Народ обязан расплачиваться за правительство?
Вопрос сложный. В определённом смысле - да, должен. А когда не хочет расплачиваться, тогда и происходят революции.
Гуманно разделять один народ на два?
Странно требовать гуманизма от сталинского СССР, когда внутри собственной страны подвергались репрессиям и насильственному переселению целые народы. К вопросу о том, должен или нет народ платить за грехи и преступления своего государства: после крушения СССР русский народ стал самым большим разделённым народом в мире. Не исключено, что это и есть расплата за преступления сталинского режима по отношению к другим народам.
А в чём причина состояния такого была? Почти половина населения были славянами. Немцев было лишь 23,5 %.
Германия также развалилась изнутри, хотя и была моноэтнической. Причины, думаю, не в национальном вопросе (не только в нём).
Не всё было благополучно и в стране, но февральская революция произошла именно в Петрограде.
Смена верховной власти может происходить только в столице, где же ещё. Но революция - это не дворцовый переворот (таких переворотов, даже с цареубийствами, было полно в истории России, однако их революциями никто не называет). Причины революции не могут быть ни поняты, ни объяснены ни внутриэлитными разборками, ни пропагандой каких-то партий, ни вообще политическими мотивами - эти причины в глубоком и непреодолимом уже никакими человеческими силами отчуждении данной государственной формы от народа.
Тыловые части на момент революции были подвержены разложению. На фронте напротив было всё ещё в порядке.
Во-первых, в Петрограде находились не тыловые части, а временные "учебки", в которые были мобилизованы новобранцы для готовящегося летнего наступления. Обучение проводилось по сжатой до минимума программе. А сами новобранцы содержались в нечеловеческих условиях. Это потом (в "белом мифе") придумали версию о каких-то разложившихся "тыловых частях". Какие же это "тыловые части", если в них сотни тысяч человек готовились на убой в ближайшие месяцы?
Во-вторых, сам план летнего наступления 1917 года был последней отчаянной попыткой избежать катастрофы (поражения в войне). Причём большинство генералитета отдавало себе отчёт в том, что эта попытка сродни авантюре и шансов на успех почти нет.
В-третьих, именно катастрофическое положение в самой армии обуславливало дилемму: либо из последних сил форсировать наступление (сыграть ва-банк), либо идти на сепаратные переговоры с немцами (этот вариант тоже разрабатывался и определённая почва готовилась). Либо - катастрофа. И немцы возьмут Петроград.
А состояние армии можно оценить по сводкам Генерального Штаба. Увеличенная ради отчаянного наступления армия до 10 млн. человек состояла в своём подавляющем большинстве из необученных, неграмотных и не понимающих смысла войны крестьян, полуголодных и полуодетых. Положение с вооружением, обмундированием и продовольствием тоже было катастрофическим. Я уже приводил пример с полушубками (это был февраль!) - на 10 млн. человек только 1,5 млн. зимнего обмундирования. Резкое же (паническое) увеличение численности армии привело к коллапсу на железных дорогах - продовольствие перестало поступать в города. Отсюда хлебные бунты, в том числе и в учебных гарнизонах (учебных, а вовсе не тыловых). И это на фоне неудавшейся продразвёрстки и готовой вновь разразиться крестьянской войны, как в 1905-07 годах. Тоже после военного поражения случившейся. Все цифры и статистику нетрудно найти, если не пользоваться идеологически ангажированными источниками. Достаточно ознакомиться с докладами Командующих фронтами и Генерального Штаба.
Если все эти причины ничего не стоили, по сравнению с пропагандой большевиков, разложившей армию, то нужно признать этих большевиков обладавшими силой слова, не снившейся даже первым христианам.
Мне даже кажется, что генералы поддержали его отречение именно потому, что он был их начальником. Многие из них винили в неудачах царя.
Винить царя большого ума не надо. А вот те, кто винили самих себя, а не царя или кого-то другого, впоследствии перешли в Красную армию. Если посмотреть, кто из высших офицеров переходил на сторону Советской России, мы увидим интересную картину: это были те офицеры, которых утвердили солдатские комитеты. То есть, офицеры, против которых у солдат не накопилось обид и мстительных чувств. Это весьма показательная картина, весьма.
Нам тяжело себе представить, что тогда главным средством передачи информации был телеграф. Никакого тебе интернета, сотовых телефонов. Приходили лишь короткие телеграммы, а дальше думай, что хочешь.
Да не так и тяжело представить. Я вполне ещё помню времена, когда мне приходилось, чтобы позвонить из дачного посёлка (всего-то 60 км от Петербурга; уже Петербурга, а не Ленинграда), ходить пешком в районный центр за 6 км и заказывать междугородние переговоры на почте. Также прекрасно помню, как писал письма (из армии, к слову) и неделями ждал ответа.
А в 1812 и телеграфа не было. И никто солдатскую массу не разложил. Хотя и состояла она из крепостных. А в 1991 было полно каналов связи, но страна взяла и разложилась изнутри... Приходим к началу разговора: должен или нет народ расплачиваться за грехи своего государства? В этом вопросе и сокрыта главная причина любой революции. Только ответов однозначных не существует на него.