Диалог культур
Фестиваль «Вселенная звука» 2014 года

0 Участников и 1 гость просматривают эту тему.

Сейчас в Консерватории проходит фестиваль «Вселенная звука», близкий по направлению прошедшей осенью конференции, и частично совпадающий с ней по составу участников.

Информация с сайта Консерватории:

Ежегодный международный музыкальный фестиваль «Вселенная звука» проводится Московской консерваторией имени П. И. Чайковского с 2003 года. Его концепция отражает важнейшие тенденции в развитии мировой культуры в нашем столетии: острую потребность людей в объединении перед лицом глобальных проблем, стремление к толерантности и взаимопониманию на основе уважения к образу жизни и самобытным традициям соседей по планете.

Опыт Фестиваля показывает, что желание и умение слушать и слышать друг друга и окружающий мир — это реальная и благодатная основа для гармоничного сосуществования всех культур Земли.

За годы существования Фестиваля в нём приняли участие сотни выдающихся музыкантов, уникальные творческие коллективы и учёные с мировым именем. В калейдоскопе разнообразных фестивалей «Вселенную звука» изначально отличали бережное отношение к подлинным традициям народов мира, элитный состав исполнителей. Вопреки общей тенденции к смешению и унификации всех стилей и жанров музыки и, как следствие, снижению их философского, символического, магического и идеологического содержания, «Вселенная звука» демонстрирует подлинные образцы классической и традиционной музыки разных регионов.

Цель Фестиваля — знакомство молодёжи и широкой общественности разных стран со звуковой практикой, музыкальными традициями и музыкально-научными открытиями различных цивилизаций мира, определение места и путей развития российской музыкальной культуры в мировой культурной системе.

«Вселенная звука» — это:
концерты классической и традиционной музыки разных регионов мира, театрализованные представления, выставки, демонстрации;
уроки игры на различных инструментах мира под руководством известных музыкантов;
лекции и творческие мастерские;
международные научные встречи в различных форматах (семинары, конференции);
выпуск печатных, аудио и видео материалов о музыкальных традициях мира.

Страны-участники Фестиваля 2014: Азербайджан, Армения, Иран, Китай, Колумбия, Кыргызстан, Мальта, Норвегия, Республика Корея, Россия, Тайвань, Турция


Контакты:
www.worldmusiccenter.ru
www.mosconsv.ru

Предстоящие концерты:

Турция
28 мая, среда, 19.00

Концертный зал имени Н. Я. Мясковского

«Конья: эхо Востока и Запада»
преподаватели Университета имени Неджметтина Эрбакана (г. Конья)
Ахмет Шахин (уд)
Фатих Байрак (виолончель)
При участии:
Ахмета Йылмаза (канун)
Ахмета Мерта (ней)


Кыргызстан
30 мая, пятница, 19.00

Рахманиновский зал

«Сокровенные послания предков»
Фрагменты из малых эпосов: «Олжобай менен Кишимжан», «Сарынжы-Бокой», «Курманбек»; киргизские инструментальные и вокальные традиции
Роза Аманова (дастанчы)
Асылбек Насирдинов (комуз, чопо чоор, сыбызгы)
Мээрим Карыпова (киргизские вокальные традиции)


Армения
3 июня, вторник, 19.00

Большой зал

«Комитас 145»
Фортепианные, хоровые, вокальные, ансамблевые произведения Комитаса и других армянских композиторов
Солисты:
Микаэл Айрапетян (фортепиано)
Грант Айрапетян (фортепиано)
Мария Гамбарян (фортепиано)
Евгений Бычков (фортепиано)
Михаил Маркин (фортепиано)
Владимир Сергеев (скрипка)
Гаруш Варданян (тенор)
Гаянэ Мзикян (сопрано)
Оганес Казарян (дудук)


Азербайджан
8 июня, воскресенье, 19.00

Рахманиновский зал

«Азербайджанский мугам: путешествие во времени»
Ансамбль “Ghadim Shargh” («Древний Восток»),
руководитель Махмуд Салах:
Махмуд Салах (гавал)
Игбал Маммадзаде (тар)
Огтай Шарифов (кяманча)
Агшин Салахов (нагара)
Наргиз Мехдиева (ханенде)


Иран
28 июня, суббота, 19.00

Рахманиновский зал

«Здравствуйте! Я принёс вам запах моря»
Концерт-встреча российских и иранских музыкантов на основе фольклорных традиций провинции Бушер
Мохсен Шарифьян (нэй-анбан)
Фархад Сафари (томбак, зарван и другие ударные)
Алексей Сергунин (фортепиано)


Тайвань
5 июля, суббота, 14.00

Рахманиновский зал

«Голоса края лотосов и кораллов»
«Тайваньский хор»,  г. Гаосюн

____________________________________
Пою, когда гортань сыра, душа – суха,
И в меру влажен взор, и не хитрит сознанье.
О. Мандельштам
«Последнее редактирование: 11 Ноября 2015, 16:25:35, Ярослав»

В период проведения фестиваля помимо концертов, его составлявших, в консерватории прошло еще несколько мероприятий, связанных с этнической музыкой. Они также будут отражены в этой теме.

Концерт корейской традиционной музыки прошел 23 мая в Рахманиновском зале. В нем участвовали две исполнительницы, одна с духовым инструментом типа флейты, у другой – струнный инструмент наподобие японского кото, с такими же свободно передвигаемыми порожками под струнами.





____________________________________
Пою, когда гортань сыра, душа – суха,
И в меру влажен взор, и не хитрит сознанье.
О. Мандельштам
«Последнее редактирование: 07 Августа 2015, 14:12:59, Е. Морошкин»

28 мая прошел концерт турецких музыкантов из университета имени Неджметтина Эрбакана (г. Конья). Профессор Ахмет Шахин – исполнитель на уде, щипковом инструменте, он также автор нескольких книг о турецких музыкальных традициях. Фатих Байрак – исполнитель на виолончели, которая уже около трехсот лет назад органично вошла в национальный музыкальный быт. К ним присоединились два турецких музыканта, проживающие сейчас в Москве – Ахмет Йылмаз и Ахмет Мерта.

За день до концерта все его участники провели семинар, где рассказывали о принципах традиционного музицирования и месте музыки в национальной картине мира.








____________________________________
Пою, когда гортань сыра, душа – суха,
И в меру влажен взор, и не хитрит сознанье.
О. Мандельштам
«Последнее редактирование: 07 Августа 2015, 14:14:02, Е. Морошкин»

Позднее, в конце июня, прошла беседа в Турецко-русском культурном центре с Ахметом Йылмазом и сотрудницей центра Еленой Орен (которая была переводчиком во время семинара и концерта). Затем к разговору присоединились Ирина Мясковская и Ахмет Мерта, а тема его сместилась с чисто музыкальных вопросов на исторические и религиозные.


____________________________________
Пою, когда гортань сыра, душа – суха,
И в меру влажен взор, и не хитрит сознанье.
О. Мандельштам
«Последнее редактирование: 03 Августа 2015, 21:35:01, Е. Морошкин»

30 мая в Рахманиновском зале прошел концерт киргизских музыкантов. Насколько можно было понять из многообразной программы концерта, Киргизия представляет собой редкий, почти идеальный пример непрерывности своих музыкальных традиций. Задолго до проникновения туда академического музыкального образования национальные традиции уже достигли высокой степени профессионализма: они были представлены виртуозами пения и игры на струнных и духовых инструментах, исполнителями эпических сказаний. Авторские композиции, созданные ими, естественно входили в репертуар последующих поколений музыкантов, сохраняющих память об их авторстве. Словом, это была та органично развивавшаяся, выраставшая из народного творчества и народом принятая, система профессиональной музыки, которая существовала в той или иной степени развитости у многих народов, но в большинстве случаев она потом была сломлена вторжением городской культуры европейского образца. Здесь же – случай почти уникальный – она непрерывно и полнокровно существует по сей день, не разрушаясь от соседства с музыкой академической и с массовой культурой.




