Антон, убейте меня, но это вновь спор о терминах и о словах. По существу у меня нет возражений. Выделю ещё раз подробно те моменты, в которых создаётся иллюзия, что мы о чём-то спорим и что этот спор имеет отношение к существу темы.
Из раннего Бердяева, ещё не видевшего национализм вживую. В 30-е годы его мнение в отношении к нации изменилось.
Бердяева, пожалуй, как никого из философов нужно понимать исключительно в контексте. Таков его стиль. Он не создаёт систему, но пишет афоризмами и мыслит антиномиями. Можно привести сотни его цитат, которые формально противоречат друг другу. Этим и пользуются его критики по преимуществу. В разных контекстах он в слова "нация" и "народ" вкладывает разные до полярности смыслы. И в одном контексте он защищает "нацию" от "народа", а в другом - наоборот. Это касается и позднего, и раннего, и всего Бердяева.
Прилагательное "национальное" в русском языке очень часто является синонимом народное.
Не всегда. Национальная культура и народная культура не одно и то же (этническая в т.ч.) Национальный и народный язык отнюдь не синонимы. Национальный и народный характер тоже не взаимозаменяемые понятия.
Изначально заимствованное слово "нация" в русском языке не являлось синонимом слова "народ".
В русском языке 80% слов заимствованные. Если слово "нация" везде заменить словом "народ", то мы просто обедним язык, но национализм никуда не денется. Причина национализма вовсе не понятие "нация", как причина эгоизма не "эго".
Идея Nation появилась лишь в Новое время одновременно с идеей либерализма и индивидуализма. Идея Nation не могла возникнуть в Средневековье, когда ещё не было отчуждения людей, не было индивидуализма, не было атеизма.
В Новое время появились и расцвели великие культуры, которые невозможны были в Средневековье. Идеализация Средневековья такое же искажение, как и демонизация гуманистической эры. В каждом этапе есть своя Божественная и демоническая сторона, свои взлёты и падения. И каждый этап органичен в истории и смертен, как возрастной этап в жизни человека или времена года в природе. Понятие нации появилось и развивалось вместе с развитием не только национальных государств, но и национальных культур. И неотделимо от них. Замена национальной культуры только культурой народной - обеднение культуры, причём существенное.
Сама идея нации глубоко ложна, не имеет духовной глубины. И именно она порождает национализм, как любовь к нации, а не народу. Нация вне нравственности, вне религии, и потому ей всё дозволено. Во имя любви к ней можно оправдать любое преступление.
Антон, можно подумать, на понятии "народ" спекулировали меньше и меньше оправдывали им преступления. Та же гитлеровская пропаганда на "народном" спекулировала так же, как и на "национальном". Да и мы живём в стране, где от имени "народа" совершались самые бесчеловечные преступления.
Народ есть соборная сущность, у которого есть соборная Душа - живая личность, а не отвлечённая идея.
Какой народ? Абстрактного народа не существует. Необходимо прилагательное. Это прилагательное и имеет национальный признак. Сам по себе народ - родовое понятие. А родовая стихия не меньше враждебна личности и культуре, чем государственная машина. Нация - это с одной стороны государственное, а с другой - культурное
качество народа. Без этого качества народ возвращается в детскую стадию развития. Вырождается в родовую стихию.
Невозможно поменять принадлежность к народу, но можно легко поменять свою нацию, поменяв убеждения и гражданство
Культура не наследуется, но воспитывается. Это касается всех духовных, а не родовых качеств. Можно поменять религию, культурную принадлежность, а не только гражданство. И нельзя поменять кровь. (Это в данном биологическом воплощении. Думаю, что в духовном мире - всё как раз наоборот...) Безусловно, нация, как и культура, в нашем мире кажутся "побочным продуктом", "надстройкой" над родовым и биологическим "базисом". Народ и есть такой "базис", всё остальное - это те или иные качества, которые могут быть направлены как во благо, так и во зло.
Нация не мыслится вне государства, национального государства. Народ существует даже тогда, когда государство уничтожено, а его части живут в разных государствах
На определённой исторической стадии вне национального государства стало немыслимо и создание великих национальных культурных ликов. Такова диалектика истории. В родо-племенных союзах великие культуры были невозможны. Что касается евреев, то они хранили и передавали из поколения в поколение религиозную и культурную самобытность, которая вызрела и оформилась до рассеяния.
Тем не менее, это не означает, что идеи нации и народа синонимичны. Они, скорее, напротив, антонимичны.
И не синонимичны, и не антонимичны. Нация - это определённая стадия становления народа, определённое качество, благодаря которому народ обретает не только свою государственную, но и культурную плоть. Эта плоть в нашем мире подвержена различным болезням, но сама по себе она не является злом. Более того, без неё невозможно развитие и становление народной души в мире с определённой возрастной стадии. Если угодно, "нация" - это "творческий эрос" народа.
Когда просыпается эрос, тогда эйцехоре переходит в новое качество. Когда появляется нация, появляется и национализм. Появляется государство - неизбежно появление на изнанке его антипода, уицраора (индивидуализация, доведение до демонического волевого и сознательного состояния государственного эгрегора). И так во всём. Новый возраст порождает и новые возможности, и новые искушения, и новые грехи... Не убивать же (ну, или консервировать) народы во младенчестве, чтобы они не становились нациями и не заражались национализмом. Райская невинность нам уже в прежнем качестве недоступна всё равно.
Нация как и государство есть побочный продукт существования человечества, есть необходимость. А необходимость не нужно любить и тем более возвеличивать, ей нужно лишь отдавать должное. Богу богово, кесарю кесарево. Лишь при преодолении индивидуализма в личности и достижении соборности в обществе может отпасть эта необходимость в государствах и нациях.
Всему своё время. Когда-то не было государств и даже племён. Когда-то их и не будет. Только ли "побочный продукт" они или стадия развития? Наверное, когда-то уйдут в прошлое и нации, но разнообразие национальных языков и национальных культур пока и является становлением соборного единства. Иначе это единство превращается в унификацию, вырождается.
Высшее качество: "максимальное единство целого при максимальной свободе (развитии) частей (личностей и наций)" - мы пока можем представлять лишь в далёких и размытых контурах. И пока раскрытие национальных культур, невозможное вне государства, является главной гарантией от мерзости всесмешения. Национальные государства исчезнут только тогда, когда человечество станет единым государством, как в национальных государствах растворились племена, а в племенах - роды. Вопрос: что это будет за единое государство? Из чего составится? Из просветлённых национальных культурных ликов или из транснациональных корпораций и безликих институтов, которые будут спекулировать на понятии прежде всего "народа" (демократии), а не "нации" (объявят пережитком, что собственно уже и происходит в космополитической доктрине).
Если мы будем чётко понимать искусственность идеи нации, её ложность, то нас нельзя будет обмануть национальными интересами, через которые и происходит заражение национализмом. Нас нельзя будет обмануть, что в интересах нации мы должны делать то, что считается безнравственным для отдельной личности.
Искусственность и ложность не синонимы. Всё искусство искусственно, да и вся культура. Естественны только биологические процессы, идущие помимо нашего сознания. А всё то, куда сознание вносит свой творческий вклад, в той или иной степени искусственно. Что же касается обмана, то народными интересами можно обманывать с той же успешностью, что и национальными. Всё зависит от направленности воли - у обманщика и у тех, кто обманываться рад.
Делать же что-то безнравственное и совершать бесчеловечные преступления можно и в религиозных интересах (не в интересах какой-то нации, но, мол, Самого Бога) - и примеры тому в сводках новостей... Понятие Бога виновато, возникновение религий? (Кстати, это самый убийственный аргумент со стороны атеистов: религии плодят вражду и войны, а не светские культуры.)
Когда-нибудь и религии отомрут, как и государства. И будет что-то высшее и иное. Но пока нельзя вместе с водой выплёскивать ребёнка. Иначе ничего и не вырастет, но всё умрёт.