Опубликовала только что на странице в ВК новый пост. Сейчас прочитала пост Ярослава, и поняла, что попыталась сказать именно об этом.
Не могу молчать о двух важных процессах, которые сейчас происходят с нами. Один — очень отрицательный, другой — очень положительный. Примечательно, что они друг друга не уравновешивают, потому что находятся «в разных плоскостях».
Сначала о плохом. Война продолжается и усиливается. Но речь совсем не о том, «чего нельзя называть», а о той войне, которую называть можно и нужно, в которой большинство из нас участвует непосредственно и которую нашими силами можно и нужно остановить. Раскол и размежевание между самыми обычными людьми продолжается и усиливается. Как получилось, что те, кого мы знаем как самих себя — наши дети и родители, дяди и тёти, коллеги по работе становятся друг другу и нам врагами? Как получается, что те, кому мы столько лет доверяли — наши любимые писатели, музыканты, телеведущие, актёры в одночасье превращаются друг для друга и для нас в ничто? Вслушайтесь, как мы все теперь называемся. Тех, кто поддерживает действия России в Украине, называют «нелюдями» и «фашистами». А тех, кто выступает за немедленное прекращение боевых действий, называют «предателями Родины» и... тоже «фашистами». Ведь речь о нас с вами, о людях, которые не принимают участия ни в каких боевых действиях, которые продолжают жить в своих домах и ходить на работу, которые не начинали событий в Украине и не могут их закончить. И те, и другие обвиняют друг друга в фашизме и бесчеловечности, как будто эти взаимные обвинения и есть единственный путь к миру.
На мой взгляд, именно это и есть настоящая война. Только давайте поймём, между кем она ведётся. Людей, которые всем сердцем против любых боевых операций, которые кричат и молят о мире, которые выходят с пикетами и делают смелые заявления, следовало бы называть не предателями, а Совестью народа, его Сердцем. А людей, которые готовы прийти на помощь, как бы это ни выглядело со стороны, как бы весь мир на них не ополчился, которые видят дальше конкретных событий сегодняшнего дня, которые понимают, что мир давно находится в состоянии войны, просто теперь эта война обрела видимые формы, следовало бы называть Честью народа, его Разумом. А теперь поймите, что Совесть воюет с Честью, Сердце с Разумом!!! Неужели это усечённое существо, которое получится, если кто-то из них победит, будет жизнеспособным? Неужели из такой войны может родиться Мир и Любовь?
Я сейчас не говорю о тех, чьи мотивы определяются исключительно потребностями эго. Среди сторонников мира, конечно, немало людей, плачущих по утерянному комфорту и стабильности. А среди тех, кто поддерживает действия российского правительства, немало людей, склонных к насилию и ксенофобии. Проблема в том, что в этих мотивах стороны противостояния обвиняют всех без разбора. Но я говорю не об этом меньшинстве, а о тех, кто действительно не может поступиться своей позицией, потому что это равносильно тому, чтобы вынуть из груди сердце или сделать себе лоботомию. Путь примирения не в том, чтобы кто-то из нас отказался от своих ценностей, а в том, чтобы мы разглядели и признали ценности друг друга. Ведь речь не о далёких людях. А о самых близких. Неужели мы думаем, что наши родители выжили из ума и потеряли совесть, если они сочувствуют нашим солдатам? Неужели думаем, что наши дети — просто баловни судьбы и бояться воевать? Мы же все знаем друг друга и понимаем, что это не так. Почему же даём себя увлечь водовороту взаимной вражды и недоверия?
Теперь о хорошем. Сам факт того, что мы потеряли покой — удивителен. Произошло событие, которое показало, насколько мы стали друг другу небезразличны. Мы не можем спокойно спать, зная, что где-то падают бомбы, гибнут люди. Но ведь войны шли без остановки всегда. На земле за последние полтора века не наберётся, наверное, и недели, чтобы в какой-то точке земли люди не умирали из-за военных действий. Однако раньше это нам не мешало, а сегодня мы по-настоящему испытываем боль за людей, которых даже не знаем, чувствуем стыд за поступки, к которым не имеем никакого непосредственного отношения. О чём это говорит? О том, что мы стали внутренне ближе друг другу, хотя всё вокруг, казалось бы, кричит об обратном.
Задумаемся, когда в 1937 году немецкие самолёты разбомбили мирно спящий испанский город Гернику, заплакал и закричал художник Пабло Пикассо, который в этом городе никогда не был и вообще жил тогда во Франции. Он излил свой душевный крик в картине «Герника» и выставил её на Всемирной выставке в Париже, чтобы все люди вместе с ним преисполнились сочувствия. Но картина «видела в основном спины», критики обсудили её художественные достоинства-недостатки и замолчали. Ведь маленький город Герника был где-то в Испании, это была чья-то чужая боль. Сегодня вдруг оказалось, что нет больше чужой боли! Мы видим, что боль по-настоящему может быть общей, только все очень по-разному понимают источник этой боли. Но главное свершилось. 24 февраля мы проснулись в мире, где каждый уже не живёт сам по себе, где у всех может быть общая беда и общая ответственность. Конечно, я сейчас идеализирую ситуацию, но я вижу тенденцию — и эта тенденция говорит о том, что несмотря на все «расчеловечивающие технологии», «мировые заговоры», «информационные войны» люди упрямо становятся человечнее.
Ещё в конце XIX века великий русский философ Владимир Соловьёв писал, что стыд и жалость — это духовные основы жизни. Стыд и жалость — те самые чувства, которые движут сегодня людьми, побуждая одних протестовать против войны, а других, скрепя сердце, верить в победу.
Несколько слов об аналогиях. Аналогия для доказательства — вещь очень непростая. Иногда она проясняет ситуацию, но иногда уводит далеко в сторону. Сегодняшние сравнения, которые обе стороны проводят со Второй мировой войной, с жителями Германии и жителями России 30-х и 40-х годов далеко не всегда работают. Важно понимать: то, что сегодня происходит в мире — просто ДРУГОЕ. Исторические параллели возможны, но полных аналогов этим событиям нет и не может быть. Такого в мире ещё не случалось. Таких войн никогда не велось на территории никаких государств!
Сегодня правы и те, кто отказывается воевать, и те, кто идёт воевать, если движет и теми, и другими не ненависть и эгоизм, а Совесть и Честь. И те, и другие творят Новое в истории, которое не получается измерять привычными мерками «кто не с нами» или «кто за нас». Прямо сейчас мир меняется, плавится на глазах, и это происходит не где-то далеко, а буквально в каждом из нас. Будем же ответственны к своим сегодняшним поступкам как никогда ранее.
И последнее, не стоит перекладывать на государство ответственность за «ум, честь и совесть». Это задача людей, а государство по определению — аппарат насилия (не в плохом и не в хорошем смысле, а в функциональном). Вспомните определение из школьных учебников истории: «государство — это сила, с помощью которой...» Но… Внутри государства может возникнуть Народ не как сумма граждан (единиц населения), а как живой организм, обладающий общим внутренним измерением — сердцем, совестью, разумом и волей. И тогда боль одного — чувствуется всеми, и радость одного — вызывает слёзы радости у многих. А внутри мирового геополитического пространства может родится Человечество не как сумма государственных машин, а как живой организм (о нём писали и западный позитивист Огюст Конт, и русский религиозный мыслитель Владимир Соловьёв). И тогда боль одного Народа чувствуется всеми Народами, и радость одного Народа вызывает не зависть и агрессию, а душевный подъём и ликование у всех других Народов. К этому миру, к этой Новой Земле мы трудно и медленно идём. И я верю, что обязательно придём.