Это очень старые стихи, Дмитрий. Не уверен, что они могут быть актуальны сейчас. Ссылку на "Долю" я дал для характеристики того непродолжительного (в несколько лет буквально) переходного времени, ознаменовавшего собою конец великой эпохи (не столько глава "Доля", сколько весь сборник "Распутица"). Не только советский период имею в виду, а гораздо более длительную эпоху, внутри которой сформировался в частности и культурный феномен русской поэзии. Эпоха кончилась, это уже стало очевидным спустя два десятилетия. А в чём и чем мы живём теперь - об этом я и попытался поговорить здесь, уже не на языке поэзии...
Само же время, вызвавшее к жизни в том числе и "Распутицу", это очень своеобразный (даже аналогов не припомню) этап, когда все старое, многовековое, уходит в прошлое навсегда, а новое ещё не проявилось, даже в виде слабых ростков. Это такая тоска... Какая бывает ранней-ранней весной иногда. И такой странный, рваный ритм времени, которого не было ни до, ни после. Повторить и воспроизвести его невозможно, как и трудно (а м.б. и нельзя вообще) прочувствовать тем, кто не пережил его в сознательном возрасте. Одна из задач поэзии - отображать в осмысленных формах ритм и вектор времени. Я тоже не могу (и не смогу, даже если формально буду подражать самому себе) повторить те ритмы и ту музыку времени (если "это" можно назвать музыкой). Мне кажется, они так и останутся там, и внутренне будут непонятны теперь. Поэтому никаких иллюзий насчёт того, что подобная поэзия может быть кому-то близка в будущем, у меня нет. Она и мне уже не близка - только как память о своеобразном периоде, пережитом нами. Немного об этом времени мы говорили -
здесь (и тоже в связи с поэзией, но не только).
Дело в том, что такое время не может быть понято ни жившими до, ни теми, кто будет жить после. Это очень узкий отрезок в истории. И по-моему, такого в России ещё не было. Даже Петровская реформа и революция 1917 года не привели к кардинальной смене культурной парадигмы и новой эре, несмотря на все грандиозные лозунги и утопические ожидания. Об этом говорит и культ классической (дворянской) культуры в СССР. А переход 90-х сравним с переходом от античности к средним векам. Но тогда он и длился века. В России же такого перехода не было. Отчасти можно подобной сменой эпох считать Крещение Руси, но в культуре того времени отследить смену ценностных приоритетов сейчас крайне трудно.
И ещё одна, никогда не бывшая причина своеобразия и глобальности нынешнего перехода: новая эра не связана ни с одним обозначившим себя в истории культурным или религиозным феноменом, как, например, христианство или античность. Меняется атмосфера в обществе, поляризуются ценностные приоритеты, всё приходит в какое-то хаотичное движение и нивелируется, а на поверхности - самое примитивное и бессмысленное, что только можно (и даже нельзя) представить. В такой атмосфере никому не может быть слышен поэт в принципе, и нужен - соответственно. А вот во что это всё сформируется - этот вопрос и есть главный для нашего проекта. Пока ясно одно, что роль поэта (раз мы говорим сейчас в теме о поэте) и роль читателя станут неузнаваемо другими в новой эпохе, как и их взаимоотношения.
Все же считаю главным в этой теме - голос Башлачева, что слышен в интервью, и наводки на любопытные материалы о...
В Сети есть сайты, посвящённые Башлачёву, где можно найти все имеющиеся материалы. У нас же, наверное, главное - это связь времён (перекличка живых)... Появилась одна задумка в связи с этим разговором. Неожиданно для меня самого.
На мой взгляд, название темы менять не нужно. Но последнее слово за автором.