Творческая лаборатория
Постмодернизм в литературе: алгоритмическая интерпретация

0 Участников и 1 гость просматривают эту тему.

ОффлайнВиталий Щеглов

  • В. Щеглов
Щеглов В.Н.
Постмодернизм в литературе: алгоритмическая интерпретация

Перед чтением этой статьи весьма желательно хотя бы бегло ознакомиться с книгой автора [1], также с более поздней публикацией [2] и с вводной частью статьи [6] - все это необходимо, поскольку именно там приведено подробное описание алгоритма построения алгебраических моделей конструктивной логики (АМКЛ, "модели творческого сознания") и пояснения к практическому использованию этого алгоритма.
Последовательность разделов статьи соответствует [7].
Статья предназначена для филологов и специалистов в области математической логики и лингвистики.

1. Исходные соображения.
Термин литература модернизма (современности) означает в общих чертах лишь тот факт, что авторы такого рода литературных произведений стремятся искать и отображать истину - существенный смысл наблюдаемой реальности, показывая сложность и относительность многих наших выводов. Авторы же постмодернизма, вкратце говоря, в основном отрицают все это, считая, что весь мир - это сплошной хаос, в котором поиск истины бессмысленен и что авторы могут лишь отображать какие-то единичные и случайные проявления этой весьма сложной действительности. С научной точки зрения оба эти подхода отображают лишь различные аспекты единой реальности.

 2.   Ирония, игра, чёрный юмор.
- При использовании алгоритма построения АМКЛ в социальных и, в частности, литературных исследованиях обычно строки массива входной информации отображают отдельных личностей. Пусть цель Z = 1 соответствует цели автора А* исходного литературного произведения и личностям, к которым он относился положительно; для некоторых последующих авторов -А* пусть Z = 0. Здесь полагаем, что все строки-состояния наблюдаемых субъектов записываются в порядке их следования во времени и что объективно, лишь после записи всего массива данных становится известна информация, к каким -А* исходный А* относился в итоге отрицательно. Исходная модель-импликация К для каждой такой строки есть некоторая конъюнкция определенных выделенных открытых многомерных интервалов dx минимального числа исходных переменных (их значений из столбцов массива данных), для которых эта конъюнкция-гипотеза становится всегда истинной на всем массиве. Пусть вычислена некоторая К для А*, соответствующие ей открытые интервалы dx характеризуют суть ее отличия от всех К для -А*, который далее по своему произволу может внедрить в уже записанную (реализованную) модель А* такое ее расширение хотя бы одного такого интервала (или уменьшить или увеличить ранг конъюнкции-импликации К для А*), при котором эта К перестает быть истинной. Такая ложная новая "модель" используется для последующей социальной "игры" -А*. Здесь отметим, что такие ложные К в предлагаемой -А* "модели" все имеют оценки Г= 0, что по сути процесса вычислений означает уничтожение строк исходного А* из массива данных (т.е. уничтожение как бы "жизни А*"). ? Черный юмор, цинизм: насмешка -А* над таким якобы существующим в реальности искаженным, "ложным" исходным А* (в действительности же все К для каждой строки состояния А* в массиве данных имеют оценки Г = 1). Здесь в качестве примера вспомним анонимное письмо некоего -А*, полученное Пушкиным (А*) и все дальнейшие последствия... 

3.  Интертекстуальность.
- Все выводы-импликации К в модели отображают в частности конъюнкцию некоторых интервалов dx, соответствующих как бы ссылкам определенных частей текста друг на друга (только тогда К истинны).
 
4. Пастиш.
- Напомним, что открытые многомерные интервалы dx всегда лишь частично заполнены "точками" - значениями х, соответствующих своим, в частности, итоговым К (в АМКЛ). Последующий автор -А* всегда может, например, частично удалять старые "точки" у исходного А* или добавлять новые, взятые из иных текстов, добавляя новые массивы данных к старому. Заметим, что в этом случае новая логическая модель остается истинной (области определения множеств из всех К остаются прежними, т.е. стиль А* сохраняется). Однако "приклеенные" автором -А* новые тексты, конечно будут содержать также новые переменные, реализуемые в новое время, что приводит к тому, что новая модель (пастиш) часто будет иметь и новый контекст (новые интерпретации, т.е. возможно существование иных замкнутых интервалов для многих переменных, не вошедших явно в запись новой АМКЛ). Пример: повесть в виде расширения (дополнения) некоторой старой автобиографии за счет привлечения ставших известными новых фактов.

5. Метапроза.
- Вводится новая переменная, значения которой соответствуют переходу к комментариям, ссылкам или гиперссылкам для перехода к иным ранее вычисленным моделям (по иным массивам данных).  При реализации такой метамодели происходит как бы взаимопроникновение различных соответствующих реальностей во времени. Интересна здесь разновидность метапрозы пойоменон ("создание"), описание процесса творчества (пример - книга "Творческое сознание. Интуиционизм, алгоритмы и модели" [1]).

6. Фабуляция.
- См. п.4, здесь для "приклеивания" новых текстов может быть также использован генератор случая для использования некоторых текстов из заранее заданного автором исходного их множества.

7. Историографическая метапроза.
- См. пп. 4, 5 и 6.

8. Временное искажение.
- Фрагментация большого исходного массива данных (например, накопленного большого опыта исследований). В частности, (как пример, в научной области) во введении может быть показаны современное состояние исследуемой проблемы, недостатки и трудности интерпретации выводов самим автором и читателями, прогнозы на будущее и т.п. Далее приводится в хронологическом порядке основной текст исследования проблемы. Этот метод похож на метапрозу, однако подразумеваемые ссылки обычно раскрываются в самом тексте.

9. Магический реализм.
- См. также п.6. Здесь в качестве своеобразного "генератора случая" авторы часто используют как свою личную, так и известную информацию в области социальной психологии, психологии и/или патопсихологии (иногда и в условиях жесткой цензуры на опубликование таких текстов). В данном случае могут быть введены в текст внутренне непротиворечивые фантастические элементы без их явного объяснения, например, в виде как бы сна или социального "гипноза". Тексты могут включать на фоне реальности описания часто магических по происхождению перцептивных, эмоциональных, ассоциативных (бредовых) расстройств, а также расстройств сознания, например, в виде врожденной психопатии или паранойи, оказывающей громадное влияние на социальные и, в частности, на национальные отношения.
Еще отметим здесь тексты, подобным образом описывающие известные опыты с приемом малых доз псилоцибина [8], где было установлено значительное увеличение такой черты личности, как открытость, то есть способности адекватно принимать идеи, ситуации и образы, даже если они принципиально новые и необычны для испытуемых. При этом особенно устойчивые изменения здесь наблюдались у людей, испытавших во время таких опытов мистические переживания - ощущения сакральной связи себя со всеми людьми и всем воспринимаемым миром. Здесь существуют многочисленные подобные тексты (и занимательная фантастика), создаваемые для развлечения и получения прибыли. "Белый шум" в литературе, мешающий читателям поиску сути явлений.

10. Технокультура и гиперреальность.
- См. п.4. Дальнейшее моделирование на основе уже вычисленной АМКЛ. Здесь симулякром можно назвать любую модель, построенную, например, по случайно выбранным сочетаниям тех многомерных "точек" (состояний объекта), которые заполняют все промежутки между исходными, реальными точками, на основе которых была вычислена исходная модель. Такая новая модель не будет отображать ни одного исходного реального состояния, хотя и будет формально истинной (по отношению к старой). "Белый шум" технокультуры...

11. Паранойя, вера в то, что за мировым хаосом скрывается определённая система порядка.
- Все наши модели обычно не могут быть полностью интерпретированы (поняты). Логические АМКЛ лишь немного лучше приспособлены для такого рода конечной цели только потому, что по своей структуре они согласованы с реально существующими основными (булевыми) формализмами нашего сознания. Обычно некоторое продвижение в область понимания "мирового хаоса" достигается за счет разработки более быстродействующих и мощных компьютеров.

12. Максимализм как пародия.
- Сверхценная идея (idee fixe), ~ принцип доминанты Ухтомского. В терминах алгоритма АМКЛ это построение итоговой тупиковой дизъюнктивной формы модели: некоторые импликации К с малыми оценками Г включаются в К, которые имеют большие Г. Пародист -А* может, например, используя текст основного автора А*, "вклеить" в него некоторый свой пастиш (см. п.4), включая чаще чем нужно основной вывод К* у А* с максимальной Г, что создает эффект пародии: "А* страдает навязчивой идеей К*". В действительности же логическая модель у А* обычно содержит целый спектр выводов с различными Г.

13. Минимализм.
- См. также п.5. А* иногда предлагает воображению читателя представить себе, например, действующих лиц или дальнейшее развитие событий. По сути дела, этот стиль записи текста похож на метапрозу, однако здесь А* делает ссылку на сознание читателя, которое уже содержит в себе модель (понимание, представление) сходных ситуаций, состояний описываемых объектов или субъектов. Пушкин, Татьяна Ларина, чтение французских романов и ее воображение...

Будем надеяться, что эта статья поможет читателям ориентироваться в стиле постмодернизма и критически оценить весь тот отвлекающий от реальной жизни и завлекающий "белый шум", производимый современными дельцами-либералами - громадные вбросы различных по своей природе публикаций в масс-культуру.


Литература
1. Щеглов В.Н.  Творческое сознание: интуиционизм, алгоритмы и модели. – Тула: «Гриф и К», 2004. –  201 с., см. книгу автора (и все другие статьи) также в Интернете:   samlib.ru/s/sheglow_w_n/ ,  publ.lib.ru/ARCHIVES/SCH/SCHEGLOV_Vitaliy_Nikolaevich/_Scheglov_V.N..html (здесь статьи с формулами), shcheglov.livejournal.com/ 
2. Щеглов В.Н. Творческое сознание: интерпретация алгоритма построения алгебраических моделей конструктивной (интуиционистской) логики, 2007. – 12 с.
3. Драгалин А. Г.  Математический интуиционизм.  – М.: «Наука», 1979. – 256 с.
4. Шанин Н.А.  Об иерархии способов понимания суждений в конструктивной математике// Труды математического института имени В. А. Стеклова, CXXIX // Проблемы конструктивного направления в математике, 6. – Л.: «Наука», 1973. –  С. 203 – 266.
5.  Антосик П., Микусинский Я., Сикорский Р. Теория обобщенных функций. – М.: Мир, 1976. – 312 с.
6. Щеглов В. Н. Темная энергия: алгоритмическая интерпретация, 2014. ? 5 с.
7. ru.wikipedia.org/wiki/Литература_постмодернизма
8.  ru.wikipedia.org/wiki/Псилоцибин 
(См. также Гугл диск автора: drive.google.com/drive/folders/0B8UW6pCzyM-7UVpoODdCdU9XOU0  )
9.07.2016 г.

В. Щеглов
«Последнее редактирование: 10 Июль 2016, 22:04:45, Золушка»


 
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика