Из какого сора растут стихи...
аналитическая записка кота Корифея
Вот самые голые факты и соответствующая статистика (поразмышлять над ними мне было не безынтересно):
1. Общая тенденция.
На подавляющем большинстве достойных литературных, философских и культурологических порталов форумы малоактивны или перестали быть вообще (изначально или пришли к такому состоянию в два-три последних года).
2. Интерактивная часть Воздушного Замка продолжает творчески плодоносить и выполнять важную функцию в живом организме портала. Хотя эта функция претерпела существенные изменения после того, как портал обрёл свою плоть. И тем не менее около четверти посетителей ресурса заходят сюда ради форумной его части. Также есть ряд наших авторов (сравнительно небольшой), для которых форумная часть даёт существенный прирост их творчеству и необходима им.
(Я не говорю сейчас о форумах, которые так и не стали частью большого сетевого целого, но пытаются выжить как форумы-одиночки. На мой взгляд, такие форумы обречены и могут длить своё существование лишь как затухающая инерция прежних лет.)
В чём же отличие нашего форума от форумов других ресурсов, в чём его изюминка и есть ли она? Это как раз один из тех вопросов и поводов для размышлений, ради которых я и решил привести здесь некоторые аналитично-комичные положения,
воспользовавшись процессом, так блестяще начатым и убедительно выигранным нашим гусём.
3. Победоносный клиент Адвоката, Яник, и в прежние годы жизни с разной степенью настойчивости заявлял о своём беспрецедентном энергетическом вкладе в "дохлый ВОЗ". Но последнее и самое сильное обострение таких заявлений случилось сразу же после отделения форума-клона от рм-форума, где Яник исполняет роль номинального админа для публики (форума-клона в буквальном смысле - полной его копии).
4. Никому из участников нашего форума никогда не приходило в голову заявлять о
своём личном вкладе в жизнь ресурса. Янику же приходило регулярно и не единожды.
5. Ни один из участников рм-форумов столько не написал о "дохлом ВОЗе" и с таким упорным вожделением не мониторил его и не
предсказывал его свершившуюся смерть (ещё до рождения), как Яник.
6. Количество постов, написанных Яником у нас, не идёт ни в какое сравнение (здесь разница определяется несколькими порядками) с количеством написанного им на других площадках. (Я говорю только о количестве - о качестве же не имею сказать ничего.)
7. Наблюдается кудрявая закономерность:
наибольшее количество постов Яника находилось как раз на тех форумах, что прекратили быть.
Те же, что остались, делятся на три вида: 1) Яник там бессрочно забанен; 2) форум давно неактивен; 3) форум дробится с лихой периодичностью на уменьшающиеся осколки.
ВОЗ же занимает глубоко последнее место по количеству постов Яника в ряду всех существовавших или пока существующих рм-форумов.
И тем не менее,
ВОЗ единственный, кто обязан жизнью (хотя и в очень узком жанровом диапозоне и только в нескольких ветках Аэродрома)
данному персонажу. Это действительно так: без него тех веток не было бы. И никто из нашей труппы виртуалов не умаляет его роли в них, пусть и заочной. Даже монумент поставили при жизни! Акт, не имеющий аналогов, ни на Аэродроме, ни в тихих залах Замка (нет монументов и под лестницей).
В общем, наблюдается интересная
пропорция: количество постов Яника - и жизнь форума (в более-менее длительной перспективе).
8. Вклад Яника в клоунаду некоторых тем Аэродрома практически весь
заочный. Сколько-нибудь связно он отвечал на наше действо только на других площадках, хотя цитаты оттуда и внесли необходимую для комичности струю серьёзности. А 99% написанного Яником непосредственно у нас (что менее 0,1% написанного им вообще на рм-форумах) - это чисто административные склоки или примитивная ругань (как правило, в одном посте и то, и то). Т.е. - когда просто сдали нервы. Я не знаю чего, но чего-то хватает-таки ему, чтобы свои относительно связные тексты не вставлять в нашу рамку.
Последний пункт всё же немножко прокомментирую. Комичность в темах, затравкой которым послужили цитаты из Яника, достигается тем же давным-давно известным эффектом, что, например, комичность персонажа, виртуозно обыгранного Ильинским в "Карнавальной ночи" Рязанова. Контраст между серьёзностью персонажа и окружающей шутовской средой и создаёт всю комедию. Но в нашем случае комичность усугубляется ещё и тем, что сам актёр не играет роль, но
со всею угрюмостью и озлоблением её проживает наяву. Видимо, это интересное положение и мешает ему с головою залезть в наш "смешок" и отвечать оттуда нам очно (скорее всего, осознание сего интересного положения происходит там бессознательно).
Я вот что хочу сказать в заключение:
в интерактивной среде формируется новое литературное пространство, с принципиально новыми отношениями между авторами, персонажами и читателями (зрителями, слушателями). В одной среде один и тот же персонаж может порождать одно (включая смерть самой среды), а в другой - совершенно иное.
Всё зависит от того, какого духа исполнен данный интерактивный Солярис.
И спасибо ещё раз Янику, что доставил нам удовольствие и позволил сыграть парочку весёлых капустников. Не весть что, но иногда для души отдохновение. И браво, Адвокат! Дебют зачтён.