Если Вы о поэтических конкурсах, Ярослав, то, чаще всего, поэты относятся к ним с изрядной долей несерьёзности, большинство конкурсантов отлично понимают нелепость соревнования в этой области...
Да нет, конечно. Я и сам люблю подурачиться и поиграть мускулами перед прекрасными дамами.
Я о внутренних приоритетах самого поэта высказался. О "генеральном критерии" и его "максимизации".
Что-то определяли поклонники - современники и потомки, что-то критики, что-то Фортуна.
По-разному бывало. Но всё в конечном итоге определяло не техническое умение, но сам художественный предмет: живое жило - мёртвое нет. Что не техникой достигается. Техника - азбука. Это вообще по умолчанию. Обсуждать всю жизнь своё умение складывать буквы в слова и хвастаться им? И странно, и скучно (для поэта).
А ещё - причина этого "духа конкуренции", возможно, находится в средневековье
Отнюдь, этот дух стал тотальным двигателем прогресса в последующую эру. Человеческий эгоизм цвёл махровым цветом во все эпохи, соответственно - и его химеры: тщеславие, честолюбие и проч. Но главным двигателем прогресса этот эгоизм сделался в гуманистическую эру. Собственно, она и породила сам этот прогресс (или он её, как яйцо курицу).
В средневековье, кроме эгоизма, было много других не менее существенных двигателей культуры: религиозное мировосприятие, мистическое чувство, глубокий символизм в каждой детали, восприятие литературы как единого, общего и ответственного дела. И т.д. Очень хорошо об отличии средневековой литературы (самих её фундаментальных основ) от литературы гуманистической пишет Д.С. Лихачёв на примере древнерусской литературы.
Конкуренцию творческих индивидуумов средневековье не могло породить по одной простой причине: эти индивидуумы не воспринимали своё творчество как индивидуальное, но все вместе писали они как бы одну большую общую книгу. Это были не столько писатели (в нашем понимании), сколько градостроители литературы. Породило же конкуренцию средневековье только в том смысле, что оно породило и гуманизм. В таком же смысле и религия породила атеизм.
Я же считаю конкуренцию в искусстве и вообще в культуре - дикостью и мракобесием.