И с этим я никак не соглашусь. Ко мне это не относится.
Антон, я меньше всего руководствуюсь, когда строчу свои публицистические миниатюры, страстью разоблачать взгляды кого-либо лично из моих собеседников (поверьте на слово). Мой выпад в Вашу сторону, что Вы руководствуетесь по преимуществу "белым мифом", м.б., и был ложным, но он не содержал в себе ничего "негативного", хотя бы потому, что любой человек воспринимает прошлое (в т.ч. и своё личное) как миф. И чем больше думает, что это не миф, а некая "объективная реальность", тем больше мифологизирует её, впадая в крайности. Моё убеждение в мифологическом восприятии прошлого (да и будущего; а что такое "настоящее" - науке неизвестно) основано на понимании сущности нашей памяти. Память человека работает как мифотворец и по-иному работать не умеет. А какого-то "объективного прошлого" в реальности памяти не существует вообще. Более того, никакой "объективной реальности" в подлинной реальности не существует также.
О передержках "белого мифа", как любого мифа, ставшего своего рода "объективной реальностью" (то есть, разделяемого большим количеством субъектов), я говорил не применительно к Вам лично, но именно - в отношении к крайностям этого мифа. И если Вы эти крайности (упрощения) не разделяете, это вовсе не означает, что Вы не смотрите на историческую картину по преимуществу сквозь призму "белого мифа" (у меня пока нет оснований это своё впечатление считать ложным). Повторюсь: в этом посыле нет никакой негативной оценки, ибо мы все смотрим на историю сквозь призму того или иного мифа. В идеале - сквозь призму "диалога мифов" (к этому идеалу и хочется приближаться по мере сил).
Больше всего отторжения у меня вызывают как раз заявления, что некто, мол, видит "объективную картину", а не миф. Как будто бы где-то такое "объективное прошлое", на веки вечные застывшее, лежит, как могильная плита, с объективным оттиском всей бесконечности живых следов времени и взаимосвязей творческих воль. Прошлое, как и всё во времени, вечно творится. И нет у человека иного способа его осмысления, кроме мифотворчества. А вот мифотворчество, как любое творчество, может наполняться совершенно разными смыслами и служить разным богам.
"Белый миф", как и "красный миф", не плохой и не хороший. Плохи лишь крайности и упрощения обоих. А также - дурна воля одного мифа уничтожить другой, дискредитировать его и опошлить, вместо того, чтобы постараться выстроить диалоговое (объёмное) пространство мифа, в котором разные "цветовые грани" стали бы действительно гранями и не посягали на целостность творящегося в мировой Истории мифа "Судьба России".
Не поверите. На фронте были. Вот именно те, кто воевал в белых армиях и ими командовал.
Часть из них перешла в белую, часть - в красную армию, а часть - в никуда (кто-то эмигрировал, кто-то растворился в новой действительности). Офицеры воюют за Родину, олицетворяемую с той или иной политической волей. Последнюю творят уже политики, а не военные. Именно о политической воле белого движения у меня шла речь, а не об офицерах, ставших под её знамёна.
Оговорюсь: политическая воля верховной власти олицетворяет Родину для воина всегда, кроме войн Отечественных. Первая Мировая война не была Отечественной для России, и в глазах народа, и по сути. А вот каким бы ни был кровавым сталинский режим и как бы ни сильна была вражеская пропаганда (а она, ой как, была сильна и умела), Красную армию разложить не удалось. И каким бы ни было несправедливым крепостное право и как бы ни старались пропагандисты наполеоновской армии (такой же армии объединённой Европы, как и гитлеровская) внушить русскому народу, что к нему пришли освободители и носители цивилизации, ничего с этим народом поделать не смогли и никакого разложения русской армии не случилось. Разлагается только та армия, которая утратила веру в "наше дело правое, победа будет за нами". Причина разложения - в отчуждении государства и его целей от своего народа и его ценностей. А пропаганда найдётся, любая, весь спектр.
Выступление Корнилова было именно такой попыткой. Оно не удалось.
Корнилов не был политиком, но до мозга костей воином. Он воспринимал немцев как врага, а своей задачей, как воина, этого врага победить. У него не было никакой политической программы, поэтому им и манипулировали Керенский и Савинков (оба эсеры), и предавали, когда "инструмент" переставал исполнять нужную им функцию. Воля Корнилова была проста и понятна - навести порядок в армии, остановить её разложение, мешающее борьбе с врагом. Мятеж Корнилова был мятежом против анархии в армии. И позже Корнилов воспринял большевиков как своих врагов (предателей России), потому что они заключили мир с врагом, победу над которым воин-Корнилов считал своей единственной целью.
