Надо сказать, что благодаря намеренным искажениям, он снаружи не только не сакрален, но даже и некрасив, но староверы его все равно очень любят.
Да, это типичное отношение забывших сакральные смыслы прихожан.
А у нас много маленьких беспоповских моленных, построенных или перестроенных после 1905 года, где сакральные образы выражены удивительно последовательно, с пониманием их смысла и красоты. Не перестаю восхищаться этими примерами. Но владельцы храмов этого не видят и не ценят.
Сакральные смыслы не просто забыты, их не желают знать. Попробуйте покритиковать нынешние новостройки - вас не поймут. А старые храмы безжалостно евроремонтируют.
Исследователь церковного искусства Н. М. Тарабукин в 1935 году писал : "Церковная архитектура также имеет свои каноны, но нарушение их, пожалуй, еще более чудовищно, чем отступления в иконописи. ..... что же говорить хотя бы и о высших иерархах, воспитание которых проходило обычно вне всякого влияния искусства. Для них обычно всякий храм, как бы ни был он построен и разукрашен, будучи освящен по канону, становится "местом святым", "критиковать" которое с точки зрения внешнего убранства почиталось делом зазорным. И вот в результате так понятого "греха", в русскую Церковь просочилась ересь, воплотившаяся в изобразительных формах и принявшая грандиозные размеры, так что теперь, сквозь толщу этого сплошного еретизма, господствующего в русской Церкви около трех столетий, трудно восстановить истину." ("Смысл иконы", М. 1999, С.132-133).
И ничего не изменилось. Несколько лет на сайте sobory.ru я пыталась донести до сознания интересующихся сакральным зодчеством особенности архитектурного языка, разбирая ошибки горе-храмостроителей (см. темы форума на этом сайте). Кончилось тем, что меня начали обзывать. А главного идеолога разрушения канона, Сергея Заграевского поддерживали. Мне надоели эти перепалки невежд, больше я там ничего не пишу.
Поэтому темы, разрабатываемые иеротопией, крайне актуальны и важны. Андрей, должна Вас огорчить, в Латвии об этом направлении науки не знают. Предполагаю, что книги, издаваемые А. Лидовым, есть только у меня. Их нет даже в библиотеках. Вынуждена на латышском языке писать небольшие статьи на эти темы для нашего архитектурного журнала, с целью просвещения. Статьи берут и с интересом читают, но круг читателей крайне узок. На русском языке статьи никому не нужны.
Мне выпало счастье разработать 7 полных проектов православных храмов, а также много эскизных решений храмов (нереализованных) и мелких работ по восстановлению.
Всё то, что реализовано, искажено по самовольному вмешательству заказчика.
Поэтому то, что нравится больным нечувствием обывателям, - не показатель истинной архитектуры, и такое отношение не может быть оправданием ереси.