Человек может не считать, что у него есть неврозы, но любой врач психоаналитик выявит у каждого с пяток неврозов. Человек может вообще не замечать ОВФ, но любой философ-аналитик выявит его отношение к ОВФ.
Да на здоровье. Если ОВФ — невроз, пусть его выявляют специалисты (их хлеб). Если бы человек исчерпывался анатомией и психологией, то и вопрос о смысле жизни решался бы соответственно (скорее всего, был бы причислен к одной из форм невроза).
Поскольку для Вас слово "школа" что-то "ругательное"...
Почему «ругательное»? Я просто не являюсь ни профессиональным философом, ни историком философии, поэтому вопросы классификации философии по школам меня не очень занимают. Только и всего.
Поскольку и слово "философия" для Вас с каким-то непонятным мне негативным оттенком, то уточняю.
Да, мне тоже непонятен этот оттенок. Мне всегда казалось, что я люблю философию и люблю философствовать. Но Вам виднее, почему необходимо приписать иному типу философствования «негативное отношение к самой философии». Так, наверное, Вам комфортнее: так Вы уже защищаете не одну свою частную позицию, а всю философию от «негатива». Я же — только частную кочку возделываю в меру сил. И к другим кочкам никакого негатива не испытываю (стараюсь, по крайней мере). Равно как и к общему ландшафту философии...
Это самая точная квалификация ОВФ. Странно, Вы его так хорошо формулируете, а выше на рефлексивном уровне заявляете, что Вам нет дела до ОВФ. Так есть дело или нет?
Нет дела. Мне всё равно. Для меня этот вопрос сродни исключительно классификационнным.
Ученый физик, помимо своих теорий, может оперировать материальными объектами, ставить опыты с шарами и электричеством...
И т.д.
Я был уверен: в опровержение тезиса о том, что люди и философы в частности (хотя не философствующих людей я не встречал) имеют дело только с картинами реальности, а не с самой реальностью, Вы станете апеллировать к
объективной реальности (истине), подтверждаемой опытом (практикой). Классика жанра.
Ну, во-первых,
научная картина мира — тоже картина, хотя и ставшая доминирующей в человечестве за последние 4-5 веков. И
внутри этой картины, как и любой другой (кроме ложных, но совершенно ложных почти нет), теория подтверждается практикой. Всё-таки это картина
реальности, а не фантасмагория. И внутри картины работают те реальные законы, какие она в себя включает и из каких состоит. Квадрат всё-таки одна из сторон куба, хотя и не сам куб.
А во-вторых, и в
научной картине мира уже появились свои прорехи и даже ереси, как в своё время такой же ересью была сама научная картина внутри картины мира средневекового человека. Квантовая механика уже дошла до того факта, что «объективный» результат эксперимента зависит от картины мира самого экспериментатора и получается им только тот ответ от «объекта», который этот экспериментатор способен принять и понять. То есть, Природа с ним разговаривает на понятном ему языке и вступает во взаимодействие в той своей части, которую этот экспериментатор готов признать реальностью.
Физика оперирует с «мёртвой природой» (это фундаментальная установка воли), где повторение ответов на один и тот же вопрос считается критерием истинности. Для
живого такой алгоритм неприменим: если я у Вас стану сто раз спрашивать, сколько будет «7x8», то в сто первый раз (а скорее всего гораздо раньше) услышу ответ не «56», а совсем другой и на другом языке. (Пример из статьи М. Вороткова.)
Открытие Н.А. Козырева, экспериментально подтверждённое (тот же пресловутый вулканизм на Луне), и заключается в том, что иная картина мира, если её видит и в неё верит (что существенно!) учёный-экспериментатор, даёт совсем другие результаты эксперимента и на другом языке. От этого они не становятся менее истинными и менее практичными. Вулканизм на Луне не признать не могли, когда это открытие подтвердилось «легитимно» для академической науки. И даже дали за это открытие Козыреву академика. Хотя сам факт лунного вулканизма был лишь маленькой иллюстрацией к
той Теории и получен при помощи
той методологии эксперимента, которые идут в разрез с самими основами научной картины мира и не могут быть ею признаны своими. И в отношении Опыта Козырева наука повела себя (и не могла по-другому) как любой фундаментализм, становящийся заложником той картины мира, которую «легитимизировал» в качестве «объективной реальности».
Таким образом, учёный имеет дело тоже с
картиной реальности, а не с самой реальностью. То же в полной мере касается и социальной практики, и т.н. «объективных экономических законов». Об этом писал и Вл. Соловьёв в «Оправдании добра». Социальная модель и её объективные законы впрямую зависят от той картины социума, какую люди считают «объективной реальностью».
Ученый социолог, помимо своих теорий, может оперировать реальными обществами, участвуя в парламенте, выборах, правительствах и т.д.
Внутри одной социальной модели работают одни законы, а внутри другой — другие. От того, к какой из социальных картин принадлежит сам деятель (социолог, политик, парламентарий), зависит и выбор его инструментария, и сама постановка задач, которые он перед собой ставит, и путь развития, который он видит и по которому следует.
Так же и философ, помимо своих картин мира, может оперировать еще и реальными сущностями и реальной мудростью.
Он может оперировать (лучше: взаимодействовать) только реальными сущностями и реальной мудростью той
реальной картины мира, какую принимает за саму реальность.
Но после того, как картины синтезированы, открывается доступ ко второму этапу - синтезу реальностей.
Реальность одна, и она не нуждается в синтезе (она и есть состоявшийся синтез, как объём — это синтез проекций, но вовсе не в результате их синтеза получившийся, тут обратный процесс). Реальность одна, а вот картин мира, как и самих миров, бесчисленное множество.
Существу, находящемуся внутри одного мира и воспринимающему картину (или картины) только этого мира, очень трудно понять, что и сам этот мир, и все его картины — это ещё не реальность, а лишь один из многочисленных
символов реальности. Символы принимаются за саму реальность. И доказать это невозможно: ведь символ
выборочно отражает те законы реальности, которые подтверждаются практикой (внутри определённого мира-символа). Причём и сам этот мир распадается на множество картин мира, внутри которых действуют свои законы и своя практика. Вот синтезировать эти картины мира мы теоретически можем, чтобы постараться увидеть свой мир в максимальной полноте и адекватности. Но весь этот мир — лишь один из символов реальности, а не она сама.
А "школа" или эгрегор Даниила Андреева так и называется "Роза мира", и весь ВОЗ принадлежит к этому мудростному (философскому) образованию.
«Розой Мира» мы называем постгуманистическую эру. Она ещё не сложилась, и говорить о каких-то философских школах
новой картины мира ещё преждевременно. Должно измениться всё: научная, социальная и культурная модели, чтобы новая эра стала нашей
общей картиной мира, как стала эра гуманистическая, изменив кардинально
картину мира средневековья, как оно в свою очередь —
картину мира античного человека.
Даниил Андреев, как и все гении 20-го века, стоит одной ногой уже в новой эпохе и видит её
картину мира, которая кажется «игрой фантазии» тем, кто
картину мира гуманистической эры считает единственной «объективной реальностью». Так было всегда: одна эпоха сменяла другую, сначала изменяя
картину мира
внутри немногих, наиболее чутких к творческому дыханию времени натур, а затем уже эта
картина мира становилась «объективной реальностью» в сознании большинства.
Ну любят люди тешить себя мифами, что поделаешь.
Не просто тешить, но
жить мифами. Миф и есть способ
гармонизации картины мира, возможность символически увязывать между собой разные временн
ые и культурные пространства. Научная картина мира точно такой же Миф и не менее догматична, чем религиозные. Наука, как и атеизм, точно такая же религия. Человек — существо верующее, и верой он
выбирает ту картину мира, которую хочет считать на определённом этапе своего развития «объективной реальностью», и создаёт её Миф.
Философия же и осмысляет эту «объективную реальность», выбранную человеческой верой из множества
картин реальности. Сначала рождается мифологема, а уже затем её философема. Более того, философия ни с чем иным, кроме мифа, вообще не имеет дела. Научный ли это миф, религиозный ли, культурный, социальный, исторический, житейский —
это миф (гармонизированная по определённым законам картина мира). Человек (философ) влюбляется в одну из картин мира и почитает её единственной. И это, видимо, для человека (любой человек — философ) необходимо и гармонично. Это способ его духовного роста...
Изменяется
картина мира внутри человека — изменяется историческая и даже «объективная реальность», изменяется и вся её философия. (Причём я не исключаю, что и
без кавычек реальность от этого изменяется.) Что казалось в одной картине мира «химерой» (внутри неё и было «химерой»), то становится в другой — должным и нужным атрибутом реальности. А многие атрибуты старой реальности объявляются «химерами», «мракобесием» и т.п.
P.S.
В следующий раз я буду в начале любой темы говорить, что это последний мой пост здесь. Похоже, это знаковая примета — и тема начнёт плодоносить...