Один плюс бесспорный: оживили потенциально хорошую ветку.
Всё-таки важен интегральный вектор мыслителя. И чем больше есть ценного в частностях, тем большей духовной отравой может стать этот вектор впоследствии, если ложные вкрапления в нём не являются побочными, но в итоге определяют весь вектор. Тот же Маркс, Ницше, Сартр, например. Особенно Маркс, его экономической верой человечество по сей день заражено и верит во всесилие объективных экономических законов, определяющих бытие.
Беда в том, что даже в политических работах Дугина есть много истинного и глубокого, тем губительнее их яд, тем сложнее отделить в них зёрна от плевел, а плевелы там воистину чудовищные, дай им волю прорасти в массовом бессознательном. И Кремль ныне делает всё, чтобы эти нацистские, точнее национал-социалистические идеи Дугина, сдобренные монархистской ностальгией, стали популярными в народе. Практики забудут про глубокие философские труды Дугина, как забыли в своё время про три четверти марксовского наследия, а возьмут на вооружение лозунги, опирающиеся на плотносколоченный и привлекательный идейно-философский фундамент. Дугин опасен прежде всего тем, что он, вскрывая ложь нынешней идеологии, делает это очень метко и по сути правильно, а потом, на эмоциях этого праведного негодования, уводит идейную альтернативу в ещё большую тьму.
Пошлость - самая благоприятная почва для прорастания нацистских идеологий, эмоционально противопоставляющих себя пошлости и буржуазности как "соборную возвышенную альтернативу". Люди, склонные к самопожертвованию ради высшей цели и героизму, но недостаточно философски развитые, очень падки на подобные идейные суррогаты. А вот пошлость сейчас тоталитарна, этим и может воспользоваться зверь нацизма.
Где-то на форуме (сейчас уже и не вспомню где) мы начинали обсуждать теорию этносов Льва Гумилёва. Дугин прямое её порождение. Теория Льва Гумилёва чревата нацизмом и расизмом, в ней заложен тот яд, который и стали развивать "евразийцы", облекая его в идеологию и ставя на философский фундамент. Я помню своё первое и весьма сильное впечатление от знакомства с работами Льва Гумилёва: "это расизм". Мне тогда было двадцать с небольшим и обосновать свои выводы я не мог, но эмоционально почувствовал вектор. Дальнейшие годы только подтверждали мои выводы. И теперь угрозу русского национал-социализма я чувствую остро, но мало кто воспринимает её всерьёз. К сожалению, разворот от секулярной прагматической демократии в сторону русского национал-социализма может произойти в мановение ока, не заметим как. Тем более что идейно-философская база готова, и секулярная прагматическая демократия беспомощна перед ней абсолютно. Дело за малым - эмоционально заразить нацистскими ядами - от противного! - массовое бессознательное. И политический переворот (или разворот) - дело техники тогда.
И Лев Гумилёв, и Дугин придают
иллюзию научности самым страшным политическим идеям, которые только рождались в человечестве, идеям расизма. Лев Гумилёв это делал совершенно бессознательно: он просто, как все мономаны, уверовал в универсальность своей теории этносов, объясняющей всё и вся в истории. Таким же мономаном был Маркс. Эта вера в универсальность своей системы и стала тем крючком, на который
хитрый дух поймал обоих мыслителей и направил их идеи в нужное для себя русло. А вот Дугин, скорее всего, уже ведает что творит, хотя бы в общих чертах. Так мне кажется.
Вера в универсальность и общеобязательность какой-то системы мировоззрения - первородный грех для мыслителя. Плоды такой веры разрушительны всегда. Даже если сама по себе система истинна, тем тлетворнее последствия её претензии на универсальность и единственность и для самого мыслителя, и для его последователей, и для человечества. (За наглядными примерами далеко ходить не надо.
)
Тем более, что в данном случае обсуждаемая персона все же далека (и, надеюсь, останется таковой) от практической политики.
Практической политикой будут заниматься другие. В задачу Дугина это не входит. К слову, у Кургиняна есть многотомные историософские исследования, весьма глубокие. А в целом - мерзость.