Если рефлексия имеет только вспомогательный, описательный момент, не затрагивающий сущностей поэзии, Бога, Софии, то зачем нужна такая рефлексия?.. ...Пока ответа на этот вопрос нет.
Я уже отвечал на этот вопрос, и не один раз (даже огромными буквами, мысленно).
Рефлексия переводит на уровень сознания некоторые свойства и проявления сущностей, помогает их осмыслить. Свойства и проявления — но не сами сущности, описать которые — как таковые, а не их частные проявления и свойства — рефлексия не может.Если же осмысление опыта бытия, т.е. перевод его на уровень рефлексии что-то добавляет к самому опыту, то тогда мы должны признать ущербность чистой поэзии (без рефлексии), или чистой теургии (без теологии), или чистого Я (без эгологии), но не вообще, а именно в части этой малой добавки - поскольку они не могут сами по себе дать этих добавочных истин и сущностей, которые рождаются исключительно в рефлексии. Вот эту сущностную добавку рефлексии к опыту мы тоже не определили.
В самом процессе познания (даже в исключительно рефлексивной его части) возгорается свет, то есть — творческая прибыль. Тут вроде бы я не возражал. Считать ли ущербными сами сущности без нашей рефлексии — не знаю. Всё-таки мне дорога мысль о красоте, которая спасёт мир, не потому что на неё глазеют (или по её поводу рефлексируют). Но внутри нас, наверное, некоторая ущербность присутствует у тех сущностей, что не выведены ещё нами под белы рученьки под прожектор нашего разума. Наверное... Хотя с другой стороны — под этим прожектором много в них, этих сущностях, искажается и даже уродуется. Но тут уж — либо волков бояться, либо в лес не ходить. Однозначного ответа у меня нет.
Я не видел и не знаю ни одного поэта, который бы, творя стихи, тотчас же и не рефлексировал, что он творит (например, стихи, а не прозу или статую) и т.д.
Понятно, что это (отсутствие рефлексии) и невозможно, и не нужно. Я бы вот только слово «тотчас» растянул на максимально возможную длину. Чем позже включается рефлексия в творческий акт, тем больше он может
успеть принести добра. И будет над чем потом поработать, в том числе и с помощью рефлексирующего разума. Включиться рефлексия всегда успеет, никуда не денется. А вот растянуть момент от начала творческого акта до подключения рефлексии очень и очень непросто. Обычно она включается именно «тотчас». Не уверен, что сие на благо, скорее — уверен в обратном. Просто из опыта.
Мой тезис: некая изначальная рефлексия первично или сущностно вшита в акт чистого бытия: поэзиса, теургии, софиургии, эгоургии и т.д. На мой взгляд, чистый акт - это абстракция, не достигаемая в действительности, а в жизни всякий акт или опыт человека всегда отягощен его личной первичной рефлексией.
Тут мы, наверное, немного разный смысл вкладываем в слово «акт». Акт — это уже действие, ответное действие. Наверное, в него «какая-то первичная рефлексия вшита». Мне это как-то безразлично, меня в данном аспекте другое волнует:
молчание разума, хотя бы в первоначальном импульсе, чтобы не мешать спонтанности акта. Эта спонтанность в тишине разума несёт обычно самое ценное, самое мудрое, наименее замусоренное отсебятиной (не могу сформулировать толком). В общем, опытным путём знаю, что тишина разума в данном случае — залог успеха. А вшита или нет в эту тишину какая-то первичная рефлексия, не всё ли равно? Главное, пусть она хоть какое-то время помалкивает. Потом наверстает своё. Мы и так живём 99,99% времени под немолчный говор этой рефлексии. Хотелось бы сберечь от него хотя бы остающийся 0,01%. В нём — изюминка бытия.
Но и сам акт — это уже реакция нашей сущности на сущность, что входит с нами во взаимодействие (сущность поэзии, если вернуться к предмету разговора). Первичнее нашего акта — её взор, обращённый к нашему Я... Ну, а в нём, в этом взоре, никакой нашей рефлексии быть не может по определению.
Можно не соглашаться с моим тезисом, но нельзя его просто отбросить, если разговор называется диалогом. В диалогах не игнорируют точку зрения собеседника.
Взаимно. Как всегда. Как и должно быть.
Если уж вторичная рефлексия - уже скольжение по поверхности, то третичная - совсем блеф (описание описаний). Или не блеф? Если уж вторичная не достигает сущности, то третичная - это что за чудо-юдо такое?
Да вот я и что такое «вторичная» уже с трудом понимаю, а «третичная»... Не вижу для себя никакой нужды делить рефлексии на стадии. Что эта классификация мне даст — как мыслящей личности? Ну, кроме игры абстракциями — ради игры. (Хотя в самой игре ничего дурного не вижу.)
Сотворческий акт читателя я не считаю рефлексией, как и творческий акт поэта. Поэзия равно заинтересована в обоих. И без обоих не существует (в нашей реальности). К слову, когда я говорю о своём опыте взаимодействия с сущностью поэзии (о тишине разума и т.д.), я имею в виду читательский творческий акт в не меньшей степени, чем авторский. И опыта именно читательского творчества несравненно больше у меня, что естественно. Я не считаю творчество читателя вторичным по отношению к творчеству самого поэта. О вшитости или невшитости в творческий акт первичной рефлексии я уже высказался: меня это мало волнует с практической точки зрения.
Общение я тоже не считаю чем-то вторичным. Общение имеет самодостаточную ценность. Рассматривать его исключительно с позиций полезности (утилитарности) считаю неверным. В общении есть свой творческий акт. И в отношении к нему все мои рассуждения о рефлексии остаются теми же, что и в отношении творческого акта поэта или читателя.
Таким образом, рефлексия не делится на первичную, вторичную и третичную, как не делятся на вторичные и третичные творческие акты поэта, читателя и общения (их друг с другом или читателей друг с другом).
Также я не говорил, что рефлексия только скользит по поверхности. Почему же? Рефлексия может выводить на свет глубочайшие свойства и проявления сущности. И уже (даже не помню, в какой раз, а в этом посте — второй) повторяю тот свой тезис, который мне хотелось написать огромными буквами:
Познание свойств и проявлений сущности не означает возможности исчерпывающе описать
саму сущность при помощи рефлексии. Свойства сущности и её проявление вовне или в нас и сама её внутренняя жизнь — это не одно и то же. Над первым мы можем сколько угодно рефлексировать. Второе же — Тайна. И когда эта Тайна обращает на нас свой взор, наша рефлексия должна молчать. Иначе Тайна закрывается.
Я не знаю, почему так происходит, но мой опыт говорит, что происходит именно так. Может быть, в этом заключена трагичность нашего бытия: например, плоды культуры, какими бы ни были они гениальными, не дают нового качества жизни, никого не спасают от смерти. И вообще, соприкасаясь с внешней действительностью, творческий огонь застывает, пусть в прекрасных, но остывших формах. Может быть, это и не трагичность, а наоборот бесконечность «перспективы» (я рано или поздно вставлю свои пять копеек в соседнюю ветку)... Я знаю одно: когда Тайна обращает на меня свой взор, моему разуму нужно молчать. Чтобы был потом смысл говорить, в том числе.