Нужно определиться, на каком языке мы говорим. На языке андреевского мифа? На языке общегуманитарном? На обоих сразу?
На языке русской религиозной философии и историософии, с прививкой андреевского мифа. Устроит? А что такое "общегуманитарный" язык я, например, не понимаю совсем. Мне кажется, что такого языка ни в природе, ни в культуре не существует. Есть конкретные культурные и философские контексты, со своей системой понятий и своей терминологией. Андреевская мифология воспринимается наиболее адекватно в контексте русской религиозной философии первой половины 20-го века. Вот в этом контексте нам и надлежит находиться, если мы хотим ссылаться на андреевские образы и при этом вести адекватный диалог (понимать друг друга).
Сколько сил потратил Даниил Андреев для того, чтобы люди научились разделять в исторической реальности полярные метаисторические силы. И вот опять: "Россия, Россия". Россия - это не монолит. Есть Россия Достоевского и Россия Ежова. Причем даже Россия Достоевского неоднородна. Есть высший метафизический полюс культурно-исторических общностей. Есть низший.
Это очевидно. С небольшой поправкой: точно так же мы должны различать действие полярных духовных начал и в том, что мы называем "Запад".
Но вот опять: "Запад, Запад". Запад - это не монолит. То же и с "демократией". Демократия - это и не монолит, и не панацея, и не венец творения, и не идол. Демократия лишь форма (причём, одна из возможных социально-исторических форм, и не более того), которая может наполняться совершенно разным содержанием, в т.ч. и демоническим. Сама по себе форма сосуда не может воспрепятствовать тому, чтобы в него влили отравленное вино.
Духовность в современной России не то чтобы не цветет повсеместно, но я бы все же сказал, не вполне соответствует описанию Андреевым зарождения "идеального народоустройства".
А на Западе духовность "цветёт повсеместно"? Где сейчас мы наблюдаем "расцвет духовности"? Может, вся христианская цивилизация ныне находится в состоянии глубочайшего кризиса? И никак не российское великодержавие является основной причиной этого кризиса и основным тормозом для выхода из него? Может быть, причина намного серьёзнее и глубже? Это не та ли причина, о которой писали наши ведущие философы - как о кризисе гуманизма? И современная западная демократия не является ли лишь одним из проявлений этого глобального цивилизационного кризиса и бессильна из него вывести сама по себе?
А помешать данной иерогамии могло только российское великодержавие. Отсюда простой, как мне кажется, вывод: российское великодержавие остается препятствием для осуществления миссии метакультуры. Следующий такой же простой вывод: необходимым условием, обеспечивающим нейтрализацию этого великодержавия, является полноценная демократия западного типа (посмотрите выше об Англии в XIX веке).
А не слишком ли это ПРОСТОЙ вывод?
Тут, Фёдор, мы приходим к изначальной дилемме, о которой я писал выше,
вот ссылка, чтобы не повторяться.
Если я тебя правильно понимаю, то ты разделяешь
вариант 1.
Я же, к сожалению, не могу пока согласиться с таким оптимистичным взглядом на модель западной демократии. Я не верю, что эта модель может функционировать не за счёт всего остального "дикого мира", но может быть распространена на весь мир. Я не верю, что финансовая пирамида, достигнув границ человечества (своего насыщения), не рухнет и не превратит человеческую экономику, включая экономику золотого миллиарда, в хаос. Я не верю, что нынешняя западная модель может избежать, не изменившись кардинально, непримиримого противоречия с жизнью биосферы нашей планеты и что можно сохранить биосферу, оставаясь внутри этой модели общества. Я не верю, что нынешняя западная модель далее может способствовать духовному и культурному росту, а не быть тормозом и препятствием ему. Я не верю, что эта модель является венцом исторического развития человечества и не существует качественно иной модели, в самом своём основании зиждущейся на совершенно иных началах и принципах. Более того, я считаю и имею к тому основания, что нынешняя западная модель общества лишена исторической перспективы, исчерпала себя и не может внутри себя найти ни сил, ни путей для выхода из глобального духовного, экономического и экологического кризиса. Я уверен, что кризис будет только нарастать и нарастать до тех пор, пока эта модель социума не уступит места совершенно другой модели. И так произойдёт глобальная смена эпох. Гуманизм и секулярная демократия, как одна из его исторических и культурных формаций, себя изжили окончательно. У этого пути просто нет будущего.
Вот в чём, по всей видимости, коренное различие в наших с тобой подходах к текущей исторической реальности. Отсюда и разница в частных оценках и в видении главных опасностей и главных проблем. Для тебя главная опасность в российском великодержавии, а для меня - это такая же опасность, как танк против ядерной бомбы. Главная опасность в глобальном кризисе как раз нынешней западной модели, ставшей ведущей в человечестве. И выхода из кризиса внутри этой модели нет. И чем больше она будет навязывать себя другим странам, тем меньше у нас шансов найти ей альтернативу и выйти из этого кризиса не катастрофическим путём. А катастрофа, в том числе и страшная экологическая катастрофа, если нынешняя западная модель общества будет сохранена как ведущая и определяющая развитие человечества, неизбежна. И по сравнению с этой катастрофой обе мировых войны ("первые серьёзные звонки", говорящие о кончине гуманистической эпохи) покажутся просто предупредительными выстрелами в воздух.
