, у кого это получается хорошо. Хорошие ходоки, бегуны и прыгуны имели больше шансов оставить потомство, чем «дегенераты», предпочитающие ползать на четвереньках или нетвердо стоящие на ногах. Так как двуногая ходьба не инстинктивна, можно предположить, что её польза вытекала из выживаемости человеческого общества в целом: выживали те сообщества, которые стали поощрять двуногую ходьбу, освободившую руки для других занятий.
Примерно также, по-видимому, обстояло дело с речевым аппаратом, способным управлять тонкими движениями лицевых и горловых мышц и полностью отсутствующим у обезьян. Здесь мы подходим к самому интересному. В какой-то момент по неизвестной причине язык стал критически важен для выживания человеческих сообществ. Язык настолько резко выделяет человека из животного мира, что мог появиться лишь в момент, когда его предки оказались на грани вымирания. Язык оказался необходим, как средство организации коллективного добывания пищи в какой-то новой ситуации, в которой добывать пищу индивидуально оказалось невозможно. При этом, личности, способные к языку больше других, начинали играть роль лидеров или вообще были более полезны обществу. Началась селекция говорунов и интеллектуалов, соображающих, что и как говорить.
Хотя мы привыкли считать обезьян стадными животными, на самом деле они индивидуалисты. Шимпанзе живут в тропическом лесу и питаются фруктами с веток. Они живут в стадах, но питаются индивидуально. У них есть своя социальность и иерархия, но они не ведут организованной, коллективной деятельности. Человек же, по-видимому, стал человеком именно потому, что организованная деятельность, координируемая языком, оказалась для него вопросом выживания как вида.
Как же это произошло? В силу стопроцентной исторической уникальности этого события, узнать об этом достоверно нам просто не суждено. Однако, строить правдоподобные догадки не запрещается. Наиболее достоверной многие считают гипотезу Дерека Бикертона, изложенную в его книге «Язык Адама», ставшей научным бестселлером.
Бикертон предполагает, что предки человека оказались изгнаны соплеменниками из сытых и относительно безопасных тропических лесов на просторы саванн, где не было ни растительной пищи (кроме травы и листьев), ни укрытий. Саванна в то время была населена гигантскими травоядными, крупномасштабными предками современных носорогов, бегемотов и слонов. Присутствовали также крупногабаритные хищники, такие как саблезубые тигры. Носороги и бегемоты были для них трудным куском хлеба, и не только благодаря своим способностям лягаться и бодаться. У них была толстая шкура, прокусить которую хищники не могли. Приходилось ждать, пока труп разлагался и шкура смягчалась. Хищники стали промышлять полуразложившейся падалью. Но на их пути стоял неожиданный конкурент: гомо эректус.
Материал имеющихся находок позволяет предположить, что поначалу прото-люди довольствовались остатками того, что оставляли хищники. Научились разламывать кости и извлекать костный мозг, оказавшийся ценным источником питания, способствовавшим росту головного мозга. Но затем началось самое главное: эректусы стали отгонять хищников, чтобы получить право первого доступа к многообещающим запасам более свежей пищи. Но просто отогнать тигров и гиен было недостаточно. Еще надо было научиться разрезать толстые, еще не разложившиеся шкуры.
Обе задачи решались одним и тем же инструментом – грубо обработанными или даже просто расколотыми камнями. Таких камней находят великое множество. Оказалось, что край разломанного камня в умелых руках может разрезать толстые шкуры гигантских носорогов, и этими же камнями можно отгонять хищников от уже разрезанных трупов – на свежие те не претендовали. Такой гомо эректус рисуется невысоким и относительно слабым, но храбрым, динамичным и агрессивным, даже свирепым существом, которому коллективное действие в толпе соплеменников придавало отчаянную смелость, доходящую до того, что мы сейчас назвали бы героизмом. Человек, по-видимому, очень рано научился компенсировать физическую слабость силой духа. Визгливыми толпами эректусы набрасывались на огромных тигров и гиен и забрасывали их острыми камнями, целясь в глаза или в нос. Можно предположить, что при ограниченном количестве падали возникала и межплеменная конкуренция, так что войны с другими людьми, по-видимому, тоже изначально сопутствовали нашей эволюции, став чисто человеческим способом проявления принципа «выживает сильнейший».
Гипотеза Бикертона замечательна тем, что она, и только она, включает в себя необходимость в языке. Первым словом человеческого языка был боевой приказ – в биологии это называют «мобилизационный клич». Предупредительные сигналы об опасности имеются у многих животных, но они работают по принципу «спасайся кто может». Боевой же клич человека изначально призывал сплотиться и вооружиться. Кроме того, животные всегда реагируют на опасность, присутствующую здесь и сейчас. Человек же должен был сообщить соплеменником об источнике пищи, находящемся где-то там, далеко. Поэтому фонемы человеческого прото-языка были изначально символичны. Они обозначали не предмет, а понятие, т.е. что-то известное, но отсутствующее перед глазами – что-то, что требовалось вспомнить и вообразить.
В этой ситуации и на очень ранней её стадии стали выделяться владеющие языком лидеры. Позиция говорящего стала восприниматься как доминантная. Двуногая ходьба также хорошо вписывается в нарисованную картину. Человеку не требовалась быстрота – он не гонялся за антилопами – но требовалась выносливость в ходьбе и способность покрывать большие расстояния с грузом камней, которые, по-видимому, держали в руках и зажимали в изгибах-сочленениях (подмышкой, локтевым суставом, м.б. запястьем). На этой же ранней стадии развития, по-видимому, возникли такие качества, как стремление выделиться храбростью (стяжать боевую славу), готовность пожертвовать собой ради общего дела, забота о женщинах и детях, а также находчивость и склонность покидать насиженное место в поисках чего-то важного, что может оказаться там, за горизонтом, и о чем нужно обязательно рассказать, вернувшись к своим.