Культурный поиск
Афиша Музея-библиотеки Н.Ф. Фёдорова

0 Участников и 1 гость просматривают эту тему.

Дорогие друзья и коллеги!

Приглашаем Вас 11 сентября в 14-00 на презентацию номера журнала "Духовно-нравственное воспитание", посвященного Н.Ф. Федорову, встречу с главным редактором журнала Александром Фурсовым и презентацию его "Книги Всплесков", посвященную духовным смыслам русской культуры. В презентации журнала и книги примут участие философ Владимир Варава, историк Александр Акиньшин, культуролог Алексей Святославский, филолог Анастасия Гачева.

С уважением, сердечно, Анастасия Гачева.

____________________________________
Пою, когда гортань сыра, душа – суха,
И в меру влажен взор, и не хитрит сознанье.
О. Мандельштам

 
10 сентября художница Анна Кузнецова открыла в Федоровке свою выставку «Братья, сестры и маленькая черная курица».  В своей основе это посвящение 700-летию со дня смерти Данте Алигьери, которое будет отмечаться 14 сентября 2021 года. Однако смысловые нити от этой точки отправляются – в воображении и творениях рук Кузнецовой - во множество пространств и времен мировой истории, в том числе еще не написанной.

Заглавный образ и объект выставки – «маленькая черная курица», собрана из ветоши с вышитыми на ней цитатами философа, медиевиста Льва Карсавина. Это отсылка к тому малоизвестному факту, что Данте был одним из духовных порождений «маленькой черной курицы», с которой отождествлял себя св. Франциск Ассизский, и возможно, лучшим из его великих «цыплят». Одновременно, образ маленькой курицы - реплика художницы в защиту нечеловеческих прав, ведь по мнению эко-философа Татьяны Горичевой, нет более дискриминированного существа, ежедневно, в миллиардных количествах приносимого в жертву человеческим аппетитам. Чтобы поддержать эту тему, сразу же напомнив о знаменитом Слове птицам св. Франциска, в экспозицию введены реальные пирамидки-кормушки для птиц, служившие по своему прямому назначению морозной зимой 2020-2021 годов.

Черный цвет ключевого образа рифмуется с черными фонами и цветами сиены и умбры, используемыми в графической серии Кузнецовой, также выставленной в Федоровке и отсылающей к «черной» политике Флоренции, изгнавшей поэта, и его последующим странствиям по землям Италии. А ветошь как базовый материал использована художницей в память альянса св. Франциска с «Госпожой Бедностью». Будущий святой вышел из семейного дела торговли богатыми тканями и породнился с рубищем, по сей день хранящимся в монастыре в Ассизи. В качестве оммажа этому сюжету шитые панно на францисканскую тему готовились Кузнецовой для выставки исключительно из дешевых материалов: джута, ткани для укрыва растений, обрывков старой одежды.

Другой важный, без конца производящий новые смыслы объект в этом художественном повествовании – точная реплика «Кассеты Данте», простого деревянного ящика, в котором францисканцы Равенны, в чьем монастыре легендарный политический эмигрант нашел свое последнее убежище, спрятали останки своего брата от посягательств флорентийцев на посмертное владение его прахом. Одновременно, по замыслу художницы, Кассета должна напоминать ящик для хранения снарядов, ведь по словам Осипа Мандельштама «Песни Данта – снаряды для уловления будущего».

Еще одна отсылка Кузнецовой к мандельштамовскому «Разговору о Данте» — это собранное из его строф и тканевых обрывков доминантое панно экспозиции - «Танк Вергилия». Воспроизводящий упоминаемое в 17-ой песне Инферно «транспортное чудище, по имени Герион, - подобие сверхмощного танка» он одновременно символизирует само образное мышление Данте, которое Мандельштам сравнивает с «технически немыслимыми новыми машинами».

Выставка проработает в Федоровке до 10 октября.
При поддержке галереи fabula
Куратор – Алина Чичикова
 

____________________________________
Пою, когда гортань сыра, душа – суха,
И в меру влажен взор, и не хитрит сознанье.
О. Мандельштам
«Последнее редактирование: 11 Сентябрь 2021, 18:35:03, Е. Морошкин»

12 сентября, в воскресенье, в 14-00 и 21-00 Федоровка вместе с галереей Беляево запускают новый экскурсионный проект «Тысяча и одно Беляево». Его замысел - рассказать не об официальных, общеизвестных точках и адресах района (чей список неизбежно определен и ограничен), а всякий раз создавать новую карту Беляево, опираясь на истории, байки, смыслы и сны, связанные с этим местом у его жителей, которые и будут выступать в роли экскурсоводов.

История и география Беляево в этом проекте предстанет как множественная, многоголовая и многоголосая, преодолевающая любые границы и заданности в бесконечном, счастливом производстве самого нетипичного из типовых районов столицы.

Первые два путешествия по «мерцающему», «незалипающему» (@Дмитрий Пригов) Беляево проведут выросшие и живущие тут ученый-химик, энтузиаст местной истории Алексей Киристаев и певица, композитор, художница Сарра Атэх. Вместе с ними мы совершенно иначе, как в вертящемся калейдоскопе, увидим свои многоэтажки и их крыши, полянки и дорожки, подъемы и спуски, арки и лесенки, сады и садики, школы, галереи и библиотеки. А главное, поймем, что сами мы тоже можем принять участие в бесконечном расширении Беляево (и любого другого природненного нам района).

Регистрация на дневную экскурсию Алексея Киристаева, начало в 14-00 - https://gallery-belyaevo.timepad.ru/event/1745009/
Регистрация на вечернюю экскурсию Сарры Атэх, начало в 21-00 - https://gallery-belyaevo.timepad.ru/event/1745100/
Старт обеих экскурсий - от галереи Беляево (Профсоюзная, 100)

____________________________________
Пою, когда гортань сыра, душа – суха,
И в меру влажен взор, и не хитрит сознанье.
О. Мандельштам

Уважаемые коллеги, дорогие друзья!
 
Во вторник, 14 сентября, в день памяти Данте, в 19-00, в пространстве выставки Анны Кузнецовой "Братья, сестры и маленькая черная курица" состоится беседа художницы с писателем, переводчиком и актером Марко Динелли (Италия), который готовится сейчас к собственной инсценировке «Божественной комедии». Помимо драматургического потенциала легендарного текста темами встречи будут: Данте как францисканец и духовные проекции св. Франциска в русской культуре (одна из них – Николай Федоров, философ общего дела и патрон Библиотеки №180), актуальность францисканских идеалов и их отражение в современной экологической философии.

P.S. Между прочим, художник Леонид Пастернак, написавший знаменитый портрет Николая Федорова, в своих воспоминаниях говорил, что с него "можно было бы писать Франциска Ассизского".

____________________________________
Пою, когда гортань сыра, душа – суха,
И в меру влажен взор, и не хитрит сознанье.
О. Мандельштам
«Последнее редактирование: 14 Сентябрь 2021, 16:15:49, Е. Морошкин»

Уважаемые коллеги, дорогие друзья!
 
В субботу, 18 сентября, открываем программу, посвященную 200-летию Ф.М. Достоевского. В 17-00  - старт авторского цикла лекций филолога Анастасии Гачевой "Сокровенные страницы Достоевского", посвященного тем текстам писателя, которые не выносились на публику, но при этом содержали в себе самые главные и дерзновенные его идеи. На первой лекции речь пойдет о знаменитой записи от 16 апреля 1864 г., сделанной Достоевском у гроба его первой жены Марии Дмитриевны, и о другом наброске того же 1864 г. "Социализм и христианство", в которых выражен образ веры писателя.
 
В тот же день в 19.00 в рамках нового цикла "Как читать Достоевского?" пройдет творческая встреча с Игорем Волгиным, доктором филологических наук, профессором факультета журналистики МГУ, писателем, телеведущим. Как изучение биографии писателя помогает пониманию его творчества? Можно ли доверять мемуаристам и если да, то кому и в чем? Остались ли в биографии Достоевского белые пятна? И какие сюжеты собственной жизни Достоевский переносил в романы «великого пятикнижия»? На встрече будут представлены книги ученого, посвященные Достоевскому.

Будьте обязательно здоровы!

С уважением, сердечно
Ваша Федоровская библиотека

____________________________________
Пою, когда гортань сыра, душа – суха,
И в меру влажен взор, и не хитрит сознанье.
О. Мандельштам

Уважаемые коллеги, дорогие друзья, здравствуйте!
 
В пятницу 24 сентября, в 19-30 в виртуальной Федоровке состоится очередная встреча sci fi кинолектория математика, энтузиаста научной фантастики Павла Тычины. Речь пойдет о легендарном фильме Стэнли Кубрика «2001 год: Космическая одиссея», снятом по сценарию Артура Кларка. Павел расскажет о футурологических прогнозах Кларка, опубликованных в одноименном романе, выпущенном в 1968 году, а также поделится своими соображениями о том, почему большинство из них не сбылось и какими может быть развитие человечества в дальнейшем? Встреча лектория пройдет в zoom, без трансляции на YouTube.
Регистрация: https://us02web.zoom.us/meeting/register/tZYkcOusqjsuHdZBoyjmuDRAZFgPr_dcGDMy
 
В воскресенье, 26 сентября в 16-00, Библиотека имени Николая Федорова устраивает презентацию книги «Нейросемантика. Информационно-управляющие системы. Искусственный разум» Владимира Бодякина (1951-2016), являвшегося одним из ведущих российских специалистов в области искусственного интеллекта. Наряду с основными научными работами ученого в монографии представлены статьи, посвященные актуальным проблемам информатизации общества, эволюции информационно-управляющих систем, нейрофилософии, технологиям глобального действия. Книгу представит ее составитель, ученик Владимира Бодякина, младший научный сотрудник Института машиноведения им. А.А. Благонравова РАН Михаил Леднев.
 
Будьте обязательно здоровы!
Ваша Федоровская библиотека

____________________________________
Пою, когда гортань сыра, душа – суха,
И в меру влажен взор, и не хитрит сознанье.
О. Мандельштам

Уважаемые коллеги, дорогие друзья!
 
С 3 по 10 октября, на Всемирную космическую неделю, у нас пройдет "Фестиваль памяти Николая Федорова".  Он задуман, чтобы продемонстрировать смелость и востребованность идей Федорова и русского космизма здесь и сейчас, представить их как важный ресурс современного философского, художественного, проективного воображения и действия. С полной программой фестиваля можно познакомиться на его страничке: https://www.facebook.com/events/162301376083190 , а вот пока информация о событиях его первого дня.
 
В воскресенье, 3 октября в 14-00 от Федоровки начнется экскурсия "Тысяча и одно Беляево: Алла Мировская". Художница, городская исследовательница Алла Мировская проведет экскурсию по Коньково-Беляево, не официальному, а своему собственному, в котором она выросла, стала художницей и реализует свои авторские проекты, посвященные локальной истории, идентичности и их месту в большом производстве жизни.

Как пишет Алла: "На авторской прогулке-экскурсии мы поговорим о том, что значит быть жителем Коньково, посмотрим на район в коллективной и в личной перспективе, познакомимся с опытом одомашнивания, исследования пространства, практикой переработки повседневной рутины".

Экскурсия Аллы станет оммажем федоровскому особому зрению, предметному охвату, в котором равновесны вселенские, запредельные вызовы и местная, сугубо конкретная повестка. И конечно же, мы обязательно вспомним Дмитрия Александровича Пригова, некоронованного герцога Беляевско-Богородского, в чьем беляевском тексте русской литературы (который мы всем районом пишем дальше) "нормальный", "естественный", затверженный ход взрывается случаем и смехом.

 
В тот же день, в 18-00 приглашаем к себе на вернисаж мультимедийной выставки Мировской "Старые семейные фотографии и объекты глубокого космоса".

«Образы старых фотографий и старые снимки как фото-вещи обладают эстетической привлекательностью, но тайна их притягательности, их скрытая от любопытствующего рассудка магия коренится в эффекте непосредственного присутствия вещи в ее образе. Этот эффект противоречит переживанию отсутствия вещи в пространстве рождений и смертей» – сказано в книге философа Сергея Лишаева «Помнить фотографией», чей текст, наряду со множеством других соучастников, прямо вовлечен Мировской в ее новое выставочное событие.

Сюжет выставки – действенное присутствие прошлого, часто уже распавшегося в прах, в настоящем. Это непроходящее прошедшее, как и в воображении философа общего дела Николая Федорова, патрона библиотеки и еще одного действующего лица экспозиции, здесь не имеет пределов. В качестве отправной точки в работе автор выбрала семейный архив, собранный ее бабушкой из фотографий, писем, поздравительных открыток примерно за шестьдесят лет, с 1930-х по 1990-е гг. И одновременно проект включает сделанные телескопами Хаббл и Чандра изображения объектов глубокого космоса: туманностей, галактик, сверхновых звезд, с которыми, как и с людьми и вещами со снимков из семейного альбома Мировской, можно соприкоснуться через оставленный ими световой след.

С помощью художественных средств – особой рифмовки семейных и космических фотографий, специальных цветовых решений, настенной реконструкции старой семейной квартиры, где был найден домашний фотоархив, тканевых элементов с нанесенными на них текстовыми цитатами – Мировская планирует ощутительно воспроизвести в Федоровке это парадоксальное пространство незавершенного, ретроактивного, кипящего, как Солнце, (все)производящего прошлого времени, оно же «все вещество есть прах предков» (Николай Федоров), всегда предшествующего любой конкретности, определенности, оформленности и единственно открывающего путь за рамку своекорыстного, обособленного индивида, за пределы войны всех против всех, в настоящий космос.

На все события фестиваля вход свободный
 
С уважением, сердечно
Ваша Федоровская библиотека

____________________________________
Пою, когда гортань сыра, душа – суха,
И в меру влажен взор, и не хитрит сознанье.
О. Мандельштам

Дорогие друзья и коллеги!
 
В субботу, 16 октября в 14-00 в Библиотеке № 180 им. Н.Ф. Федорова продолжится цикл лекций Анастасии Гачевой "Сокровенные страницы Достоевского", посвященный его черновикам, письмам, заметкам - тем текстам, которые не выходили в печать, но при этом были своеобразным исповеданием веры писателя. В этот раз речь пойдет о страницах подготовительных материалов к роману "Бесы", на которых обсуждается, "возможно ли серьезно и вправду веровать", достижимо ли Царство Божие на земле и должны ли люди быть "как Христы". Об этих "фантастических страницах" черновиков и о том, как проявляется в них образ веры писателя, Анастасия расскажет на лекции.
 
Будьте обязательно здоровы.
С уважением, сердечно, Ваши музейцы.

____________________________________
Пою, когда гортань сыра, душа – суха,
И в меру влажен взор, и не хитрит сознанье.
О. Мандельштам
«Последнее редактирование: 13 Октябрь 2021, 20:43:54, Е. Морошкин»


 
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика