Творческая лаборатория
Диалоги с тишиной (читая Библию...)

0 Участников и 1 гость просматривают эту тему.

« #1 : 02 Февраля 2014, 01:47:24 »
Вчера начала читать Библию. С самого первого стиха, а не так, как раньше: только четыре Евангелия и Откровение Иоанна Богослова.

Библия - прекрасная Книга для созерцания и размышления. Можно над каждым стихом мысленно рисовать многие и многие картины. Ее истина - в многогранности, потрясающей до глубины естества. Кажется, что при чтении ты сам распадаешься на бесчисленные разноцветные осколки, и затем предстоит увлекательная и кропотливая работа: собирать витраж.

В Средние века все было символом, у всего был смысл. Храмы строили не для красоты видимой, а для красоты вообще. ЗамкИ, например, были украшены и с внутренней стороны, потому что для Бога строили, а Бог вездесущ. Оказалось, что обилие витражей опять-таки неслучайно. Бога пытались понять, истолковать. В новых и новых предметах, явлениях окружающего мира находили Бога. В течение некоторого времени господствовала идея, что Бог есть свет, в прямом смысле слова. Храм - обитель Господа, а витраж позволяет свету пребывать в помещении во всей своей многогранности, во всей своей полноте, видимой человеку. Библия помогает обращать наше восприятие в витраж, а душу - в подобие храма.

В этой ветке хочу постепенно делиться некоторыми размышлениями над Библией, принявшими более-менее отчетливые очертания. Когда обсуждаешь что-то с кем-то или когда хотя бы формулируешь свои впечатления, события или прочитанная книга не проходят бесследно, детали запоминаются, открываются новые оттенки, которые впоследствии могут даже стать ключевыми в понимании.

Приглашаю всех желающих поучаствовать и попробовать сложить свой витраж. Я еще только начала читать Библию, обновлять ветку планирую по ходу чтения, но если Ваши наблюдения будут меня опережать, я буду только благодарна: мое чтение наполнится новыми гранями, и, может, не ускользнет от моего внимания то, что без Ваших комментариев бы я наверняка пропустила.

___________________________________
Красота – это память о лице Бога.
Александра Таран
«Последнее редактирование: 02 Февраля 2014, 06:03:03, Саша»

« #2 : 02 Февраля 2014, 02:59:50 »
Книга Бытие

ГЛАВА 1:

14. И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов;
15. и да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю. И стало так.
16. И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью, и звезды;
17. и поставил их Бог на тверди небесной, чтобы светить на землю,
18. и управлять днем и ночью, и отделять свет от тьмы. И увидел Бог, что это хорошо.

26. И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле.


Получается, что у звёзд и человека есть общая сила, благодаря которой они могут управлять, владычествовать. И сила эта творческая, образ и подобие Божьи. Ни про что другое в главах о сотворении мира не написано, что оно обладает священным правом владычествовать, только про светила небесные и человека.

Еще одна перекличка с теорией Н.Козырева: звезды управляют течением времени и знамениями, то есть говорящей случайностью.


27. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их.


Таким образом и мужчина, и женщина - подобие Божие. Значит, образ Божий содержит и мужское и женское начала, что перекликается с размышлениями Д.Андреева о Троице.


29. И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; — вам сие будет в пищу;
30. а всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, дал Я всю зелень травную в пищу. И стало так.


Оказывается, Бог задумывал всех (и людей, и животных) вегетарианцами.


ГЛАВА 2

16. И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть,
17. а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь.

ГЛАВА 3

1. Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?
2. И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть,
3. только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть.
4. И сказал змей жене: нет, не умрете,
5. но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло.

С детства я была уверена: в Библии написано, что Бог сказал человеку: если съешь плодов от дерева познания добра и зла - умрешь. Я так и понимала, буквально: съел и умер. Сейчас мне видится другой смысл, как и в искушении дьявола.

"... Вы будете, как боги, знающие добро и зло" - знающие не в смысле понимающие суть этих явлений или видящие разницу между добром и злом, но испытавшие на себе и добро, и зло. Бог сотворил Адама, и в Райском саду Адам не знал, не испытывал зла. Но дьявол сделал людей уязвимыми к злу, к болезням, к недоверию, к наготе бытия, и в пределе зла - к разложению, смерти. Дьявол хотел питаться человеком, сделать его своим слугой. Бог говорил: съедите и умрете. Умрете потому, что заразитесь тленом, станете подвержены злу и смерти. Не сразу умрете, а в принципе умрете, выпадете из вечности. Послушав змея, человек перестал доверять Господу, усомнился в Отце, а значит и в своем Сыновстве. Как Петр начал тонуть, усомнившись. И стал беспомощным на волнах бытия, и дьявол теперь мог играть человеком.

И, между прочим, не есть плодов Бог повелел человеку, когда жену ему еще не сотворил. То есть объяснить жене, что к чему, и внушить подлинную веру должен был Адам.

19. в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься.

22. И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно.
23. И выслал его Господь Бог из сада Едемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят.
24. И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни.


Раньше я этот эпизод воспринимала исключительно как наказание за непослушание. Сейчас вижу в нем избавление. Если бы несовершенный человек, подверженный болезням и влиянию зла, вдруг обрел бы вечную жизнь в таком своем состоянии? Это ведь было бы обречением на вечные адские муки, на невозможность развития. А так Господь подарил человеку шанс: "возделывать землю, из которой он взят". Если сравнить эту фразу с фразой выше: "доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься", то можно логически сделать вывод: пока земля, которую ты возделываешь и из которой ты вышел, будет прахом, ты тоже будешь не больше, чем прах, но если тебе удастся творчески преобразить землю, то ты преобразишь и свое существо. И когда придет время слиться с землей, ты сольешься не с прахом, а райскими землями, с вечностью и вкусишь плод с дерева жизни.

Каждый раз, когда мы творим, когда испытываем вдохновением, это и есть предвкушение вечности, сладость плода подлинной жизни.


9. И воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: где ты?
10. Он сказал: голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся.


Когда человек жил в Раю, он видел Господа. А потом мы перестали Его видеть не потому, что Бог спрятался от нас, а потому что мы сами спрятались от Него. Наше зрение исказилось злом, распалось на кусочки, и мы перестали видеть Истину во всей Ее полноте, мы перестали воспринимать многообразие, многодонность жизни, выпали из вечности и стали жить линейно.
Начали заботиться о неважном, стали не замечать Главного.

___________________________________
Красота – это память о лице Бога.
Александра Таран
«Последнее редактирование: 02 Февраля 2014, 06:05:47, Саша»


 
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика