Андрей, вы затронули не один, а сразу несколько вопросов.
Если говорить о западноевропейской живописи и живописи русских художников на «западные» темы, то она может быть близка русскому человеку по нескольким причинам:
Затрагивает общечеловеческие этические и эстетические ценности;
Российская культура последнего тысячелетия, несмотря на свои национальные особенности, всё-таки берёт начало там, на Западе (крещение Руси Владимиром, реформы Петра). Национальный же оттенок, на мой взгляд, ей придаёт язычество, тот культурный пласт, который Андреев называет прароссианством;
Ну и то, что она представляет собой некую художественную ценность. Мы имеем право с Бенуа не согласиться.
Да, русская живопись менее известна на западе, чем литература. Но это связано ещё и с тем, что Европа в конце 19-го, начале 20-го веков жила своей бурной творческой жизнью. Россия – своей. Просто европейцы не оценили по достоинству достижения русских художников того времени.
«Цепляет» ли нас живопись того времени, не только тем, что она русская, то есть близка по характеру, но и своими художественными достоинствами? Думаю, что да. Кроме упоминавшихся выше художников, есть ещё Нестеров, Левитан и другие, работы которых глубоко «русские». Нам они близки и понятны. Западу они неблизки только потому, что, как я сказал, там происходили бурные творческие поиски. А для восприятия работ Нестерова и Левитана нужен другой настрой – спокойствие, умиротворённость.
Что касается натюрмортов, то это, по-французски, мёртвая натура, в вот голландцы называли картины этого жанра «тихая жизнь».
http://solodka-sveta.livejournal.com/908.html Жаль только, что не получается загрузить репродукции.