Иконология и иеротопия
Иконологические заметки

0 Участников и 1 гость просматривают эту тему.

ОффлайнАндрей Охоцимский

  • изъ бывшихъ

Говори что думаешь, но думай что говоришь
«Последнее редактирование: 26 Декабря 2019, 15:02:39, Андрей Охоцимский»

« #17 : 26 Декабря 2019, 22:51:37 »
Спасибо за ссылки !
Прочитала прежде всего статью А. Комеча. Еще в 1970-х он писал, что архитектурная форма способна выразить духовное содержание. Увы, до сих пор нет такого понимания архитектуры у заказчиков и строителей православных храмов. Только на страницах Воздушного Замка можно говорить об истинных задачах архитектуры.

Просвещая друг друга, мы славим Творца, выявляя неисчерпаемую красоту Его творений.

ОффлайнАндрей Охоцимский

  • изъ бывшихъ
« #18 : 27 Декабря 2019, 01:21:21 »
Увы, до сих пор нет такого понимания архитектуры у заказчиков и строителей православных храмов.

Людмила, Вы об этом и раньше писали, но я только сейчас понял, как это странно. Ведь никто не спорит, что икона может выразить духовное содержание, так почему же здание не может? Про символизм храмовой архитектуры вообще уж столько написано - на самом популярном уровне. Что ж, заказчики  этого не знают? Вы видимо имеете в виду, что у них понимание формальное, чувства нет? Или что они не чувствуют необходимых нюансов и меняют замысел, искажая суть?

Говори что думаешь, но думай что говоришь
«Последнее редактирование: 27 Декабря 2019, 01:30:04, Андрей Охоцимский»

« #19 : 28 Декабря 2019, 00:31:50 »
Все гораздо хуже. Говорю везде, где могу, (и пишу тоже ради этого), что архитектуре по силам выразить самые глубокие духовные смыслы. Андрей, я недавно присоединилась к уважаемому братству Воздушного Замка и, как Вы правильно заметили, поднимаю прежде всего именно эту больную тему.
В обществе  никогда не было понимания творческого процесса архитектуры, поэтому и будущее архитектуры общественным деятелям виделось превратно (см. тему форума). В наше время архитектура умерла, исключением не стало и храмостроительство (я говорю о Латвии). Символизм в архитектуре понимается как условные обозначения, понимания духовного смысла главного вопроса - что такое символ, теперь нет и у духовенства. В нашей семинарии курс храмостроительства не читается, что такое архитектура по сути - не рассматривается. Литературу по храмовому строительству они не читают (вообще-то, это нелегкое чтение, неархитекторам обычно неинтересно). Икона - это одно, а архитектуре таких прав никто не дает. От священников на свои слова неоднократно слышала : "Это суеверие! Канона нет !"

Недавно по-хорошему пыталась объяснить одному староверу-строителю смысл красивой канонической конструкции церковной главы, сделала проект. История кончилась тем, что он сделал по-своему ("модернизировал"), а меня стал нецензурно обзывать, нашел в интернете сайт российского архитектора Анисимова, и тот тоже ему подтвердил, что "это глупость, не слушай ее". Главное, что наставник общины (у нас беспоповцы, у них нет священников) поддержал не меня, а этого невежду. Даже у староверов сохранение традиций только на словах, а на деле идет их интенсивный слом. А у нас сохранилось уникальное архитектурное наследие именно староверских моленных, в мире просто нет такого феномена где-либо еще. В России мало, что сохранилось, только большие храмы, которые успели построить после 1905 года, а у нас есть гениальные образцы народного зодчества. От староверов слышу : "У нас нет храмов, только избы!" Это ложь, духовная слепота, не видят прикровенную красоту наполненных смыслом архитектурных форм, созданных простыми мужиками в глубинках Латгалии.
И православное наследие очень своеобразное, замечательно интересное в культурологическом смысле, поэтому и написала 10 лет назад статью, которая опубликована в библиотеке Воздушного Замка. Андрей, эту статью никто не читал, им неинтересно, не надо.

Не понимая символических смыслов архитектурных форм, нанимают архитекторов, которые вообще не изучали русскую архитектуру (теперь нет этого курса в программе архитектурного факультета), и властно указывают им, что проектировать. Результат ужасающий.

Просвещая друг друга, мы славим Творца, выявляя неисчерпаемую красоту Его творений.

ОффлайнАндрей Охоцимский

  • изъ бывшихъ
« #20 : 28 Декабря 2019, 11:09:26 »
В России мало, что сохранилось, только большие храмы, которые успели построить после 1905 года,

Могу рассказать историю старообрядческого Покровского собора в Москве, в Рогожской слободе. Храм был построен знаменитым Казаковым в 1792 г. и был на то время самым большим храмом в Москве. Он планировался как пятикупольный, но начальство запретило, так что он так и остался с одним центральным куполом, внешне похожий на большой дом, на который зачем-то поставили маленькую главу. Рогожские староверы в то время относились к категории "беглопоповцев" - современная "белокриницкая" иерархия появилась во второй половине 19го века. После строительства Храма Христа Спасителя Покровский храм утратил "размерное" первенство. Надо сказать, что благодаря намеренным искажениям, он снаружи не только не сакрален, но даже и некрасив, но староверы его все равно очень любят. Кстати, напомню, что одним из первых актов Царя-освободителя было запечатание алтаря Покровского собора (1856 г.). В течение последующего полувека, который считается периодом цивилизованного правления и расцвета русской культуры, литургии в храме были запрещены. Понадобилась революция 1905 г. чтобы алтарь распечатали на фоне общей легализации старообрядчества.

Говори что думаешь, но думай что говоришь

« #21 : 28 Декабря 2019, 22:31:04 »
Надо сказать, что благодаря намеренным искажениям, он снаружи не только не сакрален, но даже и некрасив, но староверы его все равно очень любят. 

Да, это типичное отношение забывших сакральные смыслы прихожан.
А у нас много маленьких беспоповских моленных, построенных или перестроенных после 1905 года, где сакральные образы выражены удивительно последовательно, с пониманием их смысла и красоты. Не перестаю восхищаться этими примерами. Но владельцы храмов этого не видят и не ценят.
Сакральные смыслы не просто забыты, их не желают знать. Попробуйте покритиковать нынешние новостройки - вас не поймут. А старые храмы безжалостно евроремонтируют.

Исследователь церковного искусства Н. М. Тарабукин в 1935 году писал : "Церковная архитектура также имеет свои каноны, но нарушение их, пожалуй, еще более чудовищно, чем отступления в иконописи. ..... что же говорить хотя бы и  о высших иерархах, воспитание которых проходило обычно вне всякого влияния искусства. Для них обычно всякий храм, как бы ни был он построен и разукрашен, будучи освящен по канону, становится "местом святым", "критиковать" которое с точки зрения внешнего убранства почиталось делом зазорным. И вот в результате так понятого "греха", в русскую Церковь просочилась ересь, воплотившаяся в изобразительных формах и принявшая грандиозные размеры, так что теперь, сквозь толщу этого сплошного еретизма, господствующего в русской Церкви около трех столетий, трудно восстановить истину." ("Смысл иконы", М. 1999, С.132-133).
И ничего не изменилось. Несколько лет на сайте sobory.ru я пыталась донести до сознания интересующихся сакральным зодчеством особенности архитектурного языка, разбирая ошибки горе-храмостроителей (см. темы форума на этом сайте). Кончилось тем, что меня начали обзывать. А главного идеолога разрушения канона, Сергея Заграевского поддерживали. Мне надоели эти перепалки невежд, больше я там ничего не пишу.

Поэтому темы, разрабатываемые иеротопией, крайне актуальны и важны. Андрей, должна Вас огорчить, в Латвии об этом направлении науки не знают. Предполагаю, что книги, издаваемые А. Лидовым, есть только у меня. Их нет даже в библиотеках. Вынуждена на латышском языке писать небольшие статьи на эти темы для нашего архитектурного журнала, с целью просвещения. Статьи берут и с интересом читают, но круг читателей крайне узок. На русском языке статьи никому не нужны.

Мне выпало счастье разработать 7 полных проектов православных храмов, а также много эскизных решений храмов (нереализованных) и мелких работ  по восстановлению. Всё то, что реализовано, искажено по самовольному вмешательству заказчика.

Поэтому то, что нравится больным нечувствием обывателям, - не показатель истинной архитектуры, и такое отношение не может быть оправданием ереси.

Просвещая друг друга, мы славим Творца, выявляя неисчерпаемую красоту Его творений.

ОффлайнАндрей Охоцимский

  • изъ бывшихъ
« #22 : 29 Июня 2020, 14:05:30 »
Вышел первый номер журнала "Визуальная Теология" за 2020. Вот содержание.

A. Simsky. The discovery of hierotopy.
C. С. Аванесов. Сакральная топика русского города (7). К типологии надвратных храмов.
К. А. Мурастова. Современный "Новый Иерусалим" в Сибири (на примере храма святого мученика Иоанна воина Новокузнецкой епархии.
Т. С. Симян. Визуализация христианских ценностей в интерьере и экстерьере Ереванского государственного университета (на примере теологического факультета)
T. S. Borisova. Poetic text and its iconographic interpretation: the Akathystos hymn in the Russian and Cretan religious art.
Е. В. Волкова. Церковное искусство в музейной раме: современные способы экспозиционного показа.
Н. Х. Орлова. Пересечение видений Анны Шмидт и Владимира Соловьева: софийная одаренность и "ерундословие старухи".
Архив:
Игнатий, архиепископ Воронежский. Об иконе Св. Софии в новгородском Софийском Соборе


Говори что думаешь, но думай что говоришь
«Последнее редактирование: 29 Июня 2020, 14:49:57, Андрей Охоцимский»

« #23 : 03 Ноября 2020, 12:03:30 »
Видел много икон Богоматери. В свое время, лет пятнадцать назад, интересовался темой богородичных икон. Икон этих очень много, в разы больше, чем икон Спасителя. Каждая икона Богоматери (место появления, история появления, символизм изображенного) - это как бы Её след на земле. Первая книга на тему богородичных икон, которую я прочел, так и называлась: "Следы Богоматери на земле". Автор, кажется, Поселянин... Но эту икону видеть не приходилась. Ее название: "Первые шаги Христа на земле". Не берусь судить, насколько это название точное. Икона, на мой взгляд, чрезвычайно интересная. Нашел её, совершенно случайно, в Сети. Может кто-то владеет информацией об этом необычном изображении Богоматери и маленького Христа?

Первые шаги Христа

Дух дышит, где хочет

ОффлайнАндрей Охоцимский

  • изъ бывшихъ
« #24 : 08 Ноября 2020, 21:11:42 »
Икона палестинская, на что указывает необычно явно для икон выраженный мотив Земли, той земли, по которой  ходил  Иисус. Находится в монастыре Герасима Иорданского и почитается по-видимому только там. Попытаюсь выяснить период написания. Та версия, которую привел Вадим, явно современная. Репродукции какой-то исходной более древней иконы в Интернете не находится. Пока не доказано обратное, предполагаю середину 20го века.

Говори что думаешь, но думай что говоришь

« #25 : 09 Ноября 2020, 23:15:50 »
Икона палестинская, на что указывает необычно явно для икон выраженный мотив Земли, той земли, по которой  ходил  Иисус. Находится в монастыре Герасима Иорданского и почитается по-видимому только там.

Спасибо, Андрей! (Уже какая-то информация :).)

Та версия, которую привел Вадим, явно современная.

Скорее всего...

Дух дышит, где хочет

ОффлайнАндрей Охоцимский

  • изъ бывшихъ
« #26 : 04 Июля 2021, 11:01:26 »
Вышел первый номер журнала "Визуальная теология" за 2021 г.

Номер открывается моей статьей "Почему Бог был иконоборцем? Визуальное и изобразительное в библейской иеротопии". Статья на английском, приведу здесь русскую аннотацию.

Отправной точкой данного исследования является вопрос: если Бог Ветхого Завета категорически запрещает любые изображения, то почему Библия полна видений и зрительных образов? Поиск решения проблемы приводит к выявлению принципиальных различий между фигуративными изображениями-картинками и живыми зрительными образами, включёнными в жизненный контекст. В данном исследовании плоские изображения противопоставляются «живому визуальному», которое также включает чувственные, двигательные и действенные образы, обогащающие зрительные оспоминания или плоды зрительного воображения. Первое и главное качество «живого визуального» – его пространственный характер, который сам по себе может  предопределять эмоциональный регистр восприятия, как например в случае «безграничных» природных пространств, таких как море, небо, горные пейзажи. На материале становления европейской эстетики гор обсуждается сложная структура природного сублимного и его родство с религиозными образами, пространственную природу которых концептуализирует иеротопия. Два основных понятия иеротопии, пространственная икона и образ-парадигма, представляют собой пространственные образы, порождённые организованным ансамблем сакральных элементов. Визуальная теология кальвинизма даёт важный пример иконоборческой идеологии, которая не только явно опирается на «живое визуальное», но и указывает путь его развития в форму познания и преобразования мира. Второе важное качество «живого визуального» – его органическая связь с движениями и действиями. В иерархической четырёхуровневой системе управления движением, предложенной Н. А. Бернштейном, возникают две модели пространства: во-первых, геометрическая модель среды, в которой осуществляется движение, и, во-вторых, совокупность осмысленных задействованных предметов. Способность зрения идентифицировать предметы по неясным и частичным признакам проявляется в их успешном распознавании на картинках. Восприятие плоских изображений оказывается содержательно обеднённым именно потому, что оно определяется попредметной расшифровкой изображений и лишено важных холистических черт «живого визуального». При этом иеротопическое творчество оказывается эффективной стратегией преодоления этих ограничений путём включения фигуративных изображений в пространственные конструкции «живого визуального».

Говори что думаешь, но думай что говоришь
«Последнее редактирование: 04 Июля 2021, 11:05:54, Андрей Охоцимский»

ОффлайнАндрей Охоцимский

  • изъ бывшихъ
« #27 : 21 Января 2022, 23:22:29 »
Вышел второй номер журнала Визуальная Теология за 2021 г.

Вышел первый номер журнала Визуальная Теология за 2022 г. Номер открывается  моей статьей про римские золотые стекла (см. также в библиотеке Замка более раннюю статью)

Говори что думаешь, но думай что говоришь
«Последнее редактирование: 02 Июля 2022, 20:35:41, Андрей Охоцимский»


 
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика