"Роза Мира" (как и сам Андреев) ныне практически не известна, так сказать, широкой публике.
Тут как сказать... Сама книга (Роза Мира) и имя автора на слуху. Многие, кто с одной стороны интересуется эзотерикой, а с другой - русской религиозной философией, о книге слышали. В последнее время наметилась и другая тенденция (возможно, это было и раньше, просто я не замечал) - некоторые места из Мифа "Розы Мира" стали проникать на страницы фэнтезийных романов. Мне случайно, в самиздате и на пиратских библиотеках, попалось где-то около пяти авторов, которые используют Миф Андреева (верней, те или иные части Мифа) для своих фэнтезийных сюжетов. Из известных авторов - это тот же Пелевин. Конечно же, степень интерпретации Мифа "Розы Мира" фэнтезийными авторами оставляет желать лучшего. Некоторые моменты (в частности у Пелевина, в его повести "Операция Burning Bush») меня, как "ортодоксального розамираиста", просто коробили.
Так что процесс некоторого осмысления и популяризации Мифа Даниила Андреева понемногу идет. Как мне кажется. Иное дело, что не так много людей, для которых книга "Роза Мира" стала знаковой, настольной; а Миф книги стал частью пространства души. Таких людей не так много:
Отчасти оно, быть может, даже к лучшему
Отчасти с Вами соглашусь.
Сын Божий, или Бог-Сын
Бог не воплощался, Христос - воплотившийся Планетарный Логос, а не воплотившийся Логос Вселенной. Однако вместе с тем он признавал и Иисуса Христа Евангелий, Символа веры, где Иисус Христос есть именно воплотившийся, вочеловечившийся Бог
Да, здесь камень преткновения в следующих словах: ВОПЛОТИЛСЯ или ВЫРАЗИЛ СЕБЯ. Христос - это ВТОРАЯ ИПОСТАСЬ ТРОИЦЫ, ГОСПОДЬ БОГ; или ЧЕРЕЗ ХРИСТА ГОСПОДЬ БОГ ВЫРАЗИЛ СЕБЯ... Итак, Андреев признает Христа Евангелий, начиная от Его Непорочного Рождения и заканчивая Воскресением (это важный момент, в этом отличие от того же Льва Толстого); но не признает Христа Никео-Цареградского Символа Веры. Хотя и исповедует этот Символ Веры как православный христианин.
Мне видятся два пути разрешения этого противоречия. Первый путь назовем условно "
родонистским". Это признать, что в данном месте (воплотился-выразил) Даниил Андреев противоречит общепринятому христианскому догмату воплощения. Однако, в этом противоречии именно Андреев оказывается ближе к первохристианскому пониманию личности Христа (то, как понимали Христа Его ученики, современники, первые христиане), чем традиционное христианство.
На портале "Родон" (в Библиотеке) есть книга Кольцова под названием "Разбор библейских оснований христианства". В этой книге автор доказывает (ссылками, кстати, и на самих евангелистов), что наше восприятие Христа, как воплотившегося в человеческом теле Бога-Сына, второго Лица Троицы, весьма отличается от восприятия Христа как Мессии, Помазанника, Сына Божьего. У нас слились воедино такие два понятия, как Бог-Сын и Сын Божий. (Поясню: я сейчас делаю вольный пересказ книги Кольцова, к тому же я ее еще и не всю прочитал; противопоставление Бог-Сын и Сын Божий - больше моя интерпретация, хотя и по книге Кольцова.) Титул - Сын Божий (как часто и называют Иисуса евангелисты, ученики, апостолы) не равнозначен слову Бог-Сын. Сыны Божии мы все. Ну, или призваны стать Сынами Божиими, или были Сынами Божиими до грехопадения. В Евангелии есть одно интересное место:
Тут опять Иудеи схватили каменья, чтобы побить Его.
Иисус отвечал им: много добрых дел показал Я вам от Отца Моего; за которое из них хотите побить Меня камнями?
Иудеи сказали Ему в ответ: не за доброе дело хотим побить Тебя камнями, но за богохульство и за то, что Ты, будучи человек, делаешь Себя Богом.
Иисус отвечал им: не написано ли в законе вашем: Я сказал: вы боги?
Если Он назвал богами тех, к которым было слово Божие, и не может нарушиться Писание, -
Тому ли, Которого Отец освятил и послал в мир, вы говорите: богохульствуешь, потому что Я сказал: Я Сын Божий?
Евангелие от Иоанна, гл.10 То есть, вы сами боги (но пали и сделались человеками - строчка из Ветхого Завета), вы сами сыны Божии, забывшие о своем сыновстве... Да, выше, по этой главе от Иоанна и в других местах Евангелия, Христос утверждает, что Он и Отец - одно. Он есть Путь и Истина и Жизнь, видящий Его видел Отца и т.д. Но опять же, и эти места можно объяснить тем, что Его богосыновство имеет особый, исключительный смысл, по сравнению с нашим "вы боги". Но между Ним и нами еще нет онтологической пропасти. А вот в христологическом догмате Бог-Сын упор сделан именно на эту пропасть: Он Творец, мы - творение. Между нами пропасть, которую Он добровольно преодолел своей крестной мукой, для нашего спасения.
Здесь дам слово Кольцову:
Если смотреть на вещи документально-исторически, то объяснение в основном сводится к происшедшей в конце I в. н.э. резкой смене духовно-культурного контекста. Возникнув внутри традиции иудаизма со свойственным ей строгим монотеизмом, христианство, вопреки естественно ожидаемому ходу вещей, не охватило и не преобразило иудаизм изнутри, а скачком перешло в иную среду – в среду греко-римской античности, проникнутую политеистическим мироощущением в народных массах и выработавшую высокую философскую традицию на уровне духовно-культурной элиты. Стоит ли удивляться, что многие понятия иудаизма были истолкованы неверно и породили множество богословских недоразумений и расхождений с писаниями иудеев – и с древними, и с относительно новыми, апостольскими? Правда, тут надо оговориться: противоречие между привнесениями из создавшейся среды и положениями иудейской религии вовсе не означает автоматически отдаления от истины...
(гл.1 Роза Мира в отношении к текстам Библии)Дабы не дать уникальному воплощению Христа раствориться в "иных богах и смыслах" (это уже моя интерпретация), подчеркнуть неповторимость Его воплощения, первые Отцы Церкви были вынуждены (в христологических спорах) как бы все более "обожествлять", "отдалять" от падшего мира образ Христа. При этом использовалась терминология уже эллинистической философии. Так Христос стал Логосом и Богом-Сыном, тем, кому мы поклоняемся и в кого веруем. Но для иудеев, современников Спасителя, было, наверное, невозможно представить в Иисусе воплотившегося Яхве. Даже имя Всевышнего не называлось, заменялось на определение "Адонай". Иисуса обвиняли в богохульстве потому, что Он посмел называть Неназываемого своим Отцом, а себя Сыном Божьим. Хотя книжники иудейские прекрасно знали, что Миссия и есть Сын Божий...
Второй путь (не знаю, как назвать) - это то, что пытается делать Ярослав и все мы. (Хотя и первый путь исключать полностью тоже нельзя, ибо и вторым путем, возможно, не все удастся "примирить".) Но суть в том, что любые "спорные моменты" между "Розой Мира" и христианством надо стараться рассматривать исходя из внутренней логики Мифа "Розы Мира". Тогда станет понятнее, почему Андреев именно так выразился или так. Впрочем, мы в самом начале пути. Как мне кажется.