Здравствуйте, Tolkanov!
Самая великая тайна сил зла в том, что в них, силах зла, нет никакой тайны. Только имитация тайны. В чистом, беспримесном виде зло есть небытие. А злая воля есть стремление к небытию. Об этом хорошо и подробно сказано у Святых Отцов церкви. Такого взгляда на зло придерживались и Даниил Андреев, и Толкиен. Такого взгляда на зло придерживается вся христианская - шире - авраамическая традиция. Такой взгляд на зло естественен для нашей Российской метакультуры. Но читая книгу "Роза Мира" первый раз (как было со мной), можно невольно впасть в дуализм. Подробные описание "мощных и грозных демонических сил и миров", описание "их борьбы с силами Света" - невольно располагает к дуализму. Но дуализм здесь иллюзорен, он возникает исключительно от недостатка собственного духовного кругозора. Так было и у меня.
Когда я впервые, сразу после первого прочтения "Розы Мира", прочитал у отцов Церкви мнение, что зло есть небытие, а злая воля - стремление к этому небытию, мне это показалось отсталым от нашего времени взглядом. Я даже помню возмутился, что "церковники" так примитивно мыслят о "великих демонических иерархиях". Мол, просто отцы Церкви не были знакомы с "духом нашего времени". Однако впоследствии, при дальнейшем развитии собственного опыта я понял, что отцы Церкви не так уж и не правы в этом вопросе. И сам Даниил Андреев следует именно этой сложившийся традиции... С Толкиеном еще проще. Он был добрым католиком - этим все сказано.
Что касается наших неоязычников - да, они допускают дуализм. Как там в "Велесовой книге": "И сражаются тут Белобог с Чернобогом и Сваргу поддерживают..." Но такое понимание зла и Добра - детское понимание, на мой взгляд. Причем я это имею в виду по отношению к взрослым дядям, вчерашним советским инженерам и атеистам, ставшим неоязычниками. Как понимали наши далекие предки силы зла и Добра - сказать крайне сложно. Возможно, это понимание отличалось некоторой многогранностью смыслов, утерянных нами, а возможно, оно было примитивным. Бог весть.
Возьмем индуистов. Есть, например, богиня Кали. Эта богиня для людей, воспитанных в авраамической традиции, воспринимается исключительно демоницей. Но для индуистской традиции - это совершенно не так. Кали для них есть персонифицированное разрушение материального мира, но это не есть зло, не есть демоническое, не есть злая воля - это естественный и даже творческий процесс. Кстати, Кали еще является убийцей демонов и матерью аскетов. Матерью аскетов потому, что вместе с материальным Она сжигает гунны страсти... Видите, Tolkanov, какое разное понимание вопроса сил зла и Добра. При этом и для индуса и для христианина зло остается злом, а демоны демонами. Но я все-таки склоняюсь к тому, что в христианской философской и богословской мысли природа зла описана в наиболее законченном логическом виде, столь удобным нашему уму, любящему логические схемы.
Согласно вышеизложенной традиции чистого, беспримесного зла не существует, ибо такое зло есть в чистом виде небытие. Поэтому, чтобы не быть небытием, демон вынужден постоянно паразитировать на светлом и божественном. В некотором смысле это, действительно, глист, возомнивший, что вокруг него вращается весь организм. Поэтому демоны бесплодны в создании новых, ранее невиданных форм жизни, бесплодны творчески. Демонический антикосмос - всего лишь пародия на Божественный Космос, орки - пародия на эльфов, тролли - на энтов. Обряды сатанистов - всего-навсего перевернутая пародия на церковные обряды и т.д.
С другой стороны, и в самом демоне никогда не умолкает Божественная Искра Света. Ибо если она умолкнет, демон станет небытием. В этой не умолкающей частичке Света в самом демоне и заключен ответ на то, как демоны могут возвращаться обратно к Свету. И они обязательно вернутся к Свету. Есть такая великая сила - Любовь. У Андреева в черновиках к "Розе Мира" есть описание того, как внезапно вспыхивающая любовь между демонами (бывает и такое чудо!) выводила последних, в итоге, к Свету. Много есть путей и дорог...