О значении Украины для метакультурыТретья сила метакультурыДанная статья отражает лишь точку зрения её автора и не претендует на большее.
Можем ли мы говорить о значении Украины для метакультуры человечества, не говоря о сверхлокальных ценностях культуры вообще?
Как ни назовите механизм действия метаценности на каждую цивилизацию, на каждую её часть, без сомнения сама эта метаценность должна представлять главенствующий интерес при анализе её воздействия на культуру вообще и при синтезе новых культурных форм в частности.
Мы можем утверждать, что действие метаценности происходит не только в этическом поле культурных ценностей и идей, но и одновременно в материальном и организационном пространствах её существования, через которые происходит наиболее видимый прогресс культуры вообще.
Поэтому говорить об общественных силах, организующих процесс движения социума к метакультуре необходимо в первую очередь. Ибо как идея сверхценности культуры, так и материальное пространство не только не являются исчерпывающими факторами культуры, но во многом, если не во всём, напрямую зависят от сил организационного плана, имеющих органичную связь с их собственной локальной сверхценностью, в качестве которой выступает главная идея, или главный
критерий, по-другому, о чём ниже.
Соотношение идеи сверхценности будущего общества и главной движущей силы современной культуры может пролить свет на процессы и формы общественного и культурного развития, которое нас ожидает.
В этой связи говорить о существенном влиянии на высшую ценность земного сообщества со стороны настоящей Украины является, по мнению автора данной статьи, весьма условным. И прежде всего, потому, что даже из поверхностного анализа противодействия высших (сверхценных) идей разных политических групп, действующих в современной Украине, на первом плане видны те из них, которые несут в своих программных заявлениях идею разрушения и в своих действиях деструктивные идеи.
Говорить о том, что среди них чётко видна программа и действия сообщества, направленные на консолидацию украинского общества с европейским и с метасообществом невозможно. Эта идея является лишь слабым отражением стихийных чаяний народных масс, уставших от произвола своего олигархата.
Об истоках современной либеральной демократииВ этой связи необходимо сказать несколько слов о ведущей роли идей либеральной демократии Запада на весь ход развития постсоветской Украины и других стран вообще и о великодержавном, имперском, негативном влиянии на них со стороны СССР.
Не умаляя значение самой идеи либерализации экономики, нельзя согласиться с некоторыми авторами о значительном превалировании этого фактора над всеми остальными силами в процессе движения наций к свободе.
В первую очередь, речь должна идти, говоря о либерализации и демократизации стран Запада в 20 веке, о колоссальном социальном влиянии на прорыв в области прав личности со стороны СССР. Последнее является общепризнанным в разных теориях демократического социума.
Поэтому однозначно называть СССР империей зла представляется существенно некорректным, а тем более ставить знак равенства между политикой СССР и фашистской Германией – кощунственно. Ставить знак равенства между идеей мирного проживания более полутора сотен наций в СССР и идеей расовой чистки той Германии означает легко расписываться в своём непонимании управления той или иной страной позитивным для развития (соборным) или негативным (дьявольским) глобальным критерием.
О некоторых определенияхВосхождение культур разных народов к метакультуре часто связывают с миссией этих народов перед эволюцией. В связи с этим хотелось бы внести некоторую ясность в трактовку некоторых употребляемых терминов.
Миссия любого субъекта (человек, народ, человечество) всегда подразумевает некое духовное водительство этого субъекта с вершины совершенно определённой высокой идеи, задающей главную оценку всем другим идеям и действиям этого субъекта, оценку, которую он безоговорочно принял для себя в своей душе и выстроил там целую иерархию оценок на все случаи жизни.
Так строятся все религии, которые именно в силу этого обстоятельства являются непримиримыми в своих вершинных положениях, аксиомах. Мы эту оценку называем критерием.
Душа – это некий высокочувствительный инструмент идейного поля, проводящий идеи от всего мирового сонма идей до их воплощения конкретным человеком, народом и человечеством в системах организации и в материи при условии, что эти идеи прошли положительную оценку со стороны идей-оценок, критериев, самой души.
Говорить о двух полюсах развития с позиции их равноправия нельзя – это не совсем корректно, так как всегда можно найти в эволюционном движении предпочтительные направления. Всегда в духовном движении преобладает созидание и влияние нравственной вершины, а влияние вторичного, демонического, разрушительного, полюса является вспомогательным, хотя и обязательным, для утилизации старого груза, для реализации идеи освобождения от него.
Двигаясь вниз по нисходящей в иерархии допустимых для человека действий, в первую очередь, этических, в материи и Природе и задавая себе при этом философский вопрос «Это зачем?», мы постоянно оказываемся на зеркальном луче проникновения в высшие смыслы, поднимаемся по духовно-смысловой иерархии к её вершине.
Поэтому широта пространства метакультуры всегда прямо зависит от широты охвата человеческим сознанием этого единого пространства организации, материи и идей.
Несколько слов о метакультуреПриведём цитату:
«Метакультуру объединяют два начала, олицетворяемые в «Розе Мира» соборной душой сверхнарода и демиургом (или духом-народоводителем) метакультуры. Соборная душа олицетворяет духовную особенность всех представителей данного народа. Именно она делает народ единым целым, органическим образованием. Демиург же олицетворяет задачу метакультуры, сплачивающую народ общей целью – не политической, разумеется, но духовной, всеобъемлющей целью. Другими словами, соборная душа обеспечивает горизонтальные связи внутри метакультуры, а демиург – вертикальные. Эти горизонтально-вертикальные связи, естественно, проявляются и в философии».
Дм. Ахтырский. Даниил Андреев: философия и метакультура (статья).Немного уточнений. Вместо «Метакультуру объединяют два начала», думается, было бы лучше написать: метакультура – это положительное отражение опыта и поведения бессмертного организма человечества, Жизненного Потока, наделённого метасознанием.
Имеет ли бессмертный Жизненный Поток те же законы развития, что и его смертная часть, человек или его историческая общность в виде народа? В какой-то мере, да.
И далее: соборная душа, будучи, по мнению автора настоящей статьи, главным инструментом духовного поля идей, не может сама обеспечить главное качество народа – его целостность. Она лишь настраивается на главную идею, на главный критерий.
Целостность в любой системе обеспечивается, прежде всего, главной идеей, волю которой навязывает демиург, широчайшим полем духовных оценок души, которая абсолютно принимает главную идею демиурга за главную оценку и строит иерархию своих оценок в соответствии с этим, и материально-силовым ресурсом, распоряжаться которым в данной системе предоставлено всей иерархии волевых воздействий души.
То есть демиург в действительности олицетворяет волю главной идеи как нравственной вершины, к которой с максимальными усилиями направлено движение народа. Кроме того, что в главной идее находится задача метакультуры и цель народа, эта идея ещё освещает и высший смысл самого движения, сохранения целостности и её укрепления.
PS. Может ли оказать существенное влияние на метакультуру человечества Украина? По мнению автора статьи, в качестве некоторой иллюстрации – конечно, да, а в качестве базового элемента – конечно, нет.