Никакой политической программы, кроме "войны до победного конца", у Корнилова не было. Эта идеологическая скудость и предопределила политическую слабость Добровольческой армии. Единственный политический лозунг, который могли они родить, это "Вся власть Учредительному собранию". А оно-де разберётся. Этот лозунг не мог найти поддержки в народе, ибо воспринимался как возврат к Думе, к буржуазному и помещичьему парламенту, далёкому от истинных народных чаяний. Сила же большевиков была в том, что они ничего чуждого не предлагали народу, вкусившему хмеля вольницы, но сумели эту вольницу возглавить и постепенно ввести её в берега новой государственности. Самый страшный разгул уличных и солдатских самосудов был в период безвластия (двоевластия) и начался в Феврале. Большевики боролись с этим разгулом революционной стихии всеми средствами, и в отличие от других политических сил смогли найти такие средства, которые дали результат и остановили разгул центробежной стихии.
Когда я говорил о том, где было "белое движение" до Октября и почему оно тогда не спасло страну, я имел в виду не военных, а политиков. Всех тех, кто потом кричал о спасении России в борьбе с большевиками и кто имел действительную власть не только после Февраля, но и в царской России, кто и организовал (или содействовал) заговору против царя. Кто был у власти и создавал Временное правительство, да и в Советах имел сначала большинство. Военных использовали, как и всегда в политике, как инструмент достижения политических целей. Также военных использовали и большевики. Но последние смогли создать новое государство на руинах империи, а другие ("белые" - как антитеза "красным") не смогли, хотя обладали поначалу всей полнотой власти до Октября. Поэтому я и сказал, что белое движение как борьба с Советской Россией - это уже размахивание кулаками после драки, оно было обречено по определению (нужно распоряжаться властью тогда, когда история даёт такой шанс). Ничего, кроме новой крови и новых страданий, белые дать России уже не могли. Исторически, онтологически, судьбинно. Думаю, это интуитивно поняли те генералы и офицеры царской армии, кто перешёл на сторону большевиков. Меня поразил тот факт (он мне показался удивительно красноречивым, глубоко символическим), что на сторону большевиков (ещё до взятия Зимнего) перешёл глава разведслужбы Генерального штаба. Грубо говоря, элита спецслужб выбрала именно большевиков, когда ещё мало кто видел в них реальную государственную силу новой России. Мне представляется это очень знаковым событием.
Была попытка Стрелкова, которая ни к чему не привела. Никаких белых нет. Также как нет никаких большевиков...
Разумеется, история не повторяется в точности. Белые (гипотетические) есть - как же нет? - это все те, кто сейчас находится при власти. А вот "большевики" кто - пока непонятно...
Единства и тогда в белом движении не было, нет и теперь. Не было единства и у большевиков, их тоже раздирали противоречия (у них, как ни смешно, была демократия; даже решения Ленина могли отменять большинством голосов в ЦК). Коммунистический монолит возник только после 1945-го года (внутрипартийная борьба потом перестала выливаться в гражданскую войну (в разных формах), до 1985 года). Репрессии 30-х были ведь не чем иным, как продолжением Гражданской войны. Троцкисты репрессировали сталинистов, сталинисты - троцкистов; новые большевики - старых, старые - новых; выходцы из народа - старых кадров (и царских, и прочих "белых"), а старые - новых выскочек. Кто кого... И "щепки" летели во все стороны. И страдали безвинные. И до последнего было не понятно, чья возьмёт. С не меньшим накалом борьба кланов шла и в самом НКВД. Попадали под топор и те, и другие, и бывшие, и новые, и старые, и свежие... Но государство вновь устояло и даже смогло победить превосходящего силами внешнего врага.
Угадать новую государственность сейчас в имеющихся политических лагерях, наверное, ещё труднее, чем в 1916-17... Но сужающиеся круги предательства вокруг центральной фигуры, на которой вся старая государственность держится, как на единственном гвозде, уже настолько стали явными, настолько дискредитирующими и разоблачающими, что осталось кому-то крикнуть "а король-то голый" и всё посыплется. А голым-то короля заставила выйти его свита, внушавшая ему, что он самый что ни на есть одетый и мудрый...
Чем больше знакомишься с перипетиями, как ближний круг предавал Николая Второго и как окружали его нелепицами, отчуждали от реальности самые приближённые люди, включая родственников, - тем больше параллелей находишь с сегодняшним днём. Николай-то отрёкся в пользу Михаила, а тот побоялся взять на себя ответственность и сослался на Учредительное собрание... Так и появилось Временное правительство. Да и Советы не раз до Октября могли взять всю полноту власти, но ни меньшевики, ни эсеры не хотели брать на себя всю тяжесть ответственности. Ответственность - это ключевое слово. И тогда, и сейчас. Да всегда. И во всём. И она по-настоящему страшна. Ответственность и есть Крест. И Ваше сравнение революции с Голгофой глубоко и верно.
Вот мне и представляется самым актуальным вопросом сейчас, найдётся ли кто-то, кто скажет "Есть такая партия!" И не просто скажет, но прыгнет в омут с головой, сыграет ва-банк без страховки. И если найдётся, то с какой идеей?
Свято место пусто не бывает. А пока пусто... Хотя... А чем Трамп не большевик? Вполне себе большевик, в отличие от нашего кадета...