Культурный поиск
Афиша Музея-библиотеки Н.Ф. Фёдорова

0 Участников и 1 гость просматривают эту тему.

Дорогие друзья и коллеги!

19 мая с 15.00 до 24.00 в Библиотеке №180 и ее Музее-библиотеке Н.Ф. Федорова состоится акция "Ночь в музее". Она пройдет под девизом "Всякий человек носит в себе Музей". Это афоризм философа, теоретика музейного и библиотечного дела, педагога-новатора Николая Федорова (1829–1903), утверждавшего, что каждый человек - носитель памяти о своем роде и о своей эпохе.

Программа Ночи в Музее-библиотеке Н.Ф. Федорова откроется в 15.00 исторической ролевой игрой о декабристах «Пишем исторический роман». Ее проведут филологи, руководители библиотечного историко-ролевого кружка «Ожившая классика» Анна Гумерова и Валентина Сергеева.

В 16.00 начнется встреча с историком, архивистом, музейным теоретиком Александром Балакиревым и хранителем Музея-библиотеки Н.Ф. Федорова, публикатором наследия философа Анастасией Гачевой. Вместе с участниками они разберут знаменитую работу Н.Ф. Федорова «Музей, его смысл и назначение» и поразмышляют о том, как идеи Федорова о музее преломляются в современной музейной практике, каким должен быть музей будущего.

На 18.00 запланировано выступление писателя, литературоведа, автора биографий Скрябина, Мусоргского, Рахманинова и Блока в серии «ЖЗЛ» Сергея Федякина. Он расскажет о том, как преодолеть временной разрыв между автором и героем, научиться видеть его глазами и написать достоверную биографию, которая при этом будет читаться столь же живо и увлекательно, как роман.

В 19.30 гостями библиотеки станут представители двух уникальных семейств XX века. Журналист и общественный деятель Елена Санникова расскажет о своем деде, поэте Григории Санникове, участнике знаменитого объединения начала 1920-х годов "Кузница", друге Андрея Белого и Сергея Есенина. А инженер и писатель Сергей Смолицкий - о своих прадедах, дедах и бабушках - врачах, юристах, сестрах милосердия, поэтах первых десятилетий XX века, которых жизнь тесно свела со многими легендарными людьми XX века – от Владимира Ленина до Бориса Пастернака.

Запланирована также однодневная выставка раритетов из личных собраний Елены Санниковой и Сергея Смолицкого.

В 21:15 состоится вернисаж выставки художника, много лет проработавшего в фотохронике ТАСС, одного из лучших знатоков и историков гравюры Юлия Берковского (1922 - 2017), запечатлевшего в акварелях и гравюрах образы деревянных церквей Подмосковья, многие из которых не дожили до наших дней.

Наконец, на 21:30 запланирован ставший уже традицией для нашей "Ночи в Музее" вечер молодых поэтов Литинститута и студии Игоря Волгина «Луч».

В параллель к основным мероприятиям Ночи в Музее-библиотеке Федорова в Библиотеке №180 пройдет еще ряд событий. Для самых юных читателей издательство «Самокат» организует в 16.00 мастер-класс по книге Романа Беляева "Как работает маяк". Дети узнают об устройстве и истории маяков, а также создадут своими руками макет маяка. В 19.00 театральный ансамбль «Петрикор» (рук. Игорь Буслаев) устроит музыкально-поэтический вечер со стихами средневековых поэтов Востока и покажет спектакль по комедии Э. Лабиша «Пощечина». А в 21.00 молодая художница Мария Санникова представит свою выставку "Зеленое и золотое".

____________________________________
Пою, когда гортань сыра, душа – суха,
И в меру влажен взор, и не хитрит сознанье.
О. Мандельштам
«Последнее редактирование: 16 Май 2018, 10:16:40, Е. Морошкин»

Наша субботняя "Ночь людей с музеем внутри" начнется уже в 15.00. Ее откроет трехчасовая ролевая игра о декабристах "Пишем исторический роман", которую проведут Анна Гумерова и Валентина Сергеева - филологи, сотрудники Институт мировой литературы имени А.М. Горького РАН и руководители нашего библиотечного историко-литературного кружка "Ожившая классика".

Игрокам предстоит перенестись в Петербург, в 13 декабря 1825 и представить себя участниками известных исторических событий - людьми, которые мечтали о свободе, думали о справедливости и несправедливости, верили, что им удастся изменить мир. Удалось им это или нет, но, в любом случае, 14 декабря 1825 произошло что-то, что так или иначе повлияло на историю нашей страны – и историю нашей литературы.

Мы предлагаем не костюмированное действо, реконструирующее внешние проявления, но возможность прожить, "вспомнить", "вернуть" исторический момент, его лица.

Предполагаемые персонажи:
Евгений Оболенский - роль предложена
Кондратий Рылеев - роль предложена
Николай Бестужев
Александр Бестужев (Бестужев-Марлинский)
Иван Анненков
Александр Муравьев
Петр Свистунов
Александр Якубович
Петр Каховский
Вильгельм Кюхельбекер

Заявляйтесь скорее, пока всех не разобрали. Сделать это можно, написав Анне и Валентине по почте winterberry2@yandex.ru, или оставив заявку тут, в комментариях.

В качестве иллюстрации - рисунки Пушкина на полях V и VI строф пятой главы "Евгения Онегина": с Пестелем, Пущиным, Дельвигом, Кюхельбекером и Рылеевым. Начало января 1826.

____________________________________
Пою, когда гортань сыра, душа – суха,
И в меру влажен взор, и не хитрит сознанье.
О. Мандельштам

Дорогие друзья и коллеги!
 
26 мая (суббота) в 15.00 мы продолжим свой лекторий "Идеальный библиотекарь". С лекцией о том, как читать "Тихий Дон" Михаила Шолохова, у нас выступит старший научный сотрудник ИМЛИ РАН, текстолог Галина Воронцова. Не верится, но только несколько месяцев назад, в конце 2017 года, появилось первое в истории научное издание "Тихого Дона" (1928 - 1940), академический двухтомник был подготовлен и вышел в ИМЛИ РАН. К этому событию и будет приурочено выступление Галины Николаевны, которая занималась подготовкой текста 3-й и 4-й книга романа.

В течение нескольких лет группой текстологов института изучались и анализировались все опубликованные при жизни М.А. Шолохова издания романа, а также найденные и приобретенные ИМЛИ РАН в 1999 году рукописи 1-й и 2-й книг «Тихого Дона». Такая работа ранее никогда не проводилась. По ее результатам читателю представлен текст главного российского романа ХХ века, впервые свободный от всех цензурных изъятий и редакторских правок, подготовленный в соответствии с принципами текстологической науки ХХI века и творческой логикой М.А. Шолохова.

Сразу после завершения лекции Галины Воронцовой и дискуссии по ее итогам мы устроим экскурсию по замечательной выставке художника, фотокорреспондента ТАСС Юлия Берковского (1922 - 2017) "Деревянные церкви Подмосковья", которую открыли в рамках своей Ночи в Музее. В 1974-1975 гг. Берковский ездил по Подмосковью, делая акварельные рисунки разрушающихся деревянных церквей XVII, XVIII, XIX веков, а в 1976-1977 гг. выполнил по ним серию гравюр. Многие из этих исторических памятников сейчас утрачены, другие - перестроены и неузнаваемы, можно сказать, Юлий Романович успел ухватить их образы "в последний момент". Важно при этом оговорить, что на своей выставке мы имеем дело прежде всего с художественным фактом. Рисунки Берковского дают ясное понимание того, что такое самоценный живописный жест, они искренне впечатляют той ощутимой уверенностью, "всесильностью", с которой проводится линия, кладется цвет. Получается, что свою задачу - сохранить и передать дальше исчезающее наследие - Берковский решил именно как художник: не просто задокументировав свой предмет, но переведя, перенеся его в живописную реальность. Экскурсию по выставке проведут его сын, искусствовед Богдан Берковский и хранитель нашего Музея-библиотеки, многолетний друг Юлия Берковского и всей его семьи Анастасия Гачева. Внимание: выставка проработает только до 30 мая, успейте ее увидеть!
 
Кроме того, в ту же субботу, в 16:30 у нас начнется очередная лекция Зои Метлицкой из ее цикла "История и литература Англии XVI - XVII веков". Зоя продолжит начатый на прошлой встрече рассказ о том, как в Англии, после недолгого "республиканского" периода (сочетавшегося с единоличным правлением лорда-протектора Оливера Кромвеля), снова была восстановлена монархия. Название лекции "Реставрация и ... опять проблемы? Часть вторая".
 
С уважением, сердечно,
Ваши музейцы

____________________________________
Пою, когда гортань сыра, душа – суха,
И в меру влажен взор, и не хитрит сознанье.
О. Мандельштам

Уважаемые коллеги, дорогие друзья!
 
7–10 июня пройдут XVII Международные научные чтения памяти Н.Ф. Федорова, посвященные 30-летию Первых Федоровских чтений и проекту «Н.Ф. Федоров. Энциклопедия (с онлайн-версией)».
Будем рады видеть Вас в качестве участников и гостей чтений.
 
7 июня, в День рождения Н.Ф. Федорова, чтения пройдут в г. Боровске Калужской области. Открытие чтений и заседание, посвященное 30-летию Первых Федоровских чтений, пройдет в Музейно-выставочном центре г. Боровска (ул. Ленина, д. 27) в 13-00. В 17-00 – научное заседание «Идея Музея в философии Н.Ф. Федорова и теория и практика музейного дела сегодня». Запланирована культурная программа с обзорной экскурсией по городу, посещением музея-квартиры К.Э. Циолковского, памятников Н.Ф. Федорову и К.Э. Циолковскому, Пафнутьев-Боровского монастыря. Детали проезда – в программе чтений.
 
8 июня чтения пройдут в Институте мировой литературы им. А.М. Горького РАН (ул. Поварская, 25а, м. Баррикадная, Арбатская). С 11-00 до 17-40 – представление и обсуждение проекта «Н.Ф. Федоров. Энциклопедия: концепция, словник, основные принципы работы», круглый стол и научные доклады. В 18-00 – доклад и мастер-класс прот. Андрея Дударева, клирика храма свт. Пантелеимона в г. Пушкино, директора Дачи-музея В.В. Маяковского «Практика воскрешения. Снесенные кладбища конца 1920–1930-х гг. Опыт определения места захоронения и идентификации останков (К вопросу о восстановлении могилы Н.Ф. Федорова)». В 19-30 – поминальная экскурсия с посещением места захоронения Н.Ф. Федорова на бывшем кладбище Скорбященского монастыря.
 
9 июня чтения пройдут в Музее-библиотеке Н.Ф. Федорова при Библиотеке № 180 (ул. Профсоюзная, д. 92). Время работы чтений – с 11-00 до 20-00. В 15-00 в рамках чтений состоится вечер памяти ученого-геронтолога Льва Владимировича Комарова (к 100-летию со дня рождения).
 
10 июня – День Федоровского сада. В программе – авторская экскурсия «Сад-музей “Эдем воскрешения”» от создателя сада искусствоведа, биографа Н.Ф. Федорова В.С. Борисова, свободный микрофон, дружеское общение.
Начало – в 13-00. Встреча участников экскурсии – в 12-30 на выходе из м. Ботанический сад (последний вагон от центра, выход наверх).
 
В приложении – полная программа чтений, афиша и словник энциклопедии.
 
Справки по тел.: 8-905-758-43-54 (Анастасия Гачева)
                              8-916- 436-72-12 (Анна Горская)
                              8-9307587808 (Ольга Коваль, Боровск)

____________________________________
Пою, когда гортань сыра, душа – суха,
И в меру влажен взор, и не хитрит сознанье.
О. Мандельштам

Уважаемые коллеги, дорогие друзья!
 
15 июня, в пятницу, в 19.30 в Библиотеке №180 Юго-Запада Москвы начнется лекция доктора филологии, главного научного сотрудника Института мировой литературы РАН Веры Терехиной «“У меня, да и у вас, в запасе вечность”. Как Маяковский читал Пушкина».

Для Маяковского, постоянно говорившего в своих стихах и публицистических выступлениях о нехватке настоящих поэтов, Пушкин был одной из эталонных литературных фигур. В мае 1924-го, накануне его 125-летнего юбилея, Маяковский заявил на одном из диспутов, процитировав «Евгения Онегина»: «Конечно, мы будем сотни раз возвращаться к таким художественным произведениям и даже в тот момент, когда смерть будет накладывать нам петлю на шею, тысячи раз учиться этим максимально добросовестным творческим приемам, которые дают бесконечное удовлетворение, бесконечно верную формулировку взятой, диктуемой, чувствуемой мысли. Этого ни в одном произведении в кругу современных авторов нет».

В ходе своего выступления Вера Терехина, вместе с другими учеными ИМЛИ работающая сейчас над новым академическим собранием произведений Маяковского в 20 томах, разберет его поэму «Облако в штанах», стихотворения «Кофта фата» и «Юбилейное» и покажет, как он вступает здесь в диалог с Пушкиным, преображает знакомые сюжеты, спорит с героями его поэзии.


А 16 июня в 16:30 мы устроим дискуссию (с чаем и пирогами!), посвященную завершению двухлетнего библиотечного курса Зои Метлицкой, посвященного истории и литературе Англии. Вместе с этой землей мы прошли очень долгий путь, слышали шаги и голоса очень разных людей и народов - от строителей Стоунхенджа до строителей английской конституционной монархии. Теперь настало время поделиться своими соображениями, возникшими по ходу курса, высказать мнения и предложения по поводу его дальнейших путей. В частности, нам предстоит выбрать текст для семинара медленного чтения по английской литературе (от "варваров" до романтиков), который Зоя будет вести в Библиотеке №180 со следующего сентября. Пока лидируют два вариант - англосаксонская эпическая поэма "Беовульф" и "Потерянный рай" Джона Мильтона, английского "Гомера" эпохи Оливера Кромвеля и Реставрации. Подумайте до субботы и обязательно приходите!
 
С уважением, сердечно,
Ваши музейцы

____________________________________
Пою, когда гортань сыра, душа – суха,
И в меру влажен взор, и не хитрит сознанье.
О. Мандельштам

Уважаемые коллеги, дорогие друзья!
 
Уже завтра, 19 июня, в нашей Библиотеке №180 состоится финисаж уникальной выставки акварелей и графики Юлия Берковкого (1922 - 2017) "Деревянные церкви Подмосковья". Эта серия создавалась в 1972-1977 годах, когда недалеко от Москвы погибали одна за другой старинные деревянные церкви. Юлий Романович сделал своей целью если не сохранить, то хотя бы зафиксировать этот пласт культуры, перенести его в художественное пространство.

Финальную экскурсию по выставке, которая начнется в 19:30, проведут сын художника, искусствовед Богдан Берковский и хранитель Музея-библиотеки Н.Ф. Федорова Анастасия Гачева. После состоится небольшой вечер памяти Юлия Романовича, на котором родные и друзья расскажут о судьбе художника, прошедшего всю войну, долгие годы работавшего в Фотохронике ТАСС, о последних десятилетиях его жизни, когда Берковский потерял зрение, но не потерял мужества и стал писать – философские книги, статьи об искусстве, воспоминания.
 
 
22 июня в 19.00 мы устраиваем большую памятную акцию к очередной годовщине первого дня Великой отечественной войны. Начнем с представления подростковых дневников, которые в войну вел уральский художник и поэт-шестидесятник Юрий Трофимов. Эта хроника маленького тылового Алапаевска 1943-1945 гг., писавшаяся 11-13 летним подростком, читается как настоящая литература факта. Блестящий уральский документалист Владимир Попов на ее основе снимает сейчас фильм о художнике.

Дневники и стихи Трофимова мы услышим в чтении самого автора и Владимира Попова (в записи), а также в живом исполнении поэта и искусствоведа  Ирины Мясковской. Фортепианными включениями ее поддержит композитор Евгений Морошкин. На большом экране будут показаны живописные и фото-работы Трофимова, а также кинопрелюдия, снятая Поповым к недавнему юбилею Юрия Сергеевича.

Во второй части акции "Постарайтесь вернуться назад" прозвучит своеобразный поэтический реквием. Океанолог и писатель Сергей Смолицкий прочтет стихи поэтов-фронтовиков – Константина Симонова, Александра Твардовского, Семена Гудзенко, Бориса Слуцкого, Юлии Друниной, Булата Окуджавы, Давида Самойлова, Иона Дегена, Владимира Лившица.

 
В воскресенье, 24 июня, в 14-00 приглашаем на заседание философского семинара. С докладом "Метаморфоза пола. Эротическая революция Н.А. Бердяева" выступит Юрий Юрьевич Черный, кандидат философских наук, руководитель Центра по изучению проблем информатики ИНИОН РАН, доцент кафедры медиаобразования Института журналистики, коммуникаций и медиаобразования МПГУ. Также на заседании мы представим научный сборник "Московский Сократ. Памяти Николая Федоровича Федорова (1829-1903)", включающий избранные статьи, подготовленные по итогам XIII-XVI Международных научных чтений памяти Федорова.
 
С уважением, сердечно,
Ваши музейцы

____________________________________
Пою, когда гортань сыра, душа – суха,
И в меру влажен взор, и не хитрит сознанье.
О. Мандельштам
«Последнее редактирование: 26 Июнь 2018, 22:34:47, Е. Морошкин»

Дорогие друзья и коллеги!
Сердечно прошу Вас проголосовать за замечательного сотрудника нашего Музея-библиотеки Н.Ф.Федорова и Библиотеки №180 Анну Горскую, которая выдвинута на конкурс "Лучший библиотекарь Москвы - 2018".

