Сетевая поэзия
К 30-летию гибели Александра Башлачева

0 Участников и 1 гость просматривают эту тему.

17 февраля стукнуло 30 лет со дня смерти Поэта Александра Башлачева.

А 19 февраля стукнуло 10 лет со дня смерти другого человека, который, кстати, считал Башлачева самым великим рокером и поэтом конца 20 столетия. Этот человек - лидер "Гражданской Обороны" Егор Летов. Он умер в своей омской квартире, во сне. Два таких разных, по форме выражения своего творческого потенциала, человека. А по сути, по своей внутренней сути - они очень близки. Летов, конечно, гораздо более рокер, чем Башлачев. Но сам Летов считал себя поэтом... а уже потом все остальное. Впрочем, рокерство здесь не более как форма. По сути и первый, и второй продолжали великую традицию русской литературы и философии.

Так что для меня теперь две даты, которые идут одна за другой: 17 и 19 февраля.

Что касается самоубийства Башлачева. Там все весьма спорно. Я слышал, что это больше была трагическая гибель, по неосторожности. Причиной стали галлюциногенные грибы. То есть, специально себя Саша убивать вроде как не хотел... Увы, немало рокеров умерло под воздействием определенных веществ трагическими и нелепыми смертями. Увы.
 

Дух дышит, где хочет
«Последнее редактирование: 21 Февраль 2018, 23:27:27, Золушка»

Ярослав, во-первых, хочу сказать спасибо Вам за Ваши стихотворения: Энергоноситель меня тронул особенно. Сборник "Доля" мне ещё предстоит одолеть, такие вещи надо читать медленно. Спасибо, что ориентируете с ссылками, мне это сильно помогает. Сергей, хочу Вас поблагодарить, Вы всегда на подхвате, это правда очень помогает :)

Все же считаю главным в этой теме - голос Башлачева, что слышен в интервью, и наводки на любопытные материалы о... То, что неочевидные темы затронуты здесь в диалоге ещё раз говорит, как сложно переплетено все в этом мире, и что пока ставятся вопросы, есть смысл искать ответы.

Предлагаю назвать тему "Повод вспомнить А.Башлачёва".


Это очень старые стихи, Дмитрий. Не уверен, что они могут быть актуальны сейчас. Ссылку на "Долю" я дал для характеристики того непродолжительного (в несколько лет буквально) переходного времени, ознаменовавшего собою конец великой эпохи (не столько глава "Доля", сколько весь сборник "Распутица"). Не только советский период имею в виду, а гораздо более длительную эпоху, внутри которой сформировался в частности и культурный феномен русской поэзии. Эпоха кончилась, это уже стало очевидным спустя два десятилетия. А в чём и чем мы живём теперь - об этом я и попытался поговорить здесь, уже не на языке поэзии...

Само же время, вызвавшее к жизни в том числе и "Распутицу", это очень своеобразный (даже аналогов не припомню) этап, когда все старое, многовековое, уходит в прошлое навсегда, а новое ещё не проявилось, даже в виде слабых ростков. Это такая тоска... Какая бывает ранней-ранней весной иногда. И такой странный, рваный ритм времени, которого не было ни до, ни после. Повторить и воспроизвести его невозможно, как и трудно (а м.б. и нельзя вообще) прочувствовать тем, кто не пережил его в сознательном возрасте. Одна из задач поэзии - отображать в осмысленных формах ритм и вектор времени. Я тоже не могу (и не смогу, даже если формально буду подражать самому себе) повторить те ритмы и ту музыку времени (если "это" можно назвать музыкой). Мне кажется, они так и останутся там, и внутренне будут непонятны теперь. Поэтому никаких иллюзий насчёт того, что подобная поэзия может быть кому-то близка в будущем, у меня нет. Она и мне уже не близка - только как память о своеобразном периоде, пережитом нами. Немного об этом времени мы говорили - здесь (и тоже в связи с поэзией, но не только).

Дело в том, что такое время не может быть понято ни жившими до, ни теми, кто будет жить после. Это очень узкий отрезок в истории. И по-моему, такого в России ещё не было. Даже Петровская реформа и революция 1917 года не привели к кардинальной смене культурной парадигмы и новой эре, несмотря на все грандиозные лозунги и утопические ожидания. Об этом говорит и культ классической (дворянской) культуры в СССР. А переход 90-х сравним с переходом от античности к средним векам. Но тогда он и длился века. В России же такого перехода не было. Отчасти можно подобной сменой эпох считать Крещение Руси, но в культуре того времени отследить смену ценностных приоритетов сейчас крайне трудно.

