Диалог культур
Наскальные изображения Карелии

0 Участников и 1 гость просматривают эту тему.

« #1 : 17 Ноябрь 2015, 15:03:55 »
Сейчас в Петрозаводске, в Национальном музее Карелии проходит выставка "Выг: большие тайны маленьких островов". Она посвящена древним петроглифам – изображениям выбитым в скалах на берегах реки Выг, впадающей в Белое море.

Время их создания не установлено, даже приблизительно. Понятно только, что они относятся к очень давним, первобытным временам и отражают мировидение древнего человека. Фигуры животных, рыб, людей составляют необычные сочетания; возможно, они были объектами поклонения или элементами древнего письма.

Онежские и беломорские петроглифы были открыты в 1926 году этнографом Александром Линевским. Позднее изучением их занимался В.И. Равдоникас, обнаруживший много новых мест скоплений петроглифов, Ю.В. Савватеев, автор классических трудов «Залавруга. Археологические памятники верховья реки Выг», «Вечные письмена (наскальные изображения Карелии)» и многих других.

Нынешнюю выставку подготовила Марина Успенская, нашедшая способ копирования петроглифов, в котором точность передачи изображения соединяются с авторским видением. Копии делаются восковыми мелками на холст, накладываемый на скалу, при этом считываются такие подробности ее рельефа, которые ранее невозможно было уловить визуально. В то же время каждая копия является авторским произведением, поскольку выбираемые цвета, расстановка цветовых акцентов и степень проработки деталей – всё это определяется автором. Результат оказывается непредсказуемым как в художественном отношении, так и в смысле открытия новых, прежде не зафиксированных подробностей рисунка.

В 2014 году вышла книга Марины Успенской «Петроглифы Белого моря: сказка под замком», в ней приведены сотни фотографий и самих наскальных изображений и авторских копий на холсте. Небольшая часть этих материалов, рассказывающая о скоплении петроглифов «Бесовы Следки» демонстрируется на выставке в Петрозаводске. 

В сети появилось несколько отзывов на выставку:

http://www.gov.karelia.ru/gov/News/2015/11/1109_35.html
http://kgkm.karelia.ru/site/section/947

В материале с сайта музея рассказывается история создания работ:

В 1968 году над прибрежным участком скалы около реки Выг с выбитой на ней наиболее крупной группой петроглифов Бесовых Следков возвели защитный павильон. В 1999 г. из-за его аварийного состояния наскальное полотно закрыли полиэтиленовой пленкой, тяжелым ковролином, засыпали толстым слоем опилок, а сверху положили доски. Расконсервация скалы была инициирована М. Успенской в 2011 году.

Представленные на выставке копии петроглифов уникальны уже тем, что сделаны в первые часы после освобождения скалы из-под защитного покрытия. Некоторые выполнены по мокрому камню. Отдельные копии изготовлены в цвете.

Посетители познакомятся с кратким фотоотчетом о новых, неизвестных ранее петроглифических изображениях, обнаруженных исследовательницей в 2011 г. на острове Шойрукшин. Эти выбивки удалось выявить исключительно благодаря методу общего исследования скальных поверхностей с помощью копирования на ткань.

Использованная техника копирования, предельно щадящая оригинал – это протирка выбивок восковым мелом по тонкой ткани. При копировании сознательно игнорировались известные схемы и кальки, созданные ранее именитыми учеными. Только пальцы, мел и три вида ткани (китайский тик, диагональ, палаточная). Автор неуклонно следует своему credo – честная подача материала, достоверное, точное отражение первоисточника.

Впервые представлены уникальные фотографии каменных объемных изображений зверей, вписанных в рельеф одного из безымянных островков реки Выг. М. Успенская оставляет открытым вопрос: что это? Древний изобразительный комплекс или невероятная по своей изысканности игра природы? Прекрасно для восприятия и то, и другое.

На выставке демонстрируется фильм, из которого посетители смогут узнать, как создается копия петроглифа оригинальным способом, разработанным автором. Выставка будет открыта до 6 декабря 2015.


В нашей галерее создан альбом Петроглифы Карелии, содержащий несколько фотографий каменных изваяний и ряд копий на холсте. Альбом пока небольшой, но будет постепенно пополняться.

А здесь – фоторепортаж из Петрозаводска.


____________________________________
Пою, когда гортань сыра, душа – суха,
И в меру влажен взор, и не хитрит сознанье.
О. Мандельштам

« #2 : 17 Ноябрь 2015, 15:04:43 »
Афиша и буклет

Марина Успенская. Выставка в Петрозаводске.

Марина Успенская. Выставка в Петрозаводске.

Марина Успенская. Выставка в Петрозаводске.




Подготовка выставки

Марина Успенская. Выставка в Петрозаводске.

Марина Успенская. Выставка в Петрозаводске.




Экспозиция готова

Марина Успенская. Выставка в Петрозаводске.

Марина Успенская. Выставка в Петрозаводске.

Марина Успенская. Выставка в Петрозаводске.




Обсуждение выставки в день открытия

Марина Успенская. Выставка в Петрозаводске.




Марина Успенская и Юрий Линник

Марина Успенская. Выставка в Петрозаводске.




Исследователь петроглифов Юрий Савватеев
 и Юрий Линник

Марина Успенская. Выставка в Петрозаводске.

Марина Успенская. Выставка в Петрозаводске.

____________________________________
Пою, когда гортань сыра, душа – суха,
И в меру влажен взор, и не хитрит сознанье.
О. Мандельштам
«Последнее редактирование: 02 Декабрь 2015, 17:37:03, ВОЗ»


_______________________________________________
Роза Мира не является новой религией и новой культурой,
но ансамблем и диалогом религий и культур.


 
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика