Владимир Попов
З А Я В К А
на документальный фильм
«Дневники Юрия Сергеевича»
Раннее майское утро над небольшим уральским городом. С возвышенности видны деревянные одноэтажные дома на берегу быстрой речки, белокаменная церковь, за которой возвышаются пятиэтажки.
Центральная площадь города - площадь Победы. Вдоль аллеи, ведущей к памятнику, с обеих сторон - цветные портреты горожан, Героев Советского Союза. На высоком постаменте, словно высеченная из красно-коричневого гранита, скульптура матери, удерживающей на руках погибшего солдата. Слева от памятника - монолит из природного камня с мемориальной табличкой. На ней надпись "ДЕТЯМ, ПЕРЕЖИВШИМ ВЕЛИКУЮ ОТЕЧЕСТВЕННУЮ ВОЙНУ 1941 - 1945". Над площадью, памятниками в этот ранний час кружит вороньё. За кадром детский голос читает странички из дневников.
«
9 мая 1944 г. Погода холодная и ветреная. За мной зашел Вовка и мы пошли в школу. По дороге я запнулся 8 раз правой ногой. Я сегодня щеголял по школе в носках. Утром у нас была линейка. Директор школы - «Алеша Попович» говорил нам речь «Что нужно себя сотержать в чистоте и свое белье». Выискался философ. Без него знаем. Мыло бы было так и в чистоте бы и были. На линейке еще проверяли нет ли грязных. Грязных оказалось порядочно. На уроке военного дела военрук нас гонял по строевой. После школы я ходил к маме в контору за толончиками. Потом ходил по хлеб. Хлеба не было. Прочитал книгу «Буратино», начал читать книгу «сочинение Шиллера том 3» пришла открытка от папы он пишет, что лежал в госпитале с 10/3 до 4/5. Сегодня папа именинник. Играл с Вовкой в «чику» на бирки, я его обыграл. Мы много дурели потом я взял мячик на улице стали играть в лунки-засерунки. Я пришел домой очень хотелось есть. Слушал суд по радио над изменниками Родины. Приговор 8 повешать 3х к 20 годам каторжных работ. Мама пришла с работы злая да и есть нечего. У нас сегодня сдох козленок. Я свой распорядок дня не выполняю. Потому что у меня мало воли! Вечером читал книги Петр 1, и «Спартак». Выписывал разные непонятные слова. Потом зделал фискультуру и ляг спать. Наши войска заняли г. Севастополь".
Крупным планом - самодельные, неумело прошитые, потрёпанные блокноты. На обложке одного из них красными нитками "вышиты" крупные буквы "ДНЕВНИК", ниже чуть кривые надписи: 1944 г., Трофимова Юрия Сергеевича, Блок-книжка.
Блокнотики лежат рядом с открытым огромным сундуком, доверху заполненным книгами, которые перебирает, очевидно в поисках нужного произведения невысокий, бородатый, длинноволосый пожилой человек. Это Юрий Сергеевич Трофимов. Сундук находится в маленьком сарайчике, устроенном в подвале многоквартирного дома...
В помещении музея изобразительных искусств открытие выставки картин Ю.С., являющих собой яркие образцы абстрактной живописи. Ведущая представляет автора... Через картины на выставке переходим на них же, но уже в классе детской школы искусств, где проходит встреча Ю.С. с юными художниками. Мольберты, полочки вдоль стен - всё заставлено абстракцией нашего героя. Голоса детей, Ю.С. микшируются с его з/к голосом, читающим странички из современных дневников.
"23 мая. Встал рано. Рассвет обещал прекрасный, солнечный денёк. Пока Люда с Мишей спали решил посетить подвал с моими сокровищами. Во-первых, никак не могу найти ещё несколько дневников 1944-45 годов, но знаю точно, что они были. Во-вторых, надо найти Средневековую арабскую философию (кажется, автор Фролова). В ней должны быть Мекканские откровения и Геммы мудрости Ибн' Араби. Видимо, где-то в сундуке затерялся и его сборник поэзии, кажется "Изложение страсти". Думаю, всё это пригодится для моей поэмы "Возвращайся в Итаку". Но... ничего не нашёл. Потом были встречи по поводу моей живописи. Один вопрос школьника поставил в тупик - а что у вас здесь нарисовано? Как объяснить, что меня привлекает стихия цвета, пространственное расположение пятен, взаимодействие красочных масс, динамика живописных структур, ритмика линий и хаотических нагромождений, в которой по А. Белому "мимика мимо летящих событий"... Всё это похоже и на арабески, и на то, что на Востоке называли "музыкой для глаз"... Но, не нашёл ничего лучшего, как ответить - Я и сам не знаю, что я тут нарисовал... Читал "Лето Господне" Ивана Сергеевича Шмелёва, любовную поэзию Саади и Руми. На ночь банан, кефир, фитолакс. В аптеке купили окумед и фитолакс. Лёг спать в 01 час."В большом зале Дворца культуры проходит Областной фестиваль поэзии и бардовской песни. На сцене самодеятельный поэт очень эмоционально и артистично читает стихи. Раздаются аплодисменты. Но оказывается, что он читал не свои стихи, а Ю.С., который поднявшись на сцену, обнимая талантливого чтеца, с улыбкой комментирует: "Я и не сразу понял, что Валерий Михайлович читает мои стихи, настолько необычно и ярко он их читал...".
Концерт продолжается. Молодая женщина под гитару, с волнением и с запинкой исполняет щемящую песню об ушедшей в мир иной маме...
По улице в старой части города, к большому деревянному двухэтажному дому, идёт Ю.С. Его рассказ об этом доме, где он провёл своё военное детство, не обходится без трогательного упоминания о большом пне от спиленного старого тополя перед воротами - столько было игр на ветвях и вокруг этого дерева... Из дома выходит один из жильцов - слегка неприбранный безработный Виктор. Из его беседы с Ю.С. выясняется, что дом и участок земли купил какой-то бизнесмен и все жильцы теперь ждут расселения. Во дворе повсюду видны следы начавшегося запустения, что "подтверждается" хлопающими на ветру надорванными ржавыми листами кровли на крышах сараев...
Диалог Ю.С. с жильцом микшируется с з/к детским голосом:
«
24 августа 1944 г. Погода до 3х часов была хорошая, потом пошел дождь. Была гроза. Я проснулся в 8м часу. Умылся попил чаю, стал читать книгу «Пармская обитель». Потом пошел к Зворыге. У него приехал отец и привез 12 кг гороху. Я гороху объелся. Потом мы читали «Гражданский кодекс С.С.С.Р.». Потом мы играли в ляпки на ветках нашего тополя. На нашей улице была какая-то сумашедшая. Она ест грязь и все что ей дадут. Мы долго над ней смеялись. У нас срезали весь подсолнух, украли моркошку, свеклу, лук, у Ивановны лук, у тети Они лук, маркошку. Вчера пришло письмо от папы он написал что его наградили орденом Отечественной Войны 2 степени. За оградой встретил какую-то "подозрительную" тётку. Она стала у меня расспрашивать. Ей надо было маму. Как шпионка какая. Я её спросил "А на что вам маму надо" Дак она говорит "По секрету" Много ещё у меня расспрашивала. Приметы у неё: в очках, в какой-то кофте или полукофте, с большим чемоданом, пожилая, среднего роста. Сегодня у нас весь день не было хлеба. Я ел 1 раз. Слушал важное сообщение. Наши войска заняли город Кишинев».
Одноэтажное, кирпичное, старинное здание, так называемой, Напольной школы. Во дворе памятник святой преподобномученницы Великой княгини Елизаветы Фёдоровны, которая содержалась здесь вместе с другими членами царской семьи до их гибели в 1918 г. В учебном классе проходит духовная беседа прихожан с отцом Моисеем. Слушатели - люди разных возрастов: и девочки-подростки, мужчины и женщины. Голоса беседующих микшируются с з/к голосом Ю.С.:
" 25 августа. С утра моросил дождь, но недолго. Ходили в сад-огород. Собрали малину, кое-что из овощей. Подкопали молодую картошку. Миша принёс видеозапись духовной беседы с отцом Моисеем. Какой всё-таки умница, да ещё с таким чувством юмора. Как он этим девочкам на очередной нелепый вопрос - "посмотрите Википедию" - и не обидел, и улыбнулись. Я бы у него вот про что спросил - Бог един и т.д. и т.д., но как он понимает слова Гёте о том, что Бог есть всё, если мы стоим высоко, если мы стоим низко, он есть лишь дополнение нашего убожества. Где эти грани и как их определить "высоко", "низко". Кто может, кто вправе их определять? Работал над поэмой - дошёл до Дамаска, возвращусь ли в Итаку... Вечером читал Библию, стихи Джами, Хафизе, Низами. На ночь апельсин, кефир, окумед, тауфон и фитолакс. Лёг спать в 01 ч. 10 мин."В маленькой квартире Ю.С. оживление. Приходят гости. У огромного старинного зеркала Люда, жена Ю.С. с нежностью и прилежанием расчёсывает длинные волосы мужа. Гости усаживаются за стол, поднимают бокалы, давний друг Ю.С., Леонид Юрьевич Кейт произносит тост за маму Ю.С. - Анну Ивановну. Все поворачиваются в сторону её большого чёрно-белого портрета за стеклом книжного шкафа, её потрясающих рисунков, картин - признанных шедевров наивного искусства. Вспоминают (уж в который раз), что нигде этому не училась, что начала рисовать под влиянием Ю.С. уже когда вышла на пенсию, о её выставке в Париже...
Кто-то начал перебирать струны на гитаре, кто-то стал вслух, с придыханием читать странички из дневников Ю.С., передаваемых из рук в руки. Голоса микшируются с детским голосом за кадром:
«
14 сентября 1944 года. Погода пасмурная, сегодня уже веет осенью, а я все еще хожу босиком. Утром я встал в 7 часов. Сегодня большая радость. Мама имянинница. Мама меня заставила таскать картошку из мешков на терасу. Всего истаскал 23 ведра. Потом затопил камин и стал пекчи из картошки печёнки. С 3х до 5 читал "80000 километров под водой". Потом книгу «Сочинения императрицы Екатерины 2». Баба стала ругаться с мамой, а я слушал. Они ругались долго и ожесточённо. Мама пошла по воду и ругань прекратилась. Читал «Сочинения Шиллера том 12». Потом ляг спать. На фронте существенных изменений не произошло."
Старый, двухэтажный, деревянный дом - дом детства Ю.С. смотрит на улицу, на город пустыми глазницами окон. Ю.С. проходит по захламлённым комнатам иногда прикасаясь то к полуразрушенной печке, то к какому-то участку стены с ободранными обоями, в неспешном разговоре, связывая эти прикосновения с моментами жизни из далёкого военного детства...
"
16 октября 1944 год. День в заготзерне. Я сегодня именинник. Мне исполнилось 13 лет. Я вырос на один вершок. Погода сырая, шел снег и он растаял и сейчас сыро и мокро. Самая отвратительная погода. Было сегодня 3 урока. Потом пришел Алеша Попович и нам сказал что пойдем в заготзерно... Мы наверно тонн 7 перетаскали на своих плечах. Я таскал по 8-9кг. Это утомительная работа. А сядешь отдохнешь еще хуже. Мы работу закончили и нам выдали обед и хлеба по 200 грамм. Но по моему 200 грамм не будет, больно уж мало! Из чего состоял наш обед? Из похлебки, в похлебке гнилая картошка, капуста и крупа. А за это отдали рубль. Работали, а и то деньги надо. Я домой пришел здорово болела голова. Пришла мама из конторы и обычный вопрос её был «Писем нет?». Учил уроки до 2х часов ночи. Сделал зарядку маломальскую и ляг спать»…
Странички из дневника сменяет портрет Ю.С. Идёт открытие его фотовыставки. Ч/б фотографии без привычных рамок, просто наклеенные на тонкие листы картона (отчего оказались чуть вогнутыми) подвешены к потолку на нитках. Во взглядах фотогероев чувствуется надломленность и трагичность. Исключение составляют лишь вечно-занятые мальчишки и по-своему красивые женские портреты.
«
12 ноября 44 г. Погода холодная, дует пронзительный ветер и идет снег, но не густой. После школы пришел стал читать книгу «Приключения Гекельбери Финна». Ну и приключения у этого Финна даже смех берет! Мама оторвала от чтения и я пошел с ней пилить дрова. Дрова сучковатые и прелые да пила тупая, одно мучение пилить. Я их начал колоть стал такой же мокрый как дрова. Рассколол много и стаскал домой. Хватит на 4 дня. У нас произошел в ограде вот какой случай. Яков напился до одури. И стал атаманить Тут к нему подбежала Ульяна и стала его отталкивать. Он свалил её и крича «Мы за это кровь проливали» выбил кулаком окно у Ивановны. К Вовке приехала его сестра Нинка. Она приехала с фронта сюда рожать. В 11 часов лег спать. Долго еще думал про свою мечту стать писателем и путешествовать как мой любимый писатель Джек Лондон.
Сегодня я первый раз видел
пленных немцев!»…
На экране кадры из фильма "Silentium" (молчание). Голос диктора за кадром: "После окончательного идейного расхождения с сестрой, царицей Александрой Фёдоровной, Елизавета Фёдоровна неожиданно для всех в апреле 1914 г. уезжает в заштатный город Алапаевск, что в 160-ти верстах от Екатеринбурга. Никаких письменных объяснений тому почему она уехала, почему именно в этот никому не известный город - не сохранилось. Может, какое-то неведомое предчувствие той страшной трагедии, которая случится с ней, другими членами царской семьи через четыре года именно в этом городе?"
Ю.С. проходит по широкому коридору Напольной школы в мемориальную комнату Великой княгини Елизаветы Фёдоровны; разглядывает фотографии, документы; беседует с хранительницей комнаты Татьяной Васильевной... Голоса микшируются с его з/к голосом:
"... после просмотра фильма "Silentium" о Елизавете Фёдоровне, сегодня решил опять посетить её комнату. Почему она в 14-м году, за 4 года до своей смерти здесь, приехала именно сюда? Никто не может дать ответ... Предчувствие... Одному Богу известно... Через неделю во Дворце музыкально-поэтический вечер поэта, учёного, музыканта Сайфулло Сохри. Говорят буду потрясён. Уверен - так и будет. И замечательно, потому что опять по Гёте - Высшее, чего может достичь человек - это изумление! Может, его слова, музыка, стихи помогут понять слова Великого немца - Бог есть всё, если мы стоим высоко, если мы стоим низко - ... Может, пригласить его в гости и почитать мою поэму "Возвращайся в Итаку"..."В тишине переполненного большого зала Дворца культуры, откуда-то из вселенского полумрака раздаётся небесно-мелодичный перезвон, похожий на колокольный, но более полифоничный... Звучат стихи на языке исполнителя, которые даже без перевода проникают в сердце, минуя промежуточное звено - разум...
Звучат долгие аплодисменты... Ю.С. один из немногих, допущенных к продолжению поэтической встречи, удаляется с героем вечера за кулисы...
В объективе движущейся субъективной камеры мелькающие по обе стороны широкой дороги на городской окраине деревянные дома. В конце улицы белокаменная церковь, кладбище.
З/к голос Ю.С.: " Я в молодости на велосипеде с Лёней Кейтом полстраны проехал, а теперь только к маме езжу." Приблизившись к церкви, "взгляд" камеры поворачивает, "проезжая" мимо монашки у паперти, мимо кладбища. Со стороны мы видим, кому "принадлежит" этот взгляд - Ю.С. самоотверженно крутит педали велосипеда. В объективе субъективной камеры мелькают перелески, обгоняющие и мчащиеся навстречу машины; краснокирпичный забор, храмы, здания мужского монастыря Новомученников Российских; "взгляд въезжает" в небольшую деревушку с белокаменным собором на территорию музея деревянного зодчества под открытым небом. Возле единственного небольшого каменного здания, между деревянных часовенок, Ю.С. останавливается. На здании табличка - "Музей-выставка работ народной художницы Анны Ивановны Трофимовой". Всё время проезда Ю.С. з/к звучит детский голос:
«
19 февраля 1945 год. …Мама болеет ей все хуже и хуже. Вечером маме сделалось очень плохо у нее был жар, знобило, тресло. Она мне велела сбегать к врачу Петрову. Он живет недалеко. Домой пришел у мамы начался приступ. Её всю затресло, знобило, прикладывали бутылки с горячей водой к ногам я держал ноги, чтобы они не дрожали. Я заметил, что когда люди болеют то им все мерещится смерть. Пришел Петров прослушал маму и написал рецепт такого же лекарства как и в тот раз. У нас денег нет ни копейки. Баба заняла у Ивановны. Я в аптеку не шел а почти бежал. Надо быстрей. Мама говорит если у меня повторится такой приступ то я не выживу. В аптеке тетка которая дает лекарство мне сказала «У тебя на рецепте нету круглой печати. Её ставят в поликлинике. Без печати мы не принимаем». Я даже заревел. Но делать нечего, я покорился судьбе и пошел... Мне было страшно пойти в Поликлинику: темно и идти надо пустырями. Еще разденут. Но я подумал про маму и пошел в Поликлинику. Я шел за двумя тетиньками. Они почти до поликлиники дошли и свернули. Я в поликлинику пришел там темно никого нету. Я опоздал. Было уже 8 часов. Назад идти было страшно. Никого нету, пустынно, по пустырю шел так все думал что с меня все снимут. Но ничего прошел. В аптеку пришел сказал, что поликлиника закрыта, тетка посовещалась с горбатой. Потом мне говорит «Мы ничего не можем сделать». Я вышел из аптеки и пошел домой Мама мне и бабе велела сходить к Море. У Мори есть одна знакомая в аптеке. Моря со мной пошла в аптеку. Лекарство дали без рецепта. Завтра я не пойду в школу. Надо будет идти в поликлинику ставить печать. Мама ничего не ест она только пьет. Баба мне устроила постель на сундуке. Я ляг и уснул как убитый. Снег шел ночью.
2 мая 1945 года. ЗАНЯЛИ БЕРЛИН!!!»…
Весь объём помещения музея, кажется, наполнен необыкновенным светом, излучаемым картинами Анны Ивановны (даже если они написаны в тёмных тонах) - признанными шедеврами наивного искусства.
Ю.С. неспешно обходит выставку, надолго задерживаясь у живописного портрета мамы.
9 мая. Солнечный, безветренный день. Площадь Победы заполняют колонны с поднятыми портретами солдат "Бессмертного полка". В отполированной табличке с надписью "ДЕТЯМ, ПЕРЕЖИВШИМ ВЕЛИКУЮ ОТЕЧЕСТВЕННУЮ ВОЙНУ 1941 - 1945" отражаются нарядные прохожие. К этому памятнику, к скульптуре матери, удерживающей на руках погибшего солдата, и маленькие, и молодые, и пожилые - возлагают цветы.
По знакомой улице, в конце которой, на горе стоит белая церковь; мимо места, где стоял дом детства, а теперь - пустырь; мимо большого пня от спиленного старого тополя, на велосипеде едет Юрий Сергеевич. З/к его голос, читающий запись из очередного своего дневника:
"11 мая. Погода с утра - так себе. Сегодня я читатель, а не писатель. Вот что я читаю: "Итальянская лирика. ХХ век", Томас Гарди "Джуд незаметный"... Как в добрые старые времена, когда читал по 8-10 книг одновременно. Тряхнул стариной...
Ну вот прикончил и эту тетрадь. Вот так - не совсем понимая, для чего мне все эти записи, мне 84-летнему подростку... Завтра надо будет опять съездить к маме и обговорить с руководством музея вопросы по будущей выставке маминых картин в Берлине... К маме... моей маме, которую я безмерно люблю".