Нет предела моему занудству Ярослав, я уже и не знаю, что говорить. У меня совершенно не было намерения пнуть Вас.
Сергей, я же даже смайлик поставил соответствующий (для надёжности). Наверное, нужно было употребить другой глагол, например: «лягнул»
Да и «привычкой кожи к битвищам» нам не стоит с Вами меряться. Я так думаю. Имею на то основания.
К «людям искусства» меня можно отнести с тем же успехом, что и к «философам». С меня достаточно свидетельства о рождении. Перевод: живому общению не помогает, но мешает зачисление собеседника в какую-то «графу». Это способствует схематизации общения, заслоняет и даже искажает мысль собеседника (невольно, помимо сознания). Дело не в каких-то обидах. Я тут тихо радуюсь и потираю руки, предчувствуя немало добра, оттого что Вы реанимировали свой раздел у нас. И готов смиренно сносить «лягания» (шутка: смиренно не значит молча). Хотя Вы повторили слово «пинки» в разных формах шесть раз в четырёх маленьких абзацах. Значит, всё же я угадал со словом — и «лягание» было не совсем точным. А если максимально серьёзное лицо сделать, то вот в чём причина того, что на некоторые слова и приёмы я обращаю внимание:
Люблю я и концептуальные споры, и полемику. Без переходов на личности, но этого греха за Вами не наблюдалось ни разу.
Вы ведь правильно заметили, что мы не только друг с другом тут беседуем, но перед аудиторией. Поэтому одним уголком сознания я всегда в форумном общении держу «читательский интерес». Исходя из него, и противлюсь некоторым
банальным полемическим приёмам, а именно: приписать собеседнику глуповатую мысль, а потом с умным видом её опровергать. Для пущей убедительности ещё и домыслив глуповатое продолжение глуповатой мысли. Это банальный приём, слишком часто встречающийся в форумных диалогах, он уже всем
наскучил. Такой приём
зацикливает дискурс, заставляя другую сторону бегать по кругу со словами «я этого не говорил, а вот что я говорил...» Читатель начинает зевать. Что смерти подобно. Есть лишь два способа разорвать сей круглый квадрат: 1) выйти из диспута; 2) попробовать объяснить другой стороне, что это неудачный приём. Я остановился на втором варианте, потому что мне интересно с Вами беседовать. Но
мне хочется, чтобы эти беседы было ещё интересно читать.
Чтобы не быть голословным, покажу только на последнем примере, как Вы используете такой приём:
В посте о стихах Татьяны Вы ни с того ни с сего вставляете следующую фразу:
«
Ярослав говорит, что сказ о поэзии — не поэзия. Пожалуй. Тогда о поэзии вообще не надо говорить. Ее надо читать или слушать. И точка.»
После того, как я (предсказуемая реакция, не так ли) заявляю, что ничего подобного не говорил. Причём, с юмором и смайликом заявляю (дабы не было разночтений в эмоциях). Вы выставляете меня обиженным, сетуете «уже и не знаю, что говорить», для затверждения образа пишете про «чувствительную кожу» и повторяете иронически шесть раз слово «пинки». То есть, собеседник не только сморозил глупость, но и обиделся, когда из неё вывели логическое продолжение. И пойди потом докажи, что не верблюд (проще плюнуть)... А начнёшь бегать по кругу — ещё глупее будешь выглядеть. И самое забавное, что после моего опровержения («я этого не говорил»), Вы заявляете: «А я и не сказал, что это Вы сказали. Я просто продлил
Вашу мысль в своем уме.» Как можно продлить в уме
мысль собеседника, если он не только этой мысли не изрекал, но и зарубил дважды «эта мысль мне не принадлежит»?
Я тут так подробно расписал данный казус с одной только целью — перевести на уровень сознания те полемические приёмы, что, как длинноты в стихах, мешают свободному и содержательному общению-чтению. Я почти уверен, что данный приём Вы используете не специально, не с целью обидеть собеседника. Видимо, такая метода вошла в привычку где-то на других форумных площадках. Впрочем, не знаю. Но приём этот сомнительный, уводящий круг за кругом диалог в дебри скуки.
Утешает то, что и в прошлый раз мы с Вами трудно входили в диалог, зато потом разыгрались от души. Пока не устали друг от друга надолго. Вы правы, нужны ещё участники: словесный пинг-понг утомляет. Вот Вы и не вызывайте меня из бездны без нужды, а я постараюсь сделать себя тут поменьше в размерах.
Теперь о любимых баранах, о поэзии (в третий раз; надеюсь, сработает магическое число):
Моя мысль заключалась в следующем:
«Поэтика (рефлексия, разговор о поэзии, наука о поэзии) отражает
какие-то свойства, какие-то стороны, какие-то проявления сущности поэзии, помогает их понять, но не может описать саму сущность поэзии».
Я против самой такой
последней претензии. Но всеми фибрами души за разговоры о поэзии, за рефлексию над стихами, а главное — за
сотворческий акт читателя (без него поэзия не живёт в нашем мире, но спит, развоплощаясь). И если читатель свой сотворческий акт переводит в слова, и если переводит удачно, то становится настоящим критиком. Я очень люблю настоящую, талантливую критику. Она многое помогает увидеть, понять, чего не увидел и не понял сам. Читая попытки осмыслить произведения искусства, ты многократно обогащаешь свой духовный опыт. Это
общение, и оно бесценно. (На всякий пожарный повторю: смысл и сущность не синонимы.)
Сама же
сущность поэзии — это Дар Божий, Тайна. Описать её адекватно и вместить не по силам никакому человеческому разуму, ни индивидуальному, ни коллективному. Это вовсе не означает, что не нужно о ней рассуждать, описывать какие-то её свойства и проявления, доступные нам. Нужно, интересно, полезно. Если не забывать о том, что описать её и вместить во всей полноте нам не дано. Ещё раз сделаю умное лицо: сущность поэзии, как и сущность Творца, для нас
трансцендентна. Теперь можно ослабить немного лицевые мышцы. И произнести ещё два-три умных слова:
апофатика и антиномия. И совсем уже расслабленно:
мистика, несказанное...
Мой опыт говорит, что разум хорош как
оформляющее начало, но
молчание разума есть необходимое условие для уловления первоимпульса, того эйдоса-духа, что и делает стихи
живыми. (Имею в виду не только писание стихов, но и чтение.) И познать до конца это
несказанное внутреннее солнце поэзии разум не может. Только какие-то его отражения, игру лучей и в собственной душе, и в других субъектах и объектах нашего мира. Это
несказанное внутреннее солнце поэзии я и называю её
сущностью.
В общем, я за то, чтобы разум осознавал свои границы, не мешал духу там, где ничего не видит и не понимает, а сосредоточился на тех сферах, где он, разум, незаменим. Короче (лицо поплыло в глуповатой улыбке), я за разделение труда.
Куча поклонов и смайликов (в уме).