Шкала (школа) свободы Великого Инквизитора и незыблемая скала ценностей -
две полярных свободы, два мира
Неудержимое бесовство постмодернистской «веры» имеет тот же порядок, что и бичуемое ею мракобесие. И когда они сходятся, хаос неизбежен.
Наинагляднейший пример такого бесовского двуединства - нынешняя Украина. Казалось бы, что может быть общего у цивилизованного либерализма и дремучего нацизма? И тем не менее, история не раз показывала нам, что обе эти идеологические системы могут с лёгкостью переходить одна в другую или тесно сотрудничать, словно не замечая своей формальной несовместимости во имя чего-то глубинно общего. Это глубинно общее и есть та пустая свобода, которой Великий Инквизитор подменяет истинную свободу Христа.
В глубинной сути отношения к свободе либерализма и нацизма нет не только никаких противоречий, но это отношение идентично. Противоречия же находятся исключительно в одёжках той пустоты, которую обе идеологии выдают за свободу. В либерализме верховной ценностью провозглашается формальная свобода индивидуума. В нацизме - нации. В либерализме мерилом успеха индивидуума является рынок, конкуренция. В нацизме точно та же конкуренция и рынок просто перенесены с индивидуума на борьбу наций за гегемонию. Там атом свободы - индивидуум, а там - нация. Целое - как субъект свободы - выносится за скобки, что в либерализме, что в нацизме. Либерализм - это идеология раковой клетки, для которой её формальная свобода первичней интересов всего организма, более того формальная свобода клетки входит в неразрешимое противоречие с волей организма в целом, которая воспринимается как воля тираническая (отсюда этот пафос разрушения всех иерархий бытия). Нацизм - это идеология поражённого раковой опухолью органа. Нацизм органа начинается с либерализма клетки. Это просто разные стадии одной и той же болезни - болезни формальной свободы, противопоставившей себя содержательной свободе Целого.
Либерализм и нацизм - две стадии эгоизма, для которого любовь - главный враг свободы. Именно - любовь, что бы там ни писалось на лозунгах: любовь всегда конкретна и с формальной свободой не уживается, что на личностном, что на историческом планах бытия. Формальная свобода любви и есть разврат. А разврат порождает только тиранию в качестве своей внешней альтернативы.
Я уже в
контексте этой темы предлагал проследить закономерность
качелей внутреннего зла при смене глобальных исторических эпох. В конце каждой эпохи поляризуется и усиливается её внутреннее зло, которое даёт толчок - от противного - внутреннему злу новой эпохи, причём инерции этого зла должно хватить, чтобы в конце своего исторического цикла вновь поляризоваться и породить как свою альтернативу то же самое зло, от которого отталкивалась новая-старая эпоха. В конце античности поляризуется то же внутреннее зло, что в XX-XXI веках мы видим в либерализме и нацизме. В конце средневековья рождается инквизиция, против мракобесия которой восстанет снова дух либерализма, когда уже Новое средневековье исчерпает своё творческое содержание. Это маятниковое движение двух квазиальтернатив
по шкале формальной свободы можно проследить как на глобальных тысячелетних циклах, так и на бесчисленных локальных примерах.
Мы видим как бы две руки одного незримого кукловода, создающие в истории видимость борьбы формальной правовой свободы и тираническо-иерархической тенденции. «Начиная с безграничной свободы, заканчиваю безграничным же деспотизмом», - говорит, словно удивляется результату, Шигалев у Достоевского. Шигалев, как все дети Достоевского, смог довести свои идеи до логического завершения, чего, увы, не в состоянии сделать апологеты современного либерализма. Потому что цель Достоевского - показать дьявольскую ложь и пустоту формальной свободы, и цель неолибералов, выдающих формальную свободу за единственный путь в Царствие Божие, противоположны. Как противоположны цели Христа и Великого Инквизитора. Именно формальную свободу Великий Инквизитор противопоставляет Христу, а вся его диалектика строится внутри шкалы формальной, внешней свободы и все его альтернативы лежат на этой шкале.
Достоевский, как никто в истории человеческой мысли, обнажил до последней глубины диалектику своеволия, которое всегда кончается безграничным деспотизмом. Либерализм и нацизм и есть не что иное, как бунт своеволия. Свобода Христа - это творческая свобода Целого, незыблемая вертикальная ось, а такая свобода конкретна, личностна и содержательна, она пересекается со шкалой формальной свободы Великого Инквизитора только в точке смерти - Голгофы. Воскресение - уже выход из этой точки и из этой шкалы формальной свободы - в подлинное бытие, в котором свобода части и свобода Целого не противоречат друг другу, но нераздельны и неслиянны, как две природы Богочеловека.
Такое понимание свободы находится за пределами шкалы Великого Инквизитора и всех формальных прав и свобод вообще. Вместо Христовой творческой и содержательной свободы духа (а духовное всегда предельно конкретно!) Великий Инквизитор предложил
принцип формы - абстрактную свободу абстрактного человека-атома, а другой рукой запустил такую же абстрактную альтернативу ей - тиранию сильного во имя счастия слабого (оба - безликие абстракции). На этой
шкале формальной свободы Великого Инквизитора и качается маятник всех без исключения идеологических систем, претендующих на свою универсальность и единственность.
Кончина эры гуманизма взбухла развратом, по аналогии с предсмертной судорогой античности, и неолиберальной тоталитарной Системой - той
безграничной формальной свободой абстрактного индивидуума, что обрезает личность как от Высшего Смысла, так и от всех корней и традиций. Исторической альтернативой разлагающейся Системе Нового Рима, как и Рима Старого, будет Новое Средневековье, Роза Мира, Касталия, Золотой Век. Конец которого станет и концом истории - когда две крайние точки шкалы Великого Инквизитора сойдутся вместе - и безграничная свобода сомкнётся с безграничным деспотизмом
давшего людям эту безграничную свободу. Тогда критическая масса формальной свободы вызовет взрыв истории.
Конец Нового Средневековья ознаменуется новой инквизицией, предтечей того, кто принесёт безграничную свободу. Контуры этой
идеологии будущего (родонизма) я попробовал уловить, как в капле воды, на примере небольшого сетевого сообщества. Вновь хочу напомнить пророческую цитату Константина Леонтьева о
союзе социализма, самодержавия и пламенной мистики (а это и есть инквизиция Нового Средневековья, Розы Мира, мутировавшей в родонизм, чей дух и призван будет породить в качестве своей альтернативы Новый Либерализм последнего века истории):
«Общественные организмы (особенно западные), вероятно, не в силах будут вынести ни расслоения, ни глубокой мистики духовного единства… Вот разве союз социализма («грядущее рабство», по мнению либерала Спенсера) с русским Самодержавием и пламенной мистикой (которой философия будет служить, как собака) – это ещё возможно, но уж жутко же будет многим. И Великому Инквизитору позволительно будет, вставши из гроба, показать тогда язык Фед.Мих. Достоевскому. А иначе всё будет либо кисель, либо анархия…»Из писем К.Н. Леонтьева В.В. Розанову. Курсив авторский.
Вот она, в предельно концентрированной формулировке
шкала формальной свободы Великого Инквизитора. И в прошлом, и в настоящем, и в будущем. Пока два её крайних полюса не сомкнутся в замкнутый круг, мы не выйдем из него. А выход из него - в его Центре, в
незыблемой скале ценностей, в Вертикальной оси истории - через Гологофу к Воскресению. На самой же окружности никакой свободы не было никогда - всё обман, мимикрия одной и той же тирании
князя мира сего, Великого Инквизитора. Ему и только ему идейно служат неолибералы и неонацисты,
вдруг объединившиеся на Украине. Против кого и во имя чего? В ответе подсказка и надежда. А разврат и абсурд являются необходимыми спутниками любой агонизирующей эпохи, гуманизм не исключение.