Сравнительная наглость и тотальная неискренность
Павел с ОРГа о Бердяеве:
"