Выложила сегодня пост у себя на странице в ВК:
Что может сделать сейчас каждый из нас, чтобы способствовать миру между народами.
Поскольку кажется, что мы бессильны повлиять на ситуацию, что решения принимаются где-то далеко, а нам остаётся только переживать, решила написать этот текст.
Всё дело в том, что, переживание — это тоже действие. И переживая, жители России разделились на два лагеря, а линия этого нравственного фронта прошла самым непредсказуемым образом по рабочим коллективам, по научным сообществам, по семьям... Одни переживают из-за того, что вооружённый конфликт — это катастрофа, и его необходимо прекратить. Другие переживают, что национализм — это зло, и с ним нужно бороться. И те, и другие — глубоко правы и справедливы в своих переживаниях, но именно по причине этой глубокой правоты — не хотят понять и услышать друг друга. А ведь именно из-за нашей с вами неспособности слышать друг друга и идёт эта война. Мы — не на периферии, а в самом сердце проблемы.
Те, кто поддерживает конфликт, правы в том, что национализму нельзя попустительствовать, его нужно остановить, но они забывают, что насильственный метод — не решает проблему, а только откладывает её. Даже если кажется, что враг разбит, это лишь видимость. Он обязательно поднимет голову, потому что само понятие «враг» питается теми семенами ненависти, которые несёт в себе любое насилие. «Ибо никогда в этом мире ненависть не прекращается ненавистью, но отсутствием ненависти прекращается она. Вот извечная дхамма». Это сказано ещё две с половиной тысячи лет назад. И эта истина не потеряла и не потеряет своей актуальности.
С другой стороны, те, кто выступает против силовых методов и понимает, что оружие не может быть решением проблемы, не предлагают другого решения и тем самым попустительствуют национализму.
Оба пути одинаково неэффективны, и в результате выигрывает только вирус национализма. Нужно помнить и понимать, что национализм — это не люди, а заболевание людей, это вирус — в тысячу раз более страшный, чем любой коронавирус, вирус, уже очень давно поразивший человеческую природу и унёсший в миллионы раз больше жизней. И если этот вирус не лечить, он будет вспыхивать вновь и вновь, унося всё больше жизней и оставляя выживших нравственными калеками.
Но ведь когда мы лечим болезнь, то стараемся справиться именно с болезнью, а не уничтожать больных или носителей вируса! Для начала нужно признать, что мы все (все до единого!) являемся потенциальными носителями этого вируса. (Может быть, за очень и очень редким исключением, но лучше на эти исключения не рассчитывать. Пусть они будут нам счастливым подарком!) Нет совершенно никакой гарантии, что волна национализма не захлестнёт ту или иную страну, город, населённый пункт, семью. Мы убеждаемся в этом снова и снова. Сегодня на примере Украины, завтра это может быть любая другая страна. Ведь мы не научились лечить этот вирус! Не разобрались толком в его природе. Все средства, которые были предприняты после 1945 года, когда весь мир осознал масштаб заболевания и его последствия, были все лишь паллиативными. А по большому счёту, люди просто постарались забыть про свою болезнь как про страшный сон. Посчитали её пройденным этапом. Многие страны решили, что дело было в немецком народе, что с ними такого никогда не могло бы случиться, что это не их проблема, и были неправы. Национализм — проблема природы человека, а не проблемы отдельной страны или отдельного региона. Именно в человеке (в каждом из нас) живут семена ксенофобии, подозрительности ко всему иному, живёт эгоизм как желание сохранить именно свою (или своего кровного окружения) жизнь и целостность. И при каких-то специфических условиях (мы даже не знаем точно, что это за условия) эти семена начинают очень быстро прорастать.
Как распознать в себе эти семена? По вскипающему в нас негодованию. Это очень простой психологический механизм. Мы негодуем именно на то, чего сами в себе боимся, к чему чувствуем в себе причастность. Если бы мы были действительно далеки от этой проблемы, то не вскипали бы «праведным гневом», а со спокойным сердцем сочувствовали бы заболевшим, с ясным умом видели бы средства для лечения и давали бы людям соответствующее лекарство. Ведь если бы мы были уверены в собственном выздоровлении, то знали бы и метод, с помощью которого мы вылечились. Но мы его не знаем! Мы просто сторонимся «заразы», отталкиваем от себя тех, в ком симптомы начинают проявляться, злимся на них и пытаемся уничтожить. Всё это показатель страха и неуверенности в своих силах. Нужно это признать и всем вместе искать метод — день и ночь, пока не будет поздно, пока есть кого лечить, пока неприятие не переросло в непонимание, непонимание в нежелание слушать и общаться, нежелание общаться в отчуждение, а отчуждение в ненависть.
Вот почему у всех у нас есть сейчас общее дело и общая работа.
Замечательный мудрец Григорий Соломонович Померанц, которого, к великому сожалению, уже нет сегодня среди нас, сказал: «Дьявол начинается с пены на губах ангела... Всё рассыпается в прах, и люди, и системы, но вечен дух ненависти в борьбе за правое дело, и потому зло на земле не имеет конца»...
Давайте остановимся в осуждении позиции другой стороны. Давайте для начала сосредоточимся на том, что в ней здравого, истинного и честного, а не на том, что в ней ложного. Давайте, подумаем, как совместить две здравые составляющие наших позиций, и свести к минимуму их слабые стороны. Это разрешимая задача. Существует много способов решения противоречий (это я говорю, как человек знакомый с Теорией решения изобретательских задач, там найдено уже 40 приёмов решения разного рода противоречий, которые на первый взгляд выглядят неразрешимыми).
Один из методов нашли, в своё время Лев Николаевич Толстой и Мохандас Ганди — он называется ненасильственное сопротивление. Заметьте, не пассивная сдача перед проблемой, а сопротивление, решение проблемы, но ненасильственным путём. Причём Ганди показал всему миру, что это не теория, а очень сильный и действенный практический метод — гораздо более мощный, чем самые сильные армии, и что даже один человек, начав действовать этим методом, может добиться удивительных результатов. Но это не значит, что конкретный метод, которым пользовался Ганди — универсален. Универсален принцип действенности Добра. А конкретные методы нужно искать всем вместе в каждом конкретном случае. У нас в мире нет сейчас второго Ганди, но есть миллиарды нас с вами, и каждый из нас может решить своё частное противоречие: внутри семьи, внутри своего рабочего коллектива. Выслушать другую сторону, понять, в чём она права и подумать, как эту правоту реализовать, чтобы при этом сам метод реализации не уничтожил эту правоту.
Пожалуйста, не ссорьтесь со своими родными и коллегами! Ищите способы понять боль друг друга в нашей общей проблеме — проблеме эгоизма человеческой природы. Мы все связаны незримыми внутренними узами (потому и болеем вместе). Но в этой связности и залог спасения. Если кто-то один найдёт решение на уровне своей семьи, это частный метод решения (не замалчивания, не компромисса, а именно решения противоречия!) непременно скажется на всех. Это будет чуть-чуть способствовать приближению мира. И мы увидим, как вслед за нами слушать друг друга начнут и более крупные структуры: ООН, Евросоюз, Украина, Россия, Соединённые Штаты и так далее. Мир вступит на путь Диалога разных культур, народов, мы перестанем бояться нашей разности и, поверьте, рано или поздно мы будем очарованы удивительной красотой и неповторимостью друг друга...