Аня - человек не просто умный и творческий, не просто любящий Библиотеку, но понимающий ее главные смыслы, видящий ее перспективы в современности и в мире будущего. Она - автор многих проектов нашего Музея-библиотеки Н.Ф.Федорова, лекториев "Пространство и время в истории и культуре XX века" и "Идеальный библиотекарь", выставок и встреч в рамках цикла "Всякий человек носит в себе музей". Она - душа и надежда Музея.

Проголосовать за Анну можно на сайте конкурса:
http://bestlibrarian2018.bibliogorod.ru/#rec59457710

Нужно найти ее в числе участников и под ее фотографией нажать "Поддержать".
Здесь можно посмотреть презентацию главного Аниного проекта 2018 года - познавательного марафона для подростков "Хочу все знать", посвященного возрождению знаменитого альманаха:
http://bestlibrarian2018.bibliogorod.ru/show/5_%D0%93%D0%BE%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F/5.pdf

А здесь - замечательное интервью, в котором Анна объясняет, зачем нужны библиотеки в современной Москве, и рассказывает о том, что еще хочет сделать она для того, чтобы наша библиотека стала реальным универсумом знаний, музеем лиц, пространством жизни идей и встречи людей:
https://www.youtube.com/watch?time_continue=6&v=hU_MgDs4dm8

Ваша поддержка нам очень важна!
Будет просто замечательно, если и Ваши друзья и коллеги, знающие Музей-библиотеку Н.Ф.Федорова и нашу Аню, поддержат ее на конкурсе.

С уважением, благодарностью и самыми добрыми пожеланиями,
Ваша Анастасия Гачева.

____________________________________
Пою, когда гортань сыра, душа – суха,
И в меру влажен взор, и не хитрит сознанье.
О. Мандельштам

Дорогие друзья и коллеги!

19 июля в 19.00 в Библиотеке №180 и ее Музее-библиотеке Н.Ф. Федорова состоится встреча, посвященная 125-летию Владимира Маяковского «Мастерская человечьих воскрешений».

У этой встречи два главных героя. Первый – сам Маяковский, второй – протоиерей Андрей Дударев, клирик Храма Святого Великомученика Пантелеимона при Пушкинской районной больнице, и одновременно – директор Дачи-музея В.В. Маяковского на Акуловой горе. Он отстроил ее после страшного пожара 1997 года, оставившего после себя только фундамент. Легендарное место зарастало травой и мусором вплоть до 2009 года, когда отец Андрей взялся за его восстановление, продлившееся пять лет. С 2014-го Дача-музей Маяковского – известный на всю Москву и ее округу поэтический, художественный, дискуссионный центр. Он восстановлен по сохранившимся чертежам, но почти без единой перегородки внутри, ведь как писал Роман Якобсон: «томление в тесноте положенного предела, воля к преодолению статических рамок – непрерывно варьируемый Маяковским мотив». Сильный образ, создаваемый этим свободным пространством, замечательно дополняют современные скульптуры и художественные объекты, близкие Маяковскому по своим мотивам. Внутренние стены дома расписаны стихами поэта, а забор, которым обнесена дача, – рисунками его друга, блестящего художника-авангардиста Василия Чекрыгина, в последние годы жившего в Пушкино и работавшего здесь над композициями серии «Воскрешение мертвых», вдохновленной идеями философа общего дела Н.Ф. Федорова. Здесь регулярно проходят всевозможные фестивали, включая поэтические. Отец Андрей, будучи еще и прекрасным декламатором Маяковского, сам участвует в этих последних.

В четверг, на встрече в Музее-библиотеке Н.Ф. Федорова, мы будем говорить о воскресительной теме у Маяковского, читать соответствующие отрывки из поэм «Война и мир» и «Про это». Речь пойдет также и о современном звучании этих стихов, которое они получают в делах и проектах отца Андрея.

Вообще, «поднятие из руин», «возвращение из небытия» – лейтмотив его культуртрегерской, отечествоведческой деятельности. На месте городских пустырей он поставил памятник Льву Толстому и мемориал героям Второй мировой войны – с настоящим танком эпохи Великой Отечественной. А последние два года отец Андрей занят розысками захоронений известных пушкинцев, чьи могилы оказались стерты с лица земли в ходе уничтожения в 1930-е годы местного Боголюбского кладбища. К сегодняшнему времени с помощью наложения прежних и современных карт, анализа метрических книг и старых фотографий, опроса старожилов, поискового щупа, собственной грубой силы (самолично перекидал 80 кубометров земли – 10 «камазов») и овладения методами судебно-медицинской экспертизы, Андрей Дударев нашел и установил принадлежность четырех утерянных могил. Это захоронения пушкинского купца, мецената, а с 1921 года священника Михаила Шарикова, его жены и сына. Четвертая могила, обнаруженная на месте бывшей Боголюбской церкви, под 50 кубометрами мусора, принадлежит ее настоятелю Сергею Лебедеву. В ближайших планах священника – найти в Пушкино могилу Василия Чекрыгина и устроить общий мемориал на месте бывшего Боголюбского кладбища.

Дача-музей Маяковского сейчас играет роль своеобразной штаб-квартиры этих инициатив. Когда слышишь слова отца Андрея о том, что они освящены идеями Н.Ф. Федорова об объединении всех сынов для возвращения всех отцов, думаешь, что «мастерская человечьих воскрешений», о которой мечтал поэт, уже здесь. Она работает на его даче.

С уважением,
Ваши музейцы.

____________________________________
Пою, когда гортань сыра, душа – суха,
И в меру влажен взор, и не хитрит сознанье.
О. Мандельштам

Дорогие друзья и коллеги!

Музей-библиотека Н.Ф. Федорова, работающий при Библиотеке №180 Юго-Запада, открывает свой новый сезон запуском цикла дискуссий "Диалоги о Федорове". Он посвящен предстоящему 190-летию выдающегося философа, футуролога, родоначальника отечественного космизма.

Цикл начнется 5 сентября в 18:30, встречей-беседой писателя, литературоведа, лауреата премии «Большая книга» Евгения Водолазкина и филолога, исследователя наследия Н.Ф. Федорова Анастасии Гачевой. Разговор будет строиться вокруг романов «Лавр» и «Авиатор», прочитанных в контексте федоровских тем.

Онлайн трансляцию проведет партнер Библиотеки №180, сетевой телеканал «ТВ-НАУКА».

С уважением, сердечно
Ваши музейцы.

____________________________________
Пою, когда гортань сыра, душа – суха,
И в меру влажен взор, и не хитрит сознанье.
О. Мандельштам

Уважаемые коллеги, дорогие друзья!

13 сентября (четверг) в 12.00 в нашей Библиотеке №180 откроется большая выставка художников-участников Таллинской триеннале иллюстрации, посвященной искусству детской книги. Главные принципы ее организаторов: предпочитать «лучшее» – «массовому» и показывать только оригиналы. Эти законы строго соблюдаются и на передвижной выставке, организованной по итогам триеннале 2017 года. На ней можно будет увидеть работы хозяев смотра, эстонских детских художников. Одна из них – Катрин Эрлих – устроит на вернисаже мастерскую по мотивам «Приключений Алисы в Стране чудес» Льюиса Кэрролла. Сотни иллюстраторов и художников рисовали эту сказку, и в ходе занятия каждый юный зритель сможет представить себя в их ряду, добавив в легендарную историю собственного фантастического персонажа. С помощью Катрин они изобразят их в смешанной технике: цветные карандаши + коллаж.

14 сентября (пятница) в 19:30 открываем осенний сезон лектория "Идеальный библиотекарь". Анастасия Гачева прочтет лекцию о встрече, диалоге, полемике и разрыве Льва Толстого и Николая Федорова. Как Федоров воспринимал тексты Толстого? Что писал о них? За что ценил "Войну и мир" и почему не выносил религиозно-философских сочинений Толстого? Переменила ли Толстого встреча с «философом-праведником», знакомство с его философией воскрешения и восстановления всемирного родства? Как диалог с Федоровым и его мыслью отразился в поздних сочинениях Льва Толстого – романе "Воскресение", рассказах, трактате "Что такое искусство". Обо всем этом поговорим в пятницу вечером

16 сентября (воскресенье) в 15:30 откроется третий сезон самой федоровской из наших детских инициатив – литературно-исторического кружка "Ожившая классика". Его особенность в том, что в качестве ключевого метода работы с классическими текстами, "погружения" в них используется ролевая игра. В этом году ведущие кружка, научные сотрудники ИМЛИ РАН Анна Гумерова и Валентина Сергеева предложат участникам поговорить о зарубежной литературе: о "вечных" сюжетах и образах мировой классики и их отражениях в русской словесности. Начнут с "Беовульфа", с разговора о мифах, в которых герой противостоит чудовищу, и игры в древних германцев, сочиняющих свою великую эпическую поэму.

С уважением, сердечно
Ваши музейцы.

____________________________________
Пою, когда гортань сыра, душа – суха,
И в меру влажен взор, и не хитрит сознанье.
О. Мандельштам

Уважаемые коллеги, дорогие друзья!
 
В субботу, 6 октября в 18:00 в Библиотеке №180 состоится первое занятие семинара медленного чтения древнеанглийской поэмы «Беовульф». Его руководителем будет Зоя Метлицкая – историк-медиевист, доцент МГУ, автор лекционных циклов «История и литература средневековой Англии» и «История и литература Англии XVI – XVII веков», с успехом шедших в Библиотеке последние два года.

«Беовульф» сохранился до наших дней в единственной рукописи, созданной на рубеже X-XI вв. Историки и филологи до сих пор не пришли (и, наверное, никогда не придут) к единому мнению по поводу того, когда была создана поэма, и каков был замысел ее автора. Знакомясь с текстом, участники семинара возьмут за основу прекрасный перевод поэмы на русский язык, выполненный Владимиром Георгиевичем Тихомировым, однако желающие смогут поглядывать в древнеанглийский источник, отдельные слова и фразы из которого они также будут разбирать и комментировать.

Открывающая встреча начнется с рассказа Зои Метлицкой о поэме в целом, истории ее текста и его интерпретаций. После этого участники приступят уже к собственно семинарской работе – чтению «Беовульфа» «вглубь», когда в ракурсе внимания оказывается не интрига, сюжет произведения, но каждое необычное, новое слово (а в художественном тексте других и не бывает).

К участию в семинаре приглашаются все желающие. Он задуман как ежемесячный и будет проходить по первым субботам.


А в воскресенье, 7 октября в 18:00 мы запускаем семинар о творческом отношении к прошлому "Вспомнить всех". Наряду с проблематикой memory studies, планируем осваивать здесь конкретные способы реконструкции прошлого: попытаемся "с погружением" восстановить отдельные и, что важно, отдаленные исторические ситуации. Основой этой работы будет метод ролевого погружения, когда человек может "вспомнить" и эмоционально пережить то, чему не были очевидцами ни он, ни его близкие. Этому феномену будет посвящен доклад филолога, старшего научного сотрудника ИМЛИ РАН Анны Гумеровой "Память как способ путешествия в прошлое: пересечение идей Николая Анциферова с мотивами творчества Дж.Р.Р. Толкина и Клайва Льюиса".

Идея семинара – познакомиться с различными интерпретациями исторической памяти, существующими в науке, разобраться в ее субъектах, механизмах, целях и условиях, в ее роли и бытовании в культуре. Однако помимо теории речь пойдет и о конкретных способах реконструкции прошлого, его актуализации через личное участие. На практических занятиях «Вспомнить всех» будет сделана попытка восстановить и "с погружением" прожить отдельные исторические ситуации. При этом планируется ограничиться событиями до начала XX века, то есть теми, о которых сейчас не могут рассказать живые свидетели. Основой этой работы будет метод ролевого погружения, когда человек может "вспомнить" и эмоционально пережить то, чему не были очевидцами ни он, ни его близкие.

Об этом феномене пойдет речь на вводном занятии, в докладе одного из руководителей семинара, старшего научного сотрудника ИМЛИ РАН Анны Гумеровой «Память как способ путешествия в прошлое: пересечение идей Николая Анциферова с мотивами творчества Дж.Р.Р. Толкина и Клайва Льюиса». «В памяти возрождается прошлое» – говорил историк и литературовед, автор концепции петербургского мифа русской литературы Николай Анциферов. Об этом же писали Толкин и Льюис в своих художественных произведениях – о возможности, узнавая воспоминания другого, одновременно припоминать их как свои. Или иначе: о памяти как искусстве путешествия в прошлое. Что это: дань фантастике или глубокая продуманная позиция? Попробуем разобраться на первой семинарской встрече.

На следующем занятии, 4 ноября, запланирован практикум на тему "Пишем исторический роман". Участники попробуют погрузиться в эпоху начала XIX века, подобрав в этом времени наиболее подходящих для себя персонажей и обсудив выбор друг с другом.

____________________________________
Пою, когда гортань сыра, душа – суха,
И в меру влажен взор, и не хитрит сознанье.
О. Мандельштам
«Последнее редактирование: 17 Октябрь 2018, 11:38:19, Е. Морошкин»

Уважаемые коллеги, дорогие друзья!
 
В субботу, 13 октября, в 15.00 приглашаем на семинар медленного чтения «“Философия общего дела” Н.Ф. Федорова глазами читателей XXI века». Тема очередной встречи: «Тело воскрешения» и «тело смерти». Будем читать, разбирать, комментировать тексты Федорова, посвященные проблеме старого/нового тела, попытаемся понять, каким видел философ будущего человека, который достигнет бессмертия, станет "полноорганным" существом. Разберем его формулу  "Наше тело будет нашим делом". Обсудим федоровские фрагменты, посвященные автотрофности и положительному целомудрию, узнаем, как "тело воскрешения" противостоит "зоологическому", "смертному", "слепому" "телу прогресса". Рассмотрим, как отличается федоровский homo immortalis от человека-киборга современного трансгуманизма. 
 

Также сообщаем о том, что по соседству с нами в галерее "Беляево" (ул. Профсоюзная, д. 100) в рамках проекта "Космическое Беляево" с 5 октября по 11 ноября работает  выставка "Космизм Леонида Тишкова".

Из анонса выставки:
"Художник Леонид Тишков более 20 лет работает с темой русского космизма, которая сопрягается у него с темой сохранения памяти и мифологизацией бытия.
В рамках проекта он обращается к таким великим фигурам, как поэт Велимир Хлебников, ученый и изобретатель Константин Циолковский, художник Казимир Малевич, религиозный мыслитель и философ Николай Фёдоров.

Художник в своем альбоме «Ладомир» представляет Велимира Хлебникова как гениального провидца, предвосхитившего своей поэмой строй идеального общества. Константину Циолковскому он посвящает инсталляцию «Формы будущего» – прямое доказательство, что ученый-самоучка был не только первопроходцем в освоении космоса, но и уникальным философом, создавшим модель коммунистической утопии будущего, а также создателем нового модернистского языка в искусстве. Фёдоровская тема воскрешения, сохранения и преобразования изжившего вещества воплощается у Тишкова в объектах, которые он сам вяжет крючком из разорванной старой одежды, например, «Тени-ангелы-космонавты» и «Ракета для посещения отцов». Инсталляция «Куб вечности» – дань уважения художнику Казимиру Малевичу как философу и визионеру, его бесконечным диалогам со Вселенной, его «восприятию неба». Один из центральных экспонатов выставки – новая работа художника «Юпитер», основанная на завещании Малевича. Завершает экспозицию поэтическая световая инсталляция «Частная луна», путешествующая с Леонидом Тишковым по миру с 2003 года, посетившая множество стран, облетевшая Землю как настоящий спутник.

С уважением, сердечно,
Ваши музейцы

____________________________________
Пою, когда гортань сыра, душа – суха,
И в меру влажен взор, и не хитрит сознанье.
О. Мандельштам

Уважаемые коллеги, дорогие друзья!
 
В этот четверг, 18 октября в 19:30 приглашаем в Федоровскую библиотеку на открытие нового тематического сезона лектория "Идеальный библиотекарь". Он будет посвящен 100-летию 1918 года и сконцентрируется на теме "политическое и поэтическое". Начинаем с лекции известного писателя и филолога, автора готовящейся к выходу в серии «ЖЗЛ» биографии Александра Блока Cергея Федякина "Как читать "Двенадцать" Александра Блока?"
 
В субботу, 20 октября в 14.00 мы вместе с порталом открытой критики Rara Avis устраиваем новую дискуссию из цикла "Будущее здесь". Ее тема: "Будущее человечества: люди vs киборги". Об этой проблеме поспорят футуролог, трансгуманист Данила Медведев и филолог, публикатор и исследователь наследия Н.Ф. Федорова Анастасия Гачева. Модератором обсуждения будет главный реактор портала открытой критики Rara Avis Алена Бондарева.
 
В тот же день, 20 октября в 18.00 приглашаем всех любителей великих эпосов и Англии на продолжение семинара медленного чтения "Беовульфа", который ведет историк, доцент МГУ Зоя Метлицкая. Знакомясь с поэмой, участники семинара используют ее древнеанглийский текст, снабженный русским подстрочником, сделанным самой Зоей. В ракурсе внимания здесь оказывается не просто каждое новое слово (имя, образ), но и всякий звук – древнеанглийский язык звучит невероятно.
 
С уважением, сердечно,
Ваши музейцы

____________________________________
Пою, когда гортань сыра, душа – суха,
И в меру влажен взор, и не хитрит сознанье.
О. Мандельштам


 
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика