Друзья, настала пора Вам дать определение собора. А то пока у меня возникают непонятки.
С определением этих непоняток будет ещё больше (появятся другие слова, которым тоже нужно давать определения). Остановимся на толковом словаре.
Все это для Вас не собор, потому что там нет соборной души.
Собор может быть и без соборной души. А вот народа без соборной души не существует. «Соборность» — устоявшееся в русской религиозной философии понятие, со времён Хомякова. С церковным Собором оно напрямую не связано.
«Соборная душа» — это мистическое прозрение в бытие некоторых великих душ, а что (вернее, кто), какие сущности прозреваются мистиками как соборные, это отдельная тема. Меня удовлетворяет определение, данное Д. Андреевым, соборной душе.
А вот если у коллектива есть соборная душа (Дух Святой), то это собор.
Мне кажется это определение неверным. Над многими коллективами, да и личностями, надстоит Дух Святой, но далеко не со всеми этими коллективами связана какая-то соборная душа. Также мне кажется неоправданным приравнивание Духа Святого к Вечно Женственному. Мне ближе понимание Вечно Женственного (Софии) как Соборной Души Мира. Души, а не Духа. Но это такие глубокие религиозные откровения, что в форумном формате о них говорить как-то неуместно, по-моему.
Ведь еще нет понятия собора. Получается определение масла через масло: масло масляное.
Собор — это собрание людей, обладающее некими свойствами (ближе всего это можно назвать сотворчеством).
Соборная душа — это ДУША, обладающая некоторыми отличающими её свойствами от других душ. Соборная душа связана незримыми нитями с душами людей, составляющих некоторые коллективы, точнее — общности. Это тоже отдельная большая тема. Вряд ли стоит здесь её развивать.
Я не инициирую разговор о механизмах общения с соборной душой. Коли считаете, что нет такого механизма, пусть будет по-Вашему. Но тогда и разговор на эту тему надо закрыть.
Во-первых, никто не утверждал, что такого «механизма» нет. Я лишь сказал, что он сугубо индивидуален и неповторим. Во-вторых, незнание механизма вовсе не означает отсутствия его работы и её плодов, которые можно осмыслять, не углубляясь в то «как всё это устроено». В-третьих, Сергей, пролистайте тему с начала: кто стал акцентировать тут разговор о «соборе», кто вообще это слово произнёс первым? (Я не против тему закрыть, кстати.)
никакое описание Сущности не заменит сам Акт, и никакой Акт, содержа в себе свою сущность, не схватит ее, не прибегая к рефлексии разума
На мой взгляд, разум может воспринимать только те или иные проявления и свойства Сущности, но не саму Сущность. Сущность — это Тайна. Описать её также трудно при помощи понятий, как описать личность. Думаю, невозможно вообще. И потом я уже сказал, что под сущностью я не подразумеваю идею (в платоновском смысле), но живое существо, духовного или мистического плана бытия.
Есть — поэтика. Поэзия — демонстрирует Акт поэзиса, поэтика — схватывает сущность этого Акта.
Поэтика описывает те или иные формальные закономерности, взаимосвязи, параллели, структуры и т.д. Никакую «сущность поэзии» поэтика описать не может. Сущность поэзии — Тайна, описать её всё равно что описать Дар Божий. Можно говорить о смысле поэзии и смысле любви, но сущность и смысл не синонимы.
Выше Вы говорили, что соборное сознание существует вне коллектива и ему предзадано. А теперь вдруг оно формируется в коллективе (соборе).
Не я так говорил, а Вы так поняли. Я ничего не говорил о «соборном сознании» вообще (я не знаю, что это такое). А говорил я следующее: есть дух и есть душа; для выполнения определённых задач в нашем (и не только в нашем) мире определённый дух (монада, Высшее Я) наделяет свою душу определёнными свойствами. Некоторые души наделяются духом свойствами соборности. Эти свойства помогают таким душам взаимодействовать с некоторыми коллективами людей, чтобы духу, наделившему свою душу свойством соборности, решать через эти коллективы определённые творческие задачи в мире. Большинство душ, воплощающихся во вселенной, не являются соборными, у них другие свойства. В частности, души людей не являются соборными. Утверждение, что соборная душа формируется неким коллективом абсурдно, хотя бы потому, что душа бессмертна, а любой коллектив смертен. Вечное не может формироваться временным, но преломляться во временном может.
Короче, между разными истинами складываются сущностные как говорят философы трансдисциплинарные связи. А вот уже эти сущностные связи Акт поэзии не передаст. У него нет мощностей для таких внепоэтических процедур.
Сущностные связи и сама сущность не одно и то же.
Но пока попросил бы Вас как-то ввести в оборот описание этого опыта Даниила Андреева, чтобы сравнить с опытом В.С. Соловьева, моим и Вашим.
Наиболее адекватный путь — просто познакомиться с опытом Андреева из первоисточника, как Вы знакомились с опытом Соловьёва. Краткий пересказ — путь бесперспективный. А своим опытом мы делимся, в меру способностей, в своём творчестве. Как вообще можно описать духовный опыт, кроме как в творческом акте? Попробуйте пересказать «Три свидания» Соловьёва другими словами, что из этого пересказа поймёт человек, незнакомый с поэмой Соловьёва? (Вспоминается анекдот про оперного певца: «а мне Шендерович напел»...)
Но небрежность словоупотребления, конечно, не работает на ее успех.
Кроме небрежности словоупотребления, существует ещё небрежность понимания, которая тоже мало способствует успеху. А также — разный смысл, вкладываемый сторонами в одни и те же слова. Если бы каждому слову можно было дать исчерпывающее определение, то на этом человеческая речь закончила своё существование. Мы уже с Вами говорили об этой проблеме в диалоге «Истина истины»: все определения даются через другие слова, которым тоже нужно давать определения. Дурная бесконечность. Слова понимаются в контексте. Поэтому важно слышать контекст собеседника и стараться поменьше цепляться к словам.
И говорить, что соборный и соборность не связаны с собором и собранием как-то некорректно.
Собрание и собор не одно и то же, как собрание атомов и молекула. Соборность связана с собранием, но не исчерпывается и не определяется им. Далеко не каждое собрание представляет собою собор. Далеко не с каждым собором связана мистическая сущность, имеющая соборную душу.
В-третьих, соборность вдруг определяется Вами: как уже единение под соборной душой. Все-таки душа и дух несколько разные понятия.
Соборность — это в идеале. В реальности же имеются те или иные связи с соборной душой, которые ещё далеки до идеала. Дух и душа — это только для разума понятия.
что это за соборная душа, если она существует до собрания и собора, зачем ее называть соборной. Может быть, просто назвать душой? Или церковью, как говорят многие?
Затем называть, чтобы обозначить некоторое её свойство, отличное от других душ. Церковь — это совсем другое.
в меню «Воздушного замка» так и написано на кнопке «Собор». Это про какой из перечисленных выше значений слова «собор» идет речь? ВОЗ — это что, религия?
«Собор» в меню — это символ. Стремление, идеал. «Соборная душа» не написано ни на каких кнопках у нас. ВОЗ, разумеется, не религия, даже нелепо говорить об этом. Но в его Замысел, его дух входит элемент соборности. Верить или нет, что в данном портале информационно воплощается некая мистическая сущность, имеющая соборную душу, это находится в области абсолютной внутренней свободы. У кого есть осознанный опыт общения с этой сущностью, тот имеет предмет для его осмысления. Достаточно Замок воспринимать как «произведение искусства» («игру в бисер», «диалог жанров»), мистическое же восприятие многих и многих явлений в нашем мире вообще закрыто от большинства людей. Ничего страшного в этом нет. Передать же свой опыт общения с некоей мистической сущностью при помощи полемических средств — занятие бесперспективное. Для этого существуют другие средства, но для их восприятия в воспринимающем тоже должен быть схожий внутренний опыт.
Как поэт, я привык более бережно работать со словом.
Взаимно.
Просто если мы ведем разговор о рыбалке или шахматах, человек должен быть в теме, т.е. иметь опыт рыбалки или игры в шахматы. Если опыта софиургии нет, то о чем мы говорим?..
А если опыт есть, но он преломляется в других словах и понятиях? Разный бывает опыт: духовный, душевный, мистический, мифический, метафизический, философский, житейский. У кого-то акцент на одних путях познания той же сущности, у кого-то — на других. Это не значит, что один опыт истинный, а другой ложный или его вообще нет. На разных путях познания в одни и те же слова люди могут вкладывать разные смыслы, наполнять их разным опытом. Уметь слышать и понимать опыт, полученный на других тропках бытия, не менее важно, чем умение делиться своим опытом. Собственно, диалог и необходим не только, чтоб научиться говорить, но и чтоб научиться слушать и понимать другого.