Дихотомии классической философии и активный экстернализм Кларка-Чалмерса
Хотя философия искренне стремится понять и объяснить человеческое существование как целое, она заслужила репутацию рафинированного упражнения ума, оторванного от реальных человеческих нужд. Почему? Одна из причин растущей пропасти между философией и актуальными жизненными вопросами является, на мой взгляд, глубоко укоренившаяся в философии аналитическая тенденция, искусственно разрывающая единую ткань человеческого существования на противопоставленные друг другу категории. Так, дихотомия материального и идеального, длительное время доминировавшая в философствовании, способствует восприятию жизни как нескончаемого и неразрешимого конфликта между материальным и духовным аспектами человека. Между тем, человек стремится к гармоничному и целостному существованию. Он жаждет внутреннего мира и единства. Христианство идет навстречу этой потребности, соединяя божественное с человеческим в центральной фигуре Христа, а также материальное с духовным в каждодневном и почти обыденном таинстве Евхаристии. Между тем, философия христианского мира в течение столетий развивала на разные лады манихейскую по сути тенденцию противопоставления материи и духа и так и не смогла создать собственно христианскую мудрость, которая отвечала бы потребностям христианского ума и могла бы претендовать на роль теоретического эквивалента Евангелия. Неоплатонизм, бывший философским языком Отцов Церкви, принципиально расходится с христианством по важным позициям, особенно если их сопоставлять на уровне духовных практик [1, 2].
Другая, еще более фундаментальная дихотомия классической философии – это противопоставление субъекта и объекта. Будучи исторически оправданным фактически идущим процессом индивидуации, это противопоставление также идет наперекор потребностям человека, стремящегося к его преодолению и к органичной включенности в окружающий мир. Отделенность от мира беспокоит нас. Человек использует разнообразные способы, позволяющие в той или иной мере преодолеть границы своей отдельности и ощутить органичную связь со своим окружением. Мы стремимся к сближению с миром как путем познания, перекачивая в себя всевозможные сведения об окружающем, так и обратным путем преобразования мира, пытаясь оставить на нем свой неповторимый личный след. Так может быть и философии стоит пойти этим путем и предложить уму синтетические, объединяющие конструкты, указывающие человеку путь к реальному, не-диалектическому снятию мучающих его противоречий и внутренних разделений, реальных или надуманных? Такие шаги предпринимаются. В этой связи давайте обсудим «активный экстернализм» Кларка-Чалмерса, во многом созвучный представленным выше в данной теме рассуждениям вокруг концепта мыследействий.
Основное направление современной философии сознания, развивающейся в значительной мере на основе наследия эмпиризма, опирается все на тот же нерушимый фундамент субъект-объектной раздельности. Определена и граница раздела: это черепная коробка. Не зря её силуэт так популярен на обложках книг по данной тематике. Там, внутри костяной коробки, вращаются мысли, пульсируют нейронные сети, крутятся компьютеро-подобные механизмы ввода-вывода, и хранится в таинственном хранилище памяти весь наш жизненный опыт. Мыслительный центр этой фабрики сознания оперирует вполне загадочными «репрезентациями» и изолирует себя от окружающего мира многослойным интерфэйсом, транслирующим поток внешнего восприятия в воображаемые биты и байты доступной мышлению скупой очищенной информации. Но не теряется ли в этой картинке та самая связь с окружающим, которая кажется нам столь ценным и желанным элементом нашей жизни, которая доставляет основное (или вообще все) содержание нашему познанию, и которая непрерывно и активно формирует всё наше поведение и само мышление?
В 1998 г.
Кларк и
Чалмерс выступили с концепцией «расширенного сознания» [3-5], которая выпускает сознание из тюрьмы черепной коробки. То, что они не предложили, не является законченной теорией, но определяет новый дискурс, в котором участниками когнитивного процесса могут признаваться тесно связанные («сцепленные» по их терминологии) с человеком инструменты познания и хранилища уже обретенного знания.
Начнем с расширителей памяти. Простейший пример - записная книжка. Кларк и Чалмерс ставят простой вопрос: если один человек знает что-то по памяти, а второй извлекает из записной книжки, то в чем разница? Технически разница есть, но по сути разве это не одно и то же? Какая разница, где хранится информация: в нейронных сетях собственного мозга, на бумажных листочках или в памяти смартфона? Если записная книжка или смартфон всегда при себе, то разницы по сути нет.
Можно пойти дальше и вспомнить о таких необходимых познавательных действиях, как математические выкладки ученых-естественников и инженеров разных специальностей, которые они до сих пор выполняют на бумаге и часто подолгу хранят для последующего использования или продолжения работы. Не являются ли эти действия и участвующие предметы расширением не только памяти, но и самого когнитивного процесса? Кларк и Чалмерс, по крайней мере в своей первой статье, ограничиваются примером записной книжки и не делают шагов в сторону собственно когнитивных процессов, которые могли бы привести их к мыследействиям. Единственный их пример, идущий в этом направлении – это использование калькулятора: является ли субъектом познания только человек, или человек+калькулятор? А вот мне хочется присовокупить к своей познающей личности мой книжный шкаф, заполненный прочитанными и густо помеченными книжками. Разве это не впечатляющее расширение моей памяти, в котором я ориентируюсь достаточно, чтобы залезть в нужную книжку и, полистав, извлечь нужную мысль, факт или кусок текста?
Дискурс Кларка-Чалмерса открывает простор для дальнейших расширений субъекта за пределы узко-личностных рамок. Можно говорить о познании коллективом, или даже распределенном в Интернете субъекте (Солярис?). Можно включать в субъекта весь богатый научный инструментарий, от часов и измерительных линеек до ускорителей элементарных частиц.
Как связать все это с внутренним процессом в мозгу? В принципе можно и никак не связывать – это будет чистый и незапятнанный экстернализм. А можно, наверное, сказать, что расширяется сознание, а вот мышление – оно так и остается внутри. В этом случае для языка можно определить удобную нишу: язык колоссально расширяет возможности сознания (в его расширенном смысле), а вот мышление в чисто внутреннем смысле – кто же его разберет – может оно и без-речевое. Тогда и мыследействия можно, наверное, понимать как структурные элементы расширенного сознания. Впрочем – это уже наметки и домыслы..
Литература (добавил 2 русские диссертации близкие к теме, но пока не прочитанные)
1.
Хоружий С. С. Свет Плотинов и свет Фавора: мистика света в неоплатонизме и исихазме // Иеротопия огня и света, ред.-сост. А. М. Лидов, М.: «Феория», 2013, 37-44.
2.
Хоружий С. С. Созерцание и общение: две парадигмы духовной практики // Проблемы визуальной семиотики, 2015. Вып. 3 (5). С. 11-27.
3.Clark, A., Chalmers, D., The extended mind // Analysis, vol. 58, 1998, pp. 10-23
4.Clark, A. Curing Cognitive Hiccups: A Defense of the Extended Mind // Journal of Philosophy, Vol. 104, No. 4 (Apr., 2007), pp. 163-192.
5.The extended mind // ed. R. Menary / A Bradford Book, 2010.
6.
Сущин М. А. Концепция ситуативного познания в когнитивной науке: критический анализ. Канд. Дисс. М., 2014.
7.
Станжевский Ф. А. Индивидуализм в философии сознания и неиндивидуалистические концепции ментального состояния. Канд. Дисс., СПб., 2017