И ещё одна, никогда не бывшая причина своеобразия и глобальности нынешнего перехода: новая эра не связана ни с одним обозначившим себя в истории культурным или религиозным феноменом, как, например, христианство или античность. Меняется атмосфера в обществе, поляризуются ценностные приоритеты, всё приходит в какое-то хаотичное движение и нивелируется, а на поверхности - самое примитивное и бессмысленное, что только можно (и даже нельзя) представить. В такой атмосфере никому не может быть слышен поэт в принципе, и нужен - соответственно. А вот во что это всё сформируется - этот вопрос и есть главный для нашего проекта. Пока ясно одно, что роль поэта (раз мы говорим сейчас в теме о поэте) и роль читателя станут неузнаваемо другими в новой эпохе, как и их взаимоотношения.

Все же считаю главным в этой теме - голос Башлачева, что слышен в интервью, и наводки на любопытные материалы о...

В Сети есть сайты, посвящённые Башлачёву, где можно найти все имеющиеся материалы. У нас же, наверное, главное - это связь времён (перекличка живых)... Появилась одна задумка в связи с этим разговором. Неожиданно для меня самого.

На мой взгляд, название темы менять не нужно. Но последнее слово за автором.

__________________________________________
Преображение хаоса в космос – это и есть культура.
"Дикой Америке" интернета нужны свои пионеры, свои безумные мечтатели.
Ярослав Таран
«Последнее редактирование: 23 Февраль 2018, 13:59:18, Ярослав»

Где-то на форуме я позволил себе порассуждать о трагическом романтизме, о желании поэта в юности ставить знак равенства между поэзией и жизнью; собой, человеком, и собою, поэтом. Сходу не нашёл. Легко нашёл в памяти только одно старое стихотворение. Судьба и смерть Башлачёва имеют непосредственное отношение к нему. В Петербурге он и ушёл "следом песне, которой ты веришь"...

ПЕТЕРБУРГ

Болото. Царь. Судьба.
Из слова град возник
здесь – на костях раба.
У смерти – сфинкса лик.

Стихия и гранит:
стихи растут... И дни
текут за днями... Но
спаси и сохрани –
здесь жизнь объединить
с поэзией в одно!

12 дек. 1997

__________________________________________
Преображение хаоса в космос – это и есть культура.
"Дикой Америке" интернета нужны свои пионеры, свои безумные мечтатели.
Ярослав Таран

Ярослав, мне думается, что я Вас понимаю, насколько могу понимать в принципе. Позволю себе порассуждать в данной ветке, хотя уверен, что нового вряд ли сейчас скажу. В 90-х в границах России возникла та свобода, которой, пожалуй, не было и не могло быть больше нигде. И дело каждого из того времени, как он ей распорядился - с одной стороны. С другой, было что-то общее - бессознательное коллективное, что вело людей. И сейчас можно наблюдать, к чему приводит (или мне просто кажется?) отсутствие собственной "веры". Порабощение навязанным. Как там... в легенде о великом инквизиторе. И может, поэтому есть фокус на "вещах" из старого мира. Сохранение "своей" Родины. Ладно, надеюсь, что написал не полный бред. :)

«Последнее редактирование: 23 Февраль 2018, 18:23:43, Золушка»

ОнлайнАндрей Охоцимский

  • изъ бывшихъ
в антагонистических параллелях "Пушкин-Лермонтов" и "Высоцкий-Башлачёв" можно увидеть глубочайшие смыслы

Такое сопоставление мне радикально нравится. Особенно если объединить пары: "Пушкин + Лермонтов" (команда "19век") против "Высоцкий + Башлачёв" (команда "20век"). Два дуэлянта против двух наркоманов. Любопытно, что оба вида озорства в своей эпохе помещаются в серой зоне между явным криминалом и предосудительной практикой. А вот сейчас нам дуэли совсем не кажутся чем-то заслуживающим осуждения - так, шалости храбрецов. Может, через 100 лет и наркотики будут рассматриваться примерно так же. При всем различии есть один общий момент. И в том, и в другом есть момент риска и пренебрежение к самосохранению, даже поиск смерти (пребывание "на краю").

надеюсь, что написал не полный бред. :)

Слово - это вышивка по ткани молчания.
«Последнее редактирование: 23 Февраль 2018, 18:24:46, Золушка»

Два дуэлянта против двух наркоманов.

Во-первых, наркомания Башлачёва - это больше из области сплетен, чем фактов. А во-вторых (и в-главных), я сопоставлял пары поэтов и типы поэзии (отношение к миру, к человеку, к Богу), а не человеческие коллизии. Дуэлянтов в 19-м и наркоманов в 20-м веке было полно, но вряд ли их типические черты смогут пролить свет на те смыслы (в русской судьбе и душе), которые открываются в сопоставлении ПОЭЗИИ Пушкина-Лермонтова и Высоцкого-Башлачёва. В Поэзию входит и Судьба, но не в бытовом смысле слова. В общем, я не о том и не про то...

В 90-х в границах России возникла та свобода, которой, пожалуй, не было и не могло быть больше нигде.

В чём-то свобода, а в чём-то - наоборот. И неизвестно, чего больше и в ущерб чему.

И может, поэтому есть фокус на "вещах" из старого мира. Сохранение "своей" Родины.

Момент ностальгии присутствует в любой эпохе и в жизни любого человека. А вот такие изменения в самих основах культуры, какие происходят в мире в последние десятилетия, случаются один раз в истории. Это смена исторических эр.

Роль поэта, к которой мы привыкли в реальности Петровской (имперской) России (к ней же отношу и СССР), изменилась бесповоротно. Поэт продолжает выполнять свою функцию в мире, но не на публике уже. Это работа с языком (в самом глубоком смысле слова, включая мистический). Отсутствие интереса (нужды) к поэзии параллельно с ростом количества пишущих стихи (при полной неспособности читать и понимать качественную поэзию) - это хотя показательное, но временное состояние переходного периода. Когда новая, постгуманистическая эра вступит в свою силу, и роль поэта в обществе, и роль читателя будут иными, чем мы привыкли за последние века.

Впрочем, этот разговор не относится к последнему - о трагическом романтизме, типичном мировосприятии юности. Попытка долго смешивать поэзию и жизнь человека в одном лице (что у самого поэта, что у воспринимающих его) приводит либо к смерти, либо к святости (о таком пути мечтал Андреев, всматриваясь в трагическую судьбу Лермонтова; но никто пока не смог этот путь воплотить в реальности), либо к разделению Поэта и человека - то есть, тот путь, по которому пошёл Пушкин. Это если схематично. А не схематично - могу только в стихах. Увы. Или к счастью. И то, и то.

__________________________________________
Преображение хаоса в космос – это и есть культура.
"Дикой Америке" интернета нужны свои пионеры, свои безумные мечтатели.
Ярослав Таран
«Последнее редактирование: 23 Февраль 2018, 19:35:01, Золушка»

А не схематично - могу только в стихах. Увы. Или к счастью.

Три месяца назад у меня мысленно сложилась небольшая подборка из старых стихов, которую мне очень захотелось прочесть в контексте этой темы и состоявшегося здесь разговора. Я почти 10 лет не читаю стихов вслух. Пишу эссе. Хочется ведь, чтобы тебя и читали, и понимали. Но тут накатило... Думал, отпустит. Нет. Сегодня записал на диктофон эти пять стихотворений. Посвящаю их Александру Башлачёву и другим последним героям 20-го века...

https://rmvoz.ru/lib/audio/shtirlits.mp3

__________________________________________
Преображение хаоса в космос – это и есть культура.
"Дикой Америке" интернета нужны свои пионеры, свои безумные мечтатели.
Ярослав Таран

ОффлайнСергей С.

  • Небеса наполнены музыкой так же, как океан водой.
Ты напрасно перестал читать стихи вслух, Ярослав. Это нечто преображающее и прекрасное.

Зажги во мгле свою звезду!
___________________________
Сергей Сычёв

Я перестал читать, когда окончательно понял, что этот язык людям больше и не нужен, и не понятен. Как читать? в пустоту? В своё время я отдал около десяти лет для создания текстов - не песен - но разговорного жанра (не в вульгарном смысле слова). Есть ритмы, которые нельзя петь под гитару и др. муз. сопровождение. Они самодостаточны. Такие - у Башлачёва. И в том одна из граней его трагедии (стиль и содержание - в смертельном конфликте). Но он ещё - был герой....

"Последний герой" - не помню, писал ли я здесь об этом цоевском символе - а он полон глубочайшего смысла... как часто у Цоя - кажется простота, а вслушаешься.... трагедия, христианство... "Между землёй и небом война"... Глубже этого христианского символа я, наверное, и не знаю в нашей поэзии...

В общем, люди больше не хотят внимать поэту, а хотят сами писать, дискутировать на равных, творить как Бог на душу положит... Переходная эпоха на то и переходная, что старое ушло, а новое пока не оформилось. И не зима, и не лето и ни снега, ни саженцев... чёрная земля... Не пойми что. Куда тут со стихами?..

Почему теперь вновь появилось желание? Может, инерция сработала, заскучал... А может, что-то уже изменилось в бессознательном (не только моём). В любом случае, не было бы этой темы, если бы не было Замка. А значит, не возникло бы и потребности читать стихи. Я с этого, к слову, начинал в рм-сообществе. И получился оглушительный (от слова - глухота) провал.

На стихах Замок не построишь. Пришлось осваивать другие жанры. И пересказывать страницами текстов то, что в стихах умещается в одну строку. Вернее - между строк... Оказалось, что совместить одно с другим крайне сложно - душа перенастраивается на другой ритм. Надеюсь, что наш Замок когда-нибудь станет дышать поэзией... Он дышит ещё по-другому, хотя внутренняя стать его поэтическая. Одёжка покамест - нет.

А впрочем, большое спасибо, Сергей, на добром слове. Что-то я перерассуждался не по делу... Тоже ведь "инерция стиля". Может, почитаю ещё чего-нибудь, не торопясь... Ещё раз спасибо - согрел ты сирую поэтовскую душу.

__________________________________________
Преображение хаоса в космос – это и есть культура.
"Дикой Америке" интернета нужны свои пионеры, свои безумные мечтатели.
Ярослав Таран
«Последнее редактирование: 02 Июнь 2018, 22:25:13, Ярослав»

Ярослав, спасибо! Стихи прекрасны, чувствуется "глубина измерения".


Спасибо за отклик, Дмитрий. Но мне бы не хотелось, чтобы эта тема перешла в обсуждение прочитанных мною стихов. Если бы я имел целью показать голосовое исполнение моих виршей, я и разместил бы аудиозапись в одной из своих веток. У меня возникло желание записать эти стихи с голоса исключительно благодаря затронутым здесь смыслам. И цель моей композиции - раскрытие этих конкретных смыслов в конкретном контексте и в той форме, которая, на мой взгляд, здесь наиболее естественна.

__________________________________________
Преображение хаоса в космос – это и есть культура.
"Дикой Америке" интернета нужны свои пионеры, свои безумные мечтатели.
Ярослав Таран
«Последнее редактирование: 08 Июнь 2018, 10:56:05, Ярослав»

Ярослав, а в чем Вам видится нереализованный при жизни потенциал Башлачева-поэта? Может ли быть, что он, встав на столбовую дорогу русской поэзии (да и кто еще из современных поэтов так живо приник к самым истокам родной речи?), дал и намек, куда пойдет эта дорога в ближайшем будущем.

"Я хочу дожить, хочу увидеть время
Когда эти песни станут не нужны."


Ярослав, а в чем Вам видится нереализованный при жизни потенциал Башлачева-поэта?

Олег, на этот вопрос может ответить только Бог. Я лишь сужу по тому, что Башлачёв успел сделать: мне кажется, его Дар много больше реализованного при жизни поэта.

__________________________________________
Преображение хаоса в космос – это и есть культура.
"Дикой Америке" интернета нужны свои пионеры, свои безумные мечтатели.
Ярослав Таран

Ярослав, и все же... Творчество вестников в искусстве, как правило, концентрируется на решении вполне определенных задач, волнующих их души. Достигая новых высот, они возвращаются к своему квесту снова и снова, давая все более глубокий ответ на мучащие вопросы. Ведь Вы же признаете Башлачева вестником, а не просто сильнейшим поэтом современности, чье творчество актуально? Если да, то можно и поразмышлять, каковы главные цели Башлачева-поэта, за что он боролся и с кем. В его поэзии нередки сравнения с войной, решение о необходимой жертве ради других.

"И можно песенку прожить иначе,
Можно ниточку оборвать.
Только вырастет новый мальчик       |
За меня, гада, воевать."   

Я не рискну сейчас выразить свои мысли, потому что за его текстами открывается невероятная смысловая глубина, которую постигаешь слой за слоем, как Вы выше писали, и, тем не менее, эта глубина требует постижения и определенно содержит пророческую весть для русской культуры. По-настоящему понять поэта может только поэт.

«Последнее редактирование: 29 Ноябрь 2018, 21:25:55, Олег Моисеев»


 
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика