Страна знаний
Ричард – детское сердце (памяти Р.В. Соколова)

0 Участников и 1 гость просматривают эту тему.

Ричард Валентинович Соколов (в Крещении Олег), богатырь богатырей нашей страны и рыцарь честной и творческой педагогики, ушел в незримое воинство 17 февраля 2018 г.

Для меня знакомство с ним - это совершенно незабываемое потрясение. Это произошло на одном из густейших смыслами, общением и сердечным теплом вечеров в Музее-библиотеке Н.Ф. Федорова, которые он неизменно снимал для домашнего пересмотра с женой - сподвижницей Наташей, и всем своим семейным учительским кланом, для углубления в тему, помимо участия в интенсивных обсуждениях. Тему того первого вечера не помню, но зацепились мы с ним разговором о Луке Войно-Ясенецком. Я в тот вечер, не зная еще кому, захватила с собой две книжечки его акафиста, и вдруг богатырского облика и голоса седой патриарх, удивительно именно на него похожий, о нем заговорил взволнованно, как о святом, его чудесно исцелившем. Оказалось, что за несколько лет до этого, Ричард Валентинович очень страдал от трофических язв, и в больнице, где курс лечения не помогал, его осенило воспоминание о Луке и "Очерках гнойной хирургии". Наташа их дома нашла, Ричард Валентинович проштудировал и понял, что лечить его 15 ран нужно от другого и по-другому. "Пробил" сначала молодого лечащего врача, а потом и завотделением, уже не учившихся по этому великому труду, как по учебнику, и его начали лечить по Луке. И - вылечили!

Потом он начал свой рассказ о детстве с жестокостью старших, обеспечивших его, помимо прочего, и практически неизлечимой формой хронического воспаления легких. И о том, как оказался в Крыму, о людях которого молился тогда уже после ссылок служивший там Лука... И именно на нем и еще одной крохе был опробован как на безнадежных доходягах "вражеский" импортный канадский антибиотик, который и "оказался"спасительным. Потом он рассказывал о своем отрочестве, юности, Крещении в период ожесточенной борьбы с религией, о Макаренко и педагогике, его захвативших навсегда. Встречи с ним, даже эпизодические, становились огромным вдохновляющим событием, лекция у Гачевой о пути в педагогике, и занятия со студентами Духовной семинарии в Николо-Угрешском монастыре, где рассказ об истинной биографии подвижника Макаренко сорвал все нелепые советские путы, которыми известного педагога намеренно укрывали его прежние биографы, чтобы хоть как-то печатались его произведения и он не был стерт насильственно из памяти Родины, которой служил самоотверженно, защищая и нравственно развивая ее детей, ее юношество, ставшее неодолимой стеной фашизму.

В Свете, Любви Вечной и Царствии Небесном прими, Господи, душу Олега и доверь ему и далее исполнять Твою Святую Волю. Аминь.

Ира Мясковская
«Последнее редактирование: 24 Февраль 2018, 16:51:53, Золушка»

Сейчас, вопреки своим правилам, я размещаю здесь пока черновые, необработанные записи выступлений Ричарда Соколова – некоторые из тех, что записаны зимой и весной прошлого года. Это два выступления перед студентами Духовной семинарии Николо-Угрешского монастыря и огромный, часов на шесть, рассказ в библиотеке Федорова: о Макаренко и его последователях, о собственных педагогических поисках.


https://rmvoz.ru/lib/arhiv/int/2017/richard-sokolov/0223.mp3


https://rmvoz.ru/lib/arhiv/int/2017/richard-sokolov/0308.mp3


https://rmvoz.ru/lib/arhiv/int/2017/richard-sokolov/0514-1.mp3


https://rmvoz.ru/lib/arhiv/int/2017/richard-sokolov/0514-2.mp3

____________________________________
Пою, когда гортань сыра, душа – суха,
И в меру влажен взор, и не хитрит сознанье.
О. Мандельштам
«Последнее редактирование: 24 Февраль 2018, 01:39:07, Ярослав»

Предлагаю статью, давшую название этой теме. Ее автор - Наталья Ситникова

Ричард – детское сердце

Вероятно, кто-то из жителей нашего района помнит детский клуб «Ровесник», который находился во 2-ом проезде Марьиной Рощи, д.21/23. И, возможно, вы вспомните и седобородого Деда Мороза с мегафоном в руках, который ходил по близлежащим улицам и зычным голосом созывал детей на праздник Новогодней елки с народными играми, танцами, хороводами вокруг елки, что растет напротив дома №16 по 2-ой ул. Марьиной Рощи. Или, как детьми бегали в различные кружки  клуба «Ровесник». Тогда вы вспомните и бессменного директора этого клуба – Ричарда Валентиновича Соколова, который всю свою жизнь посвятил воспитанию детей, организации их досуга. Чтобы после школы им было, куда прийти порисовать, полепить, сделать самому радиоприемник, научиться фотографировать, вязать, плести из бисера и многое другое. А то и просто пообщаться со сверстниками и сыграть с ними в различные игры. Или поговорить по душам с Ричардом Валентиновичем и его женой Натальей Валентиновной. Или просто погреться за чашкой чая с сушками у гостеприимного самовара в клубе. Послушать рассказ интересного человека, живущего рядом, или приехавшего в Марьину Рощу издалека. Здесь всегда были рады детям. Для них он выискивал списанные компьютеры и обучался сам вместе с ними современным технологиям, чтобы идти в ногу со временем, к тому же и сделать большую летопись клуба. Для них устраивал дворовые праздники. Для них одевался в рыцарские доспехи и устраивал шутливые поединки среди мальчишек. Можно много рассказывать о их деятельности.

Журналисты прозвали его «Чудаком из подвала». Одно из помещений было в подвале. Он и впрямь был чудаком, только в хорошем смысле этого слова. Социолог, кандидат социологических наук, социальный педагог, просветитель, культуролог, художник. Исследователь, практик и пропагандист внешкольного воспитания детей и подростков по месту жительства (не только семейного «домашнего воспитания», а инициативного, самодеятельного, коллективного социального творчества граждан за пределами семьи и школы. В 70-х  годах это называлось «воспитательной работой по месту жительства», «дворовой педагогикой», а в конце 80-х – «социальной педагогикой»). Один из основателей педагогического музея А.С. Макаренко в Москве и в Ярославской области, отец двух дочерей – Станиславы, которую назвал в честь известного педагога С.Т. Шацкого, организатора первых детских клубов в Марьиной Роще. А младшую  назвал Антониной, в честь любимого педагога А.С.Макаренко. Вот такой удивительный был Ричард Соколов. Мне повезло дружить с ними: спорить, сотрудничать, поддерживать, как могла. Но всегда было интересно. Не знаю, ездили ли они когда-то отдыхать в отпуск и делали что-нибудь исключительно для себя. Всегда поражалась его неиссякаемой энергии: одновременно заниматься научной, общественной, педагогической, творческой деятельностью. Клуб «Ровесник» был общественной организацией.

В 2000-х годах, когда в нашей стране началась «эпидемия» закрытия дворовых клубов и многие так и закрыли, он храбро отстаивал клубные помещения от случайных посягательств. И отстоял. Клуб стал именоваться иначе – ГБУ СДЦ «Шире круг». Правда, уже без участия самих Соколовых. Чтобы, начатая ими 30 лет назад, работа дворового клуба продолжалась, чтобы по-прежнему детям было куда прийти после школы и продолжить свое образование, пообщаться с ровесниками или доброжелательными педагогами или спортивными тренерами центра. К этому времени появились и спортивные площадки, где дети могут тренироваться. Конечно, педагогов в «Шире круг» стало больше, но и добрых дел прибавилось. Сейчас сюда приходят не только дети, но и люди с ограниченными возможностями, пенсионеры. Так что хорошее дело, начатое Ричардом Соколовым, продолжается. Его бывшие ученики приходят в клуб уже со своими детьми.

17 февраля, через несколько дней после 75-летнего юбилея, Ричарда Соколова (Олега) не стало. Вечная ему память и благодарность.

Наталья Ситникова


Ира Мясковская

И теперь - слово самому Ричарду Валентиновичу: его статья, написанная не так давно для педагогического сборника.


Р. В. Соколов

Историко-патриотическое воспитание по многопрофильной программе «Путешествие в Древнюю Русь» («Детский музей-оружейная мастерская»;  «Богатырские поляны» на праздниках и в летних лагерях; «Детское богатырское кино» - реконструкция батальных событий Древней Руси)

Наша работа над этой программой началась «на рубеже веков». Уже в конце 90-х годов в  многопрофильном клубе «Ровесник» нашей некоммерческой воспитательной организации «Первая опытная станция по внешкольному воспитанию им. С.Т. Шацкого», учреждённой в 1990 г. на каждом из шести традиционных ежегодных массовых праздниках подвижных игр стали появляться «Богатырские поляны».

Мальчишки, используя самодельные (изготовленные ими в «Универсальной мастерской») оружие,  броню и другие богатырские доспехи (изготовленные из дерева, пластмассы, кожи и ткани) сражались в показательных поединках. Постепенно к поединкам добавились инсценированные бои.

Однажды нас попросили провести первого января «День русского богатырства» в православной гимназии храма Всех святых в Красном Селе (микрорайон в Москве).  Праздник начался с инсценировки. На девушек, водящих хороводы, неожиданно нападают разбойники и уводят их в плен. Одной девушке удаётся убежать, и она сообщает о случившемся Илье Муромцу. Тот оправляет в погоню семь богатырей. В жарком бою богатыри побеждают и освобождают пленниц. После этого народный сход устраивает суд разбойника. Те просят прощения, и сход прощает их. После этого, подготовленные родителями, весёлые старты, угощение всех пирогами и чаем из самоваров. В заключение праздника – просмотр художественного кинофильма «Илья Муромец».

Здесь важно отметить, что первое января приходится на время поста. И у православных людей возникает вопрос, как же быть с традиционным новогодним праздником. А ведь детям очень хочется праздника. В Красном Селе нашли интересное решение – они проводят «День русского богатырства». Вместо мифического Деда Мороза – реальное историческое лицо – святой русский богатырь Илья Муромец.

Постепенно начали эти «батальные события» проводить в походах и в загородных лагерях, куда на приглашали другие клубы. С клубом Друзей игры (КДИ) Московского Дворца творчества ездили в организуемые ими в Подмосковье зимние и летние «лагеря детского игрового актива». В каждом лагере были съёмки сцен боевых событий: «Ледовое побоище», «Засадный полк Дмитрия Донского», «Бои 1612 года» около крепостных стен Саввино-Сторожевского монастыря.

Позже нас стали приглашать и в другие города. Так, в 2003 г. нас попросили организовать «Богатырскую поляну» для подростков череповецкого клуба «Исток» в районе г. Кириллов. С турнирами и съёмками батальных сцен у стен Кирилло-Белозерского монастыря. Ещё позже нас стали приглашать в летние лагеря, организуемые несколькими семьями церковных приходов г. Руза на берегах Бородавского и других озёр. Там подростки сняли фильм о битве около монастыря.

В Свято-Алексиевской Пустыни (Ярославсая область) несколько лет устраивались Богатырские поляны с поединками. А однажды был снят фильм о трёх богатырях «Сон юного богатыря в новогоднюю ночь». В этом фильме три богатыря (три подростка в полном богатырском облачении) скакали на настоящих конях! Там в православной гимназии есть кони и проводятся занятия по верховой езде.

В Мытищах сняли фильм по сказке А.С.Пушкина «О мёртвой царевне и семи богатырях». Три последних года нас приглашают в Мордовию, где летние лагеря для мальчиков-подростков стали называть «Богатырская поляна». В этих лагерях все дети и взрослые ходят в специально сшитых русских рубахах и штанах. Жизнь строится по принципам старинного русского общинножития. И фильмы там снимаются уже довольно большие. В них много сцен и не только батальных.

Уже стало традицией на Рождественских чтениях в Москве (на секции «Православие, воспитание, театр» в помещении Театра русской драмы) устраивать премьеры фильмов, снятых нашими мордовскими друзьями (с нашим участием). В последние два года были премьеры фильмов «1612 год год. Преодоление смуты» и «Крещение Руси». В программе 2015 г. - премьера фильма о Сергии Радонежском и Куликовской битве. Заметим, что в съёмках боёв последнего фильма участвовало свыше ста подростков.

Таким образом, программа «Путешествие в Древнюю Русь», о которой автор этой статьи Соколов Р.В. докладывал в актовом зале Московской духовной семинарии в 2004 г. на Глинских чтениях, живёт, и развивается, «разветвляясь» по видам деятельности и расширяя свою географию. «Коллекция» наших самодеятельных фильмов всё больше начинает походить на некий «кинофицированный» учебник для детей по истории Древней Руси.

В редакционной статье журнала «Воспитание школьников» (№5 за 2004-й год под рубрикой «Новости») сообщалось, что «детская студия компьютерной анимации и игрового кино детско-подросткового клуба «Ровесник» (Москва) выпустила компакт-диск «Путешествие в Древнюю Русь». Работа юных кинематографистов сразу заинтересовала преподавателей истории. По сути, учителя получили в руки сборник игровых фильмов, посвящённых самым интересным, с точки зрения ребят, эпизодам истории Древней Руси. Тематика сборника вышла далеко за рамки исторических событий. Отснятые ребятами фильмы стали своеобразным напоминанием о нравственных идеалах, на которых воспитывались многие поколения русских людей. Речь в фильмах идёт не столько о кровопролитных сражениях, определявших судьбы народов, сколько о вечных ценностях: о нравственности, которая едина во все века, о честности и о добросовестном труде, о любви к родине, о презрении к материальным благам, об общественном долге и процветании государства, о правдолюбии, об общественной активности». Так журнал оценил подаренный ему экземпляр нашего компакт-диска.

С появлением Интернета увеличилась возможность донести до зрителей наши фильмы. Они всё чаще появляются в «социальных сетях» (ВКонтакте, Ютубе). Проще всего их найти на сайте Покровского монастыря (что в селе Дракино Краснослободского района Мордовии) по адресу pokrovk.ru

Мы полагаем, что найденные и апробированные нами формы историко-патриотического воспитания заслуживают серьёзного внимания всех, кто озабочен вопросами совершенствования воспитательной работы с детьми и подростками.

Об этом опыте нами делались сообщения 8 раз на педагогических форумах «Глинские чтения» и 5 раз на Рождественских чтениях, на Аристарховских чтения. А 19 ноября 2009 г. в Московском департаменте образования на заседании Совета по духовно-нравственному воспитанию состоялась презентация авторской программы «Богатырские поляны». Отзывы об этих выступлениях положительные.

При надлежащем интересе к нашему (уже многолетнему) опыту он может перерасти из «лабораторного» в массовый. При заинтересованности родителей, педагогов, православных катехизаторов, администрации подобного рода многопрофильные программы могли бы не только стать содержанием новых разновозрастных объединений (детей, родителе и их друзей), но и породить новое массовое детское движение, аналогичное движению православных скаутов и чем-то похожее на массовое движение молодёжных клубов, занимающихся исторической реконструкцией.

Когда-то (в год 100-летия Бородинского сражения) тогда ещё совсем молодой (а позже всемирно известный) педагог А.С.Макаренко устроил с учащимися двух школ станицы Долинская реконструкцию Бородинской битвы. И его богатыри в том бою… взяли в плен Наполеона!

С точки зрения образовательной это была неудача педагога (как учителя), за что он получил порицание от местного чиновника. Но с точки зрения воспитательной это была его победа. Позже он напишет, что педагог обязательно должен играть с детьми. Что он и сам играл с детьми и требовал этого от всех своих коллег.

Выводы:

1. Один из способов заинтересовать детей историей своего Отечества, историей Древней Руси – проведение «богатырских полян» на праздниках Дня защитника Отечества, Дня Победы, Дня города и др. Организация в игровой форме богатырских поединков, как показывает опыт, привлекает учащихся и младших классов, и старшеклассников. «Богатырские поляны» могут перерастать в театрализованные ролевые игры. «Богатырские поляны» могут послужить основой для последующих съёмок с детьми любительских игровых фильмов:
а) по страницам учебника истории;
б) по мотивам исторических художественных кинофильмов ;
в) по житиям Святых.

2. Наш опыт даёт возможность прогнозировать:
а) создание православных лагерей «Юный богатырь» в дни осенних, зимних весенних и летних школьных каникул;
б) проведение лагерей-фестивалей детских клубов юных богатырей (по аналогии с фестивалями молодёжных исторических клубов).

3. Нами накоплен достаточный опыт проведения мастер-классов по проведению «богатырских полян», организации съёмок «богатырских фильмов», изготовлению реквизита (богатырских доспехов).

4. Есть опыт создания учебных пособий на компакт-дисках с игровыми фильмами о богатырях, с видеоклипами о проведении «богатырских полян», с видеозаписями о мастер-классах.

5. Есть интернет-ресурс, где весь этот опыт уже отражён (в текстах, фото, видеозаписях). Персональный сайт vospitanie-po-sokolovu.ru



Ира Мясковская
«Последнее редактирование: 24 Февраль 2018, 00:30:58, Ира Цилинь»

Светлая память!

Персональный сайт vospitanie-po-sokolovu.ru

Сайт, к сожалению, неудобочитаем. И будет ли он дальше поддерживаться и развиваться - неизвестно. Мы можем предоставить ресурсы своего портала (библиотеку, фонотеку, галерею) для размещения в Сети творческого наследия Р.В. Соколова, вплоть до создания отдельного сайта (на основе материалов vospitanie-po-sokolovu.ru). Если Евгений и Ирина решат этот вопрос организационно, я обязуюсь обеспечить техническую часть.

__________________________________________
Преображение хаоса в космос – это и есть культура.
"Дикой Америке" интернета нужны свои пионеры, свои безумные мечтатели.
Ярослав Таран

Слово - Наталии Валентиновне Соколовой:


Десять лет назад к своему 65-летию мой незабвенный дорогой любимый Ричард — Олежка (как называли его друзья после крещения) — Дик (что означало «Деловой Инициативный Коммунар»), неожиданно для всех написал... свой некролог и даже у шести человек подписал! «Жить — это значит обязательно озорничать. Без озорничанья не жизнь, а канцелярия», - любил он частенько повторять слова поэта Василия Кубанёва. Весело он озорничал! С ним никогда мне за все 40 лет совместной жизни не было скучно! Было трудно, но не нудно...


“НЕКРОЛОГ

Всю свою сознательную жизнь, начиная с 16 лет, Р.В.Соколов посвятил детям. А с 1968 г. – “дворовой педагогике” (поддержке безнадзорных детей и подростков, зачастую, попадающих в трудную жизненную ситуацию).

Кем бы ни работал Соколов: учителем, рабочим (в 1976г. он был удостоен звания “Ударник коммунистического труда”), заведующим детским сектором Дома культуры, методистом ЦДКЖ*, или научным сотрудником РИКа*, он всегда (и прежде всего) думал и заботился о подрастающем поколении, о будущем гражданском обществе.

Основную работу Р.В.Соколов всегда совмещал с педагогической деятельностью в учреждениях дополнительного образования или общественных организациях.

В НИИ культуры (ныне РИК) Р.В. Соколов пришёл в 1990 г. из ЦДКЖ, где, работая старшим методистом по работе с детьми, заочно закончил с отличием факультет культурно-просветительной работы МГИКа*.

В РИКе в 1993 г. Р.В.Соколов организовал научное подразделение “Научно-методический центр по проблемам социальной педагогики” (это подразделение в 2006 г. стало называться “Группой по проблемам социального участия населения в социализации молодёжи”). В 1995г. Р.В.Соколов защитил в РИКе диссертацию “Условия участия населения в социализации детей по месту жительства” (по специальности “социология культуры, образования, науки”).

Р.В.Соколов автор трёх учебников (первые два учебника изданы целиком в 1992 и 1993 гг., а третий учебник издан частично в Санкт-Петербурге в 2004г.). Он автор двух брошюр и нескольких десятков научных пуликаций по социологии, философии, культурологии, психологии и педагогике. Под руководством Р.В.Соколова подготовлен целый ряд мультимедийных учебных пособий на компакт-дисках. Некоторые из них созданы совместно с образовательными учреждениями Москвы, например, с Московским городским дворцом детского (юношеского) творчества (МГДД(Ю)Т ).

В учебных пособиях, созданных Соколовым и его коллегами, широко использован 20-летний опыт деятельности созданного Р.В.Соколовым детско-подросткового клуба “Ровесник” и созданного на его базе в 1990 г. уникального общественного воспитательного учреждения “Первая опытная станция по внешкольному воспитанию” (соучредителем и руководителем которой стал Р.В.Соколов). Учебные пособия Р.В.Соколов апробировал в своей преподавательской деятельности в ВУЗах (которая началась в ЛГИКе в 1969г. и продолжалась 10 лет), в последние годы в Уральском психологическом институте, в Пермском и Нижнетагильском филиалах ЛГУ им. А.С.Пушкина.

Р.В.Соколов – действительный член Академии педагогических и социальных наук, член Правления международной ассоциации А.С.Макаренко, член редколлегии журнала “Школа лидера” (журнал для молодого учителя), член Ассоциации исследователей детского движения (в словаре-справочнике “Детское движение”, изданном Правительством Москвы, есть статья “Р.В.Соколов”).

Соколов Р.В. – ветеран труда. награждён памятной медалью “850 лет Москвы”. Имеет почётный диплом “Социальный инноватор СССР” (1991 г.), “Диплом о заслугах” от Ассоциации исследователей детского движения, диплом от МГДД(Ю)Т, награждён рядом почётных грамот: от Щёлковского ГК ВЛКСМ (1968 г.), от ЦК ВЛКСМ (1970 и 1976 гг.), от Министерства культуры РСФСР и ЦК профсоюза работников культуры (1970г.), от Министерства просвещения РСФСР (1976 и 1979 гг.). и др. Деятельность Р.В.Соколова с 1968 г. регулярно освещалась в газетах и журналах. В 1977 г. Центральное телевидение демонстрировало телевизионный документальный фильм о Р.В.Соколове “У нас во дворе” (первый фильм сериала “Ребячьи комиссары”), а в 2006 г. Р.В.Соколову была посвящена часть учебного фильма Дополнительое образование” (Студия “Школфильм” по заказу Департамента образования Москвы).

Группа товарищей (шесть подписей)

PS После подписания некролога Р.В.Соколов:

— ещё раз женился;

— был награждён приказом министра культуры РФ А.С.Соколова нагрудным знаком (№47) "За высокие достижения";

— провёл мастер-класс на международной Макаренковской конференции в г. Сочи;

— опубликовал статью в журнале “Народное образование”;

— побывал дважды в лагере детского игрового актива Москвы;

— дважды ездил в Санкт-Петербург на слёты студентов и школьников; выступил на Глинских чтениях в Троице-Сергиевой лавре;

— трижды выступил на конференции в Свято-Алексеевской пустыни; выступил по телевидению в передаче "Большое жюри" (телеканал "Звезда") в защиту детских домов;

— в ВДЦ "Орлёнок" (на Чёрном море) выступил перед вожатыми и студентами колледжа, дал интервью для местной газеты и телевидения;

— снял несколько любительских фильмов, в том числе: "Песнь о вещем Олеге", “Как маленький разбойник победил старого богатыря”, “Пряха”, “Приключения в рождественскую ночь” и др;

—  в соавторстве Н.В. Соколовой написал статью " Православные истоки педагогического опыта А.С. Макаренко."

И это далеко не всё...”



Да, воистину, это так. Небрежение всем земным (здоровьем, питанием, одеждой, домашним уютом и бытом), видимо, в нём освобождало колоссальную энергию и подвигало на подвижничество во многих сферах жизни. Едва ли, сразу всё вспомню... Летопись, к сожалению, не вели... Со временем по архивным документам, надеюсь, восстановлю. Но главные вехи последнего 10-летия следующие:

—  заметные яркие публикации в журнале «Народное образование», в «Известиях Академии педагогических и социальных наук», в научных сборниках и др. изданиях, посвящённые юбилейным датам С.Т. Шацкого, А.С. Макаренко, И.П. Иванова и не только;

—  участие с докладами во всех юбилейных торжествах выше названных педагогов, в том числе ежегодно в Международном конкурсе им. А.С. Макаренко и Макаренковских чтениях...

—  Сайт «Друзьям детей - мой сайт-музей» создал «своими руками и головой» после недельной учёбы на спецкурсах;

—  Сайты «Правда об А.С. Макаренко» и «Воспитание по Соколову» - наполнил богатым содержанием сделанный нам Трубниковым Сергеем (из движения «Суть времени» С.Э. Кургиняна) каркасы сайтов;

—  организовал и оформил Православный музей А.С. Макаренко в Свято-Алексиевской пустыни;

—  создал новую экспозицию Педагогического музея А.С. Макаренко в двух залах на ул. Екатерины Будановой в Москве;

—  был награждён медалями А.С. Макаренко («За педагогическую доблесть»), С.Т. Шацкого, Почётным знаком «За просветительскую работу» от общества «Знание», медалью «100 лет Октябрьской революции» (за 50-летнее безвозмездное служение детям);

—  летом 2017 г. мы с Ричардом на добровольческих началах составили сдвоенный номер журнала «Социальная педагогика», куда включили лучшие, на наш взгляд, материалы, посвящённые Педагогике общей заботы И.П. Иванова, коммунарскому движению;

—  18 декабря 2017 г. был принят в члены Союза писателей России как публицист ;

—  создал в 2017 г. видеоверсию первых глав книги Н.П. Царёвой «История научного поиска И.П. Иванова», озвучив и проиллюстрировав её;

—  смонтировал видеозапись «Слово потомкам о поисках своего предназначения» (сказанное им в день своего 75-летия 9 февраля, за 8 дней до ухода) и подарил мне 12 февраля за 9 дней до моего дня рождения с уникальной трогательной дарственной надписью;

—  до последнего дня работал над любительским документальным фильмом «Верить. Мечтать. Осуществлять», или «С Братским приветом», - о Всесоюзном трудовом десанте-сборе 200 старшеклассников в г. Братске на ударной комсомольской стройке в 1964 г. Он буквально горел этой работой! Вместе с ним мы отсняли десятки часов интервью с участниками этого сбора, вели переписку с ними. Смонтировано им было уже на два часа фильма с наложенной музыкой, фото, личными комментариями... С каким упоением он ежедневно погружался в то время! Как ему там было хорошо! Именно после этого сбора Ричард пошёл работать в школу, стал возить ребят на коммунарские сборы в другие города — ушёл на педагогическое поприще, оставив на 3 курсе престижный художественный факультет Полиграфического института, после успешной персональной выставки своих художественных работ;

—  В январе этого года мы были с ним в прекрасном санатории им. Горького в Воронеже. 14 января на концерте «Зажигаем звёзды» Ричард неожиданно сочинил басню и рассказал её со сцены. Да ещё вспомнил и артистически исполнил своё юношеское задиристое стихотворение «Мне говорят и там, и тут: «Зачем ты бросил институт?». К счастью, осталась моя видеозапись его выступления;

—  Ричард очень переживал, что к 18 февраля — к 50-летию своего любимого «детища» - подросткового клуба «ОРИОН» (что означало — «Отряд Романтиков Искателей Остроумных Неунывак») не успел сделать о нём фильм, имея уйму архивных материалов. Но мы успели 13 февраля съездить с ним в Щёлково во Дворец культуры, где действовал с 1968 по 1970 год его клуб, и отснять с рассказами Ричарда помещения Дворца, где разворачивалась их кипучая увлекательная деятельность, нашедшая своё отражение в учебниках клубоведения, учебных пособиях, местной (страничка «Юный коммунар» в газете «За коммунизм») и областной прессе.


Ира Мясковская
«Последнее редактирование: 26 Февраль 2018, 17:01:47, Ира Цилинь»


 
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика