Книга Бытие
ГЛАВА 1:
14. И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов;
15. и да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю. И стало так.
16. И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью, и звезды;
17. и поставил их Бог на тверди небесной, чтобы светить на землю,
18. и управлять днем и ночью, и отделять свет от тьмы. И увидел Бог, что это хорошо.
26. И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле.
Получается, что у звёзд и человека есть общая сила, благодаря которой они могут управлять, владычествовать. И сила эта творческая, образ и подобие Божьи. Ни про что другое в главах о сотворении мира не написано, что оно обладает священным правом владычествовать, только про светила небесные и человека.
Еще одна перекличка с теорией Н.Козырева: звезды управляют течением времени и знамениями, то есть говорящей случайностью.
27. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их.
Таким образом и мужчина, и женщина - подобие Божие. Значит, образ Божий содержит и мужское и женское начала, что перекликается с размышлениями Д.Андреева о Троице.
29. И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; — вам сие будет в пищу;
30. а всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, дал Я всю зелень травную в пищу. И стало так.
Оказывается, Бог задумывал всех (и людей, и животных) вегетарианцами.
ГЛАВА 2
16. И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть,
17. а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь.
ГЛАВА 3
1. Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?
2. И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть,
3. только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть.
4. И сказал змей жене: нет, не умрете,
5. но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло.
С детства я была уверена: в Библии написано, что Бог сказал человеку: если съешь плодов от дерева познания добра и зла - умрешь. Я так и понимала, буквально: съел и умер. Сейчас мне видится другой смысл, как и в искушении дьявола.
"... Вы будете, как боги, знающие добро и зло" - знающие не в смысле понимающие суть этих явлений или видящие разницу между добром и злом, но испытавшие на себе и добро, и зло. Бог сотворил Адама, и в Райском саду Адам не знал, не испытывал зла. Но дьявол сделал людей уязвимыми к злу, к болезням, к недоверию, к наготе бытия, и в пределе зла - к разложению, смерти. Дьявол хотел питаться человеком, сделать его своим слугой. Бог говорил: съедите и умрете. Умрете потому, что заразитесь тленом, станете подвержены злу и смерти. Не сразу умрете, а в принципе умрете, выпадете из вечности. Послушав змея, человек перестал доверять Господу, усомнился в Отце, а значит и в своем Сыновстве. Как Петр начал тонуть, усомнившись. И стал беспомощным на волнах бытия, и дьявол теперь мог играть человеком.
И, между прочим, не есть плодов Бог повелел человеку, когда жену ему еще не сотворил. То есть объяснить жене, что к чему, и внушить подлинную веру должен был Адам.
19. в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься.
22. И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно.
23. И выслал его Господь Бог из сада Едемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят.
24. И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни.
Раньше я этот эпизод воспринимала исключительно как наказание за непослушание. Сейчас вижу в нем избавление. Если бы несовершенный человек, подверженный болезням и влиянию зла, вдруг обрел бы вечную жизнь в таком своем состоянии? Это ведь было бы обречением на вечные адские муки, на невозможность развития. А так Господь подарил человеку шанс: "возделывать землю, из которой он взят". Если сравнить эту фразу с фразой выше: "доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься", то можно логически сделать вывод: пока земля, которую ты возделываешь и из которой ты вышел, будет прахом, ты тоже будешь не больше, чем прах, но если тебе удастся творчески преобразить землю, то ты преобразишь и свое существо. И когда придет время слиться с землей, ты сольешься не с прахом, а райскими землями, с вечностью и вкусишь плод с дерева жизни.
Каждый раз, когда мы творим, когда испытываем вдохновением, это и есть предвкушение вечности, сладость плода подлинной жизни.
9. И воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: где ты?
10. Он сказал: голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся.
Когда человек жил в Раю, он видел Господа. А потом мы перестали Его видеть не потому, что Бог спрятался от нас, а потому что мы сами спрятались от Него. Наше зрение исказилось злом, распалось на кусочки, и мы перестали видеть Истину во всей Ее полноте, мы перестали воспринимать многообразие, многодонность жизни, выпали из вечности и стали жить линейно.
Начали заботиться о неважном, стали не замечать Главного.