По отдельным тезисам
"Метафизический" значит "над-физический, вне физический".
Метафизический, идеальный, мистический и духовный - не одно и то же ни как языки, ни как реальности. Существуют как иные материальные (не физические, в нашем понимании) миры, которые связаны с нашим не причинно-следственной, но смысловой связью. Так существует и мир духовный, по отношению к которому все миры лишь частные проявления, включая и мир идей и сущностей (собственно - метафизический). Либо так: любая объективация (идейная или материальная) есть лишь проекция духа, но не сам дух. В духе бытие и сознание нераздельны, потому и т.н. "основной вопрос философии" для духовной реальности не имеет смысла. Равно как и разделение на параллельные субстанции бытия и сущностей.
Встреча Бога с человеком - это встреча Бытия с бытием - со-бытиЕ, или как его назвал Хайдеггер - Эрайгнис. Это открытие ограниченного человеческого разума своему собственному корню - Разуму-Логосу.
Встреча человека с Богом происходит в духе - как встреча духа с Духом. В духе бытие и сознание суть одно. Разум - инструментарий духа. По Бердяеву (на память) - "разум, не осознающий своих границ, недоразвитый". Так вот, именно такой разум пытается прописать свои алгоритмы духу. Это примерно то же, как если бы кисть решила, что это именно она пишет картину (с т.з. научного экперимента - так и есть) и попыталась объяснить, как и даже почему. Или в компьютерный век другая аналогия напрашивается: искусственный интеллект суперкомпьютера вдруг решит, что это он пишет тексты (философские, например) и, проанализировав свои внутренние алгоритмы, выдаст универсальную методу по написанию таких текстов. Логос и Разум соотносятся друг с другом так же, как художник и кисть, как пишущий на компьютере и сам компьютер. Можно вернуться и к библейской метафоре о духе и букве. Не есть хорошо, когда буква берёт первенство над духом и из инструмента превращается в самоцель.
Об этом говорил на заре философии еще Гераклит. "Логос - один и тот же у всех, но каждый им пользуется, как будто он его собственный".
Логос в данном случае синоним Духа Святого, а не духа человеческой личности. Духов нужно различать, но делать это может только сам дух.
Но для этого необходимо философское возрождение понятия разумной природы, ментальной субстанции, Софии.
София как Вечная Женственность и София как "разумная природа и ментальная субстанция" вряд ли знакомы друг с другом.
И символы мифов без сомнения очень полезны на этом пути, но они должны быть "сняты" и трансформированы в Знание.
Вера и Знание - это отдельная и большая тема. Мы не раз выходили на неё в других (сейчас уж и не возьмусь искать, где и в каких). При желании можно открыть и отдельную тему. С научной колокольни, знание - признак свободного и разумного подхода, а вера - удел слепого и неразумного. Это голос разума, возомнившего себя хозяином. Знание доказывается извне и объективируется. И доказанному знанию разум ничего не может противопоставить и вынужден принимать то, что доказали, за истину. Вера - это творческий акт духа, свободный выбор, не дающий никаких гарантий, шаг в неизвестное на свой страх и риск. Вера не требует гарантий и доказательств - это абсолютно свободный духовный путь. Дух не обусловлен ничем внешним, он сам из себя и своей любви постигает истину и предмет веры. "Сойди с креста и уверуем" - это требование доказательств и гарантий разума, требование объективного знания, независимого от моего личного чувства истины. Господь ждал свободного акта веры, а не порабощения духа объективными доказательствами Своего могущества. В этом смысл христианства: любовь и вера имеют ценность только тогда, когда они духовны, то есть не обусловлены ничем внешним, абсолютно свободны.
Мы знаем о сути человека сегодня меньше, чем любой средневековый монах и даже русский крепостной крестьянин.
О сути природы - в том числе, несмотря (и даже благодаря) на все достижения науки в её покорении и её познании.
Мифологический, точнее сказать символический, аналогический, метафорический подход - это подход поэтический, художественный. Он хорош, но не в силах полностью заменить естество-знание - познание естества, природы, субстанции просветленным разумом.
Вы говорите о языках, а не о подходах. Подходов два - как к живому или как к объекту. Мифологический, символический, поэтический, художественный - это разные языки, у них разные задачи. Общее у них одно - подход к природе и миру как к живому существу, имеющему душу и дух. А душа и дух не от мира сего. Вот эти языки и помогают постигать связь между мирами и входить в общение с теми живыми существами, которых естествознание изучает как неживые объекты. Смотря что подразумевается под "естеством", таково и будет знание о нём.
Поэзия предполагает определенную избранность, как творцов, так и потребителей, а духовное знание должно быть еще более общедоступным, чем школьное образование.
Поэзия наиболее естественный язык. Любой человек в минуту душевного подъёма, прилива чувств или попросту пьяный начинает петь, то есть переходит на язык поэзии. Дети намного быстрее запоминают, да и лучше понимают стихи, чем разговорный язык (не говорю уже о наукообразном). Сама структура нашей речи глубоко поэтическая, построенная на созвучиях и перекличках смыслов в них. Поэзия самое древнее из искусств. Все тексты, передававшиеся изустно и ставшие впоследствии религиозными памятниками, написаны стихами. Все мифы, облекавшиеся в словесную форму, также написаны на языке поэзии. А то, что сейчас поэзия стала предполагать "определённую избранность", говорит только о тяжёлом упадке культурной жизни в конце безрелигиозной эры. Кстати, и слово "потребитель" в отношении к поэзии - также. В поэзии нет потребителей, любой воспринимающий её есть творец (такова её структура и суть). В Индии по сей день поэзия не стала "уделом избранных"...
А вот "птичий язык" наукообразной философии действительно создаёт касту избранных. Если же философия обращена к смыслу жизни человека, то она должна быть излагаема на том же языке, на котором пишутся все произведения культуры, этим языком сформированной. Человек, понимающий язык классической литературы, должен без труда понимать и язык философии. Именно таким литературным языком изъясняется русская религиозная философия. Читая самых талантливых её представителей, не нужно перестраиваться с языка Пушкина на какой-то узко-специальный жаргон. А для чего такой жаргон создаётся, в чём его настоящий смысл, я попробовал поразмышлять в эссе о двух жанрах философии (ссылку на него я уже давал, не буду перебирать меру). Кстати, именно этот опус вызвал у С.А. Борчикова остро негативную реакцию. Значит, я попал в точку.
Но наука, точнее научный метод, если его нацелить на "ментальную субстанцию", на идеальный мир, может перевернуть все наше бытие до такой степени, что мы увидим на самом деле "новую землю" и "новое небо", новое представление о материи, мире, человеке и метафизической реальности.
Повторюсь: ментальный, метафизический, идеальный и духовный - не одно и то же. Именно научный метод (а не язык!) бессилен что-либо познать не только в духовной или мистической сферах, но и в окружающей нас Живой природе (её душе). Нужен принципиально другой подход и метод эксперимента. Научный он или не научный - вопрос ярлыка и признания статуса, не более.
Вот вы, например, уверены в реальном бытии идеального, духовного мира? Если да, то как вы его познаете?
Уверен ли я, что я человек и живу в этом мире? Чаще уверен, чем нет. Хотя во сне, особенно без сновидений, не уверен... Продолжим цепочку: если я человек и живу в мире, то не могу не видеть несовершенства того и другого. А если я вижу несовершенство, то во мне должно быть знание о совершенстве. Откуда оно? Только оттуда, где это совершенство существует и существую я там (связь должна быть одного с другим). Но я существую здесь, где нет совершенства. Значит, во мне есть нечто, что существует не здесь. И это нечто должно быть совершеннее меня, пребывая во мне. Это нечто должно быть вечным, ибо совершенное вечно. Это нечто должно быть целым, ибо совершенное целостно. Это нечто и именуется дух.
Вот примерно та логическая цепочка, которой можно удовлетворить сомнения разума относительно реальности духовного мира. И не более. Сама же эта реальность реальнее и разума с его неуверенностью и всего нашего мира. Проще усомниться в существовании этого мира, чем мира духовного. А откуда неуверенность разума - от его гордыни, оттого что он возомнил себя главным судьёй истинности и требует формальных доказательств (не свободен ибо, хотя и мнит себя свободным, путая свободу с маловерием и малодушием).
Дух познаётся духом. Любовь - любовью. Языки же для вербализации духовного опыта могут быть различны. Одни лучше подходят для одних его областей, другие - для других.
Назовите какие-либо исследования идеального мира, как реальности, которые оказались бесплодными.
Духовный и идеальный не одно и то же (в который раз эту фразу повторяю, сам себе уже надоел). Бесплодного опыта не бывает. А сказал я следующее:
"единая терминология экспериментальных техник для построения универсальной науки духа" - сплошное противоречие и в терминах, и в реальностях. И показал на примере духовного опыта двух любящих людей - почему нельзя такой опыт сделать универсальным с "единой терминологией экспериментальных техник".
Единая терминология создаётся внутри той или иной дисциплины, системы. Одна экспериментальная техника годится для одной сферы и непригодна для другой. Каждая из систем отражает какую-то грань целого (духовного мира) - как одна из проекций его на мир относительный. Эта проекция неповторима и тем ценна. Неповторим и её язык. Общение между системами достигается не унификацией их языков и не созданием универсальной терминологии, но
искусством перевода. Нельзя вогнать объём, не извратив его до неузнаваемости, в одну плоскую, пусть и универсальную супер-проекцию!
Почему никому не удалось повторить опыты Козырева? Потому что это принципиально другой подход и к самому эксперименту, и к тому, с чем (кем) этот эксперимент должен установить связь для получения исследователем ответа (результата). Опыты Козырева ценны как шаги его Опыта в целом, как его личный путь и судьба. Повторить Опыт (судьбу) другого невозможно, сколько ни повторяй формально её "следы". Но можно войти в общение с этим Опытом, обогатить и свой духовный опыт при этом, а даст Бог, и кого-то ещё, и культуру в целом. Независимость эксперимента от личности экспериментатора и её мотивов и есть главная преграда на пути общения с живой природой и духовной реальностью. А без такой независимости невозможна "единая терминология экспериментальных техник для построения универсальной науки духа". Потому я и сказал, что сама постановка задачи бесплодна. Да и "наука духа" вызывает у меня чисто эстетическое неприятие. Но это уже вопрос вкуса.
Всякий раз реальное, практическое (не мифологически-поэтическое и не обрядовое) погружение человеческого ума в мир идей, как в живую реальность, окрыляло этот ум и рождало плеяды гениальных открытий в науке, прорывов в искусстве и технологии.
Мифологическое и поэтическое не одно и то же. Как не одно и то же культурное и национальное, например. Хотя и не бывает одного без другого. Противопоставление реального и практического мифологическому и поэтическому некорректно. Смотря о какой реальности и о какой практике идёт речь, тогда о таком языке взаимодействия с ними и нужно говорить как наиболее адекватном (здесь необходима конкретика). Зачастую бывает, что нужны несколько языков, а не один. Всё зависит от той реальности, с которой входишь в общение. Да и от того, кто входит, тоже зависит. Миру идей противопоставлять мифологию и поэзию совсем уже странно. Никакой монополии на мир идей нет ни у науки, ни у философии. А сам мир идей есть только одна из форм существования мира духовного, один из способов символизации духа.
Разве Платон оказался отрезан от реальности мира идей? А Гегель, Соловьев? А идея Гессе насчет "игры в бисер"?
А почему они должны были быть отрезаны от мира идей? Не понял вопросов. И разве Платон писал свои Диалоги на птичьем языке наукообразной философии?
По-моему, символы-окна важны, но для коллективной мыслительно-познавательной деятельности необходимо некое постоянство связи термин-понятие. Иначе никакое общение не будет возможно.
Мыслительно-познавательная деятельность не является уделом только философии, как и сама философия не является только метафизикой. В философии существует великое множество систем, имеющих свою устоявшуюся терминологию. А есть и внесистемные жанры. Религиозная философия пользуется символами и мифами религиозными - и как языком, и как методом познания. И как показывает исторический опыт, люди на языке символов гораздо к более глубоким и тесным формам общения приходят, чем на языке абстрактных понятий и категорий. Я не говорю, что последние не нужны. Нужна лишь мера и уместность. Я бы, смеха ради, ввёл в обиход такое юридическое понятие как "покушение на духовность с негодными средствами"... (Шутка.)
А если серьёзно (надеюсь, не пропадёт желание), то давайте в
этой теме будем продолжать беседу только о путях и целях синтеза (о самой
возможности построения универсальной метафизической системы). А о языке мифологии и т.п. - лучше, например, в
этой. О жанрах и стиле философствования -
здесь я уже начинал разговор (там уместнее и продолжить). О методе научного эксперимента в отношении к живой природе и духовному миру лучше поговорить в одной из козыревских тем. О вере и знании можно вообще новую ветку открыть. Иначе, запутаемся сами и запутаем последнего читателя.