Но проблема как раз и состоит в том, что РФ не может сохранить свою целостность и влияние на пост-советском пространстве в условиях демократии. Поэтому российский империализм, стремящийся к сохранению своего остаточного присутствия на пост-советском пространстве, с демократией не совместим - в отличие от современных империализмов американского, английского, немецкого, французского и ряда прочих.
Для тебя это зло. А для меня - и слава Богу, что несовместим. И не только империализм, но и менталитет. Раз несовместим, значит есть шанс не обезъянничать и не вставать в хвост на тупиковом пути, но найти другой путь. А этот другой путь всё равно придётся искать. И Западу в том числе. Просто Запад позже всех это поймёт и только тогда, когда окончательно рухнет его самодовольное благополучие. А оно не может не рухнуть, так как несовместимо с жизнью биосферы на планете. И это чем дальше, тем нагляднее будет видно. И неслучайно российский империализм так отличался по сути и от западного, и от любого другого, в том числе и в отношениях с народами, составляющими империю. Недаром сам имперский народ и метрополия жили беднее своих колоний. Это неслучайный казус и это очень хорошее качество русского народа, которое ещё даст о себе знать в истории. Мы не как все - и самое бездарное, что для человека, что для народа, стараться "быть как все" и подражать "благополучным странам". Это какое-то лакейское самоощущение, и оно гораздо пагубнее для творческого начала, чем великодержавие. В последнем тоже мало доброго, но лакейский дух хуже, бездарнее, потому что ничтожнее. Как бы либералы не смеялись над "поиском своего пути", иного достойного варианта, чем найти свой собственный путь, нет ни для отдельной личности, ни для страны в целом. Нам нужно искать свой путь - и только он может привести к выполнению миссии (дара, судьбы), а не подражание, тем более - вечно завистливое подражание, так как никогда недостижимо подлинное и достойное существование на путях подражания. Это как у дурного художника: остаётся только плевать на родину и завистливо смотреть на чужбину.
Повторим основной тезис, ставший у нас камнем преткновения:
необходимым условием, обеспечивающим нейтрализацию этого великодержавия, является полноценная демократия западного типа
"Полноценная демократия западного типа" - это финансовая пирамида, живущая за счёт всего остального человечества и за счёт биосферы планеты в целом. Это паразитарная цивилизация, исчерпавшая своё культурное движение к середине 20-го века окончательно. И с каждым десятилетием, а потом и с каждым годом всё очевиднее станет несовместимость этой модели с жизнью Планеты в целом. И Планета будет всё нагляднее, чувствительнее и болезненнее это показывать. Также экономическая модель (тип финансовой пирамиды) западной демократии несовместима с благополучием человечества в целом и может функционировать только при наличии трёх четвертей человечества, находящихся в бедности и обеспечивающих сырьём западную цивилизацию. "Полноценная демократия западного типа" оказалась к настоящему времени культурным банкротом и духовным импотентом, никакого творческого расцвета эта структура дать уже не сможет никогда, но наоборот будет выполнять только роль тормоза (если не отравителя) для культурного и духовного творчества человека. Это уже тупиковая цивилизация и подражать ей так же бессмысленно, как было подражать Риму в начале нашей эры. Только теперь все исторические процессы идут с огромным ускорением, и на что тогда уходили столетия, теперь меняется за десятилетие, а то и быстрее. Не пройдёт и полувека, как разговор о "полноценной демократии западного типа", как венце истории и путеводной нити, станет таким же смешным, как сейчас разговор об "великих идеях Чучхе". Идол западной демократии рухнет под собственной тяжестью, не способный творчески ответить ни на один вызов времени. Планета против этой системы и сбросит её с себя, чего бы там ни писали и ни думали уверовавшие в этого идола. И самое глупое, что сейчас можно придумать, так это тратить силы и время на подражание данной, лишённой исторической перспективы модели. Так что быть в хвосте пути, ведущем в тупик, не так уж и дурно: к выходу ближе, да и свежего воздуха больше (причём - буквально).
"Браку Демиурга и Соборной Души России" ныне вовсе не великодержавие препятствует (всё изменилось за полвека и изменилось кардинально!), а разлив бездуховности, творческой упадочности и нравственной индифферентности, тотальной усталости от рыночной суеты и от тотального господства эгоистических стихий. А это всё истекает в человечество совсем не из Москвы. Центр этой духовной заразы не здесь, а она во сто крат опаснее для человеческого духа, чем великодержавие одной отдельно взятой страны. Да и великодержавие США как-то серьёзнее выглядит и опаснее, чем российское. Для мира опаснее.