____________________________________
Пою, когда гортань сыра, душа – суха,
И в меру влажен взор, и не хитрит сознанье.
О. Мандельштам

Один из концертов фестиваля прошел в Большом зале консерватории – это был концерт, подготовленный Ассоциацией армянской молодежи Москвы, в нем звучала композиторская музыка Армении, и в первую очередь произведения Комитаса. Комитас (настоящее имя – Согомон Геворки Согомонян,1869-1935), проживший большую часть жизни в Турции, заложил основы собирания и изучения армянского фольклора и обладал ярчайшим композиторским талантом. Трагические обстоятельства жизни не позволили ему реализоваться во всей полноте, однако сделанное Комитасом привело к возникновению в Армении большой и сильной профессиональной школы, занимающей достойное место в мировой музыке ХХ века.



____________________________________
Пою, когда гортань сыра, душа – суха,
И в меру влажен взор, и не хитрит сознанье.
О. Мандельштам
«Последнее редактирование: 07 Августа 2015, 22:55:46, Е. Морошкин»

8 июня фестиваль продолжил ансамбль «Ghadim Shargh» («Древний Восток») из Баку. В составе двух человек он уже выступал в Москве осенью 2013 года, запись концерта находится здесь. Теперь ансамбль предстал в более полнозвучном составе, включая женский вокал, струнные, духовые инструменты и виртуозную игру на гавале (бубне) руководителя ансамбля Махмуда Салаха.



____________________________________
Пою, когда гортань сыра, душа – суха,
И в меру влажен взор, и не хитрит сознанье.
О. Мандельштам
«Последнее редактирование: 07 Августа 2015, 13:49:47, Е. Морошкин»

Один из самых знаменитых музыкантов современной Индии, Л. Субраманьям оказался проездом в Москве и в связи с этим 11 июня был срочно организован концерт в Рахманиновском зале. Субраманьям – представитель южноиндийской скрипичной традиции (карнатака), в которую он органично включает элементы европейского музыкального языка. В концерте он совместно со своим сыном Амби Субраманьяном исполнил две большие виртуозные раги.



____________________________________
Пою, когда гортань сыра, душа – суха,
И в меру влажен взор, и не хитрит сознанье.
О. Мандельштам
«Последнее редактирование: 07 Августа 2015, 23:18:12, Е. Морошкин»

Деятельность научно-творческого центра «Музыкальные культуры мира», которым руководит Маргарита Ивановна Каратыгина, заключается не только в изучении музыкальных традиций разных народов и организации выступлений в консерватории представителей этих традиций, но и в их освоение через живую исполнительскую практику. При центре работают классы японской, индийской, китайской и иранской музыки, где обучением игре на национальных инструментах занимаются преподаватели, приглашенные из этих стран.

12 июня прошел отчетный концерт центра. В индийской части концерта вместе с московскими учениками принимал участие вокалист и инструменталист Гульфам Сабри. Рага – наиболее известный у нас жанр индийской музыки, но отнюдь не единственный. В программу входили и совсем иные по стилю и происхождению жанры, использовались перенесенные на местную почву европейские инструменты – например, фисгармония.

Китайская программа включала сольные и дуэтные композиции созерцательного характера; для их полноценного восприятия нужен был скорее не концертный зал, а совсем камерная остановка, где не теряются тончайшие подробности звуковой ткани и исполнительские акценты.

Завершала концерт японская программа, в ней были представлены современные авторы, которые в своих сочинениях ориентируются на национальный стиль, восходящий к музыке спектаклей традиционного театра Но. Главные инструменты японской музыки – флейта сякухати и кото, струнный щипковый инструмент, который можно быстро перестраивать (даже во время игры), осуществляя неожиданные ладовые модуляции, придающие узнаваемый колорит национальной музыке.



____________________________________
Пою, когда гортань сыра, душа – суха,
И в меру влажен взор, и не хитрит сознанье.
О. Мандельштам
«Последнее редактирование: 07 Августа 2015, 23:05:55, Е. Морошкин»

16 июня в одной из аудиторий консерватории прошла встреча с двумя музыкантами из Ирана. Традиционная музыка иранских курдов звучала на инструментах древнего происхождения, которые, однако, были этими музыкантами усовершенствованы и давали богатые возможности звукоизвлечения. Наблюдая вблизи их игру, можно было видеть, как инструмент способен откликаться на малейшие движения пальцев исполнителя, и почувствовать, что следование старинным жанровым канонам не входит в противоречие с духом виртуозной импровизации и позволяет раскрывать широкий спектр индивидуальных ощущений.



____________________________________
Пою, когда гортань сыра, душа – суха,
И в меру влажен взор, и не хитрит сознанье.
О. Мандельштам

28 июня в Рахманиновском зале звучала иранская музыка – и в исполнении, близком к аутентичному, и в концертной, европеизированной обработке. Вел концерт Мосхен Шарифьян – исполнитель на волынке и духовых инструментах, артист яркого сценического поведения, задавший жанр интерактивного действа с участием зрителей. Игра на ударных Фархада Сафари, особенно в его сольных эпизодах, давала представление о характере традиционной музыки иранской провинции Бушер. В нескольких номерах участвовал пианист Алексей Сергунин; наложение этнических инструментов на импрессионистически полнозвучную фортепианную фактуру создавало эффект смешения различных культурно-семантических систем, а в некоторые моменты давало пример их довольно органичного синтеза.

После концерта один из зрителей, журналист, организовал небольшое обсуждение услышанного.



____________________________________
Пою, когда гортань сыра, душа – суха,
И в меру влажен взор, и не хитрит сознанье.
О. Мандельштам

Фестиваль «Вселенная звука» завершился 5 июля концертом хора из Тайваня. В его репертуаре – обработки тайваньских народных песен и авторские произведения. Обработки имеют довольно академичный характер, ярко выраженного национального колорита в них нет. Но, видимо, это тот необходимый этап развития профессиональной музыки, через который проходит всякий народ, и на этой почве затем могут появиться свои интересные национальные композиторы.




____________________________________
Пою, когда гортань сыра, душа – суха,
И в меру влажен взор, и не хитрит сознанье.
О. Мандельштам

В августе, в предварение концертного сезона, в Консерватории традиционно проходит фестиваль «Собираем друзей», включающий, наряду с академическими концертами, и выступление этнических музыкантов.

Концерт 26 августа организовал певец из Ирана Хосейн Нуршарг, тесно сотрудничающий с центром «Музыкальные культуры мира». К настоящему времени я слышал уже четыре концерта с его участием, и в каждом из них был представлен свой коллектив музыкантов и своя жанровая грань иранской музыки.

В концерте, прошедшем 22 октября 2013 года, звучало пение в древней иранской традиции аваз в сопровождении сантура. На этот раз национальным характером были проникнуты авторские композиции (слова и музыка некоторых из них принадлежала самому Хосейну Нуршаргу), исполненные с участием большого инструментального ансамбля, объединившего иранских, турецких и русских музыкантов. Практически это был камерный оркестр, и музыкальная ткань строилась по чисто оркестровым принципам. Включались также эпизоды традиционного пения в сопровождении сантура, или скрипки, или ударного инструмента, и контраст между их аутентичным звучанием и современной композиторской музыкой придавали концерту стилистический объем, но не нарушали его смысловой цельности.



____________________________________
Пою, когда гортань сыра, душа – суха,
И в меру влажен взор, и не хитрит сознанье.
О. Мандельштам

28 августа звучала японская музыка – и в традициях древнего эпоса (вокал в сопровождении сангэна или кото), и ансамблевые композиции современных авторов.



____________________________________
Пою, когда гортань сыра, душа – суха,
И в меру влажен взор, и не хитрит сознанье.
О. Мандельштам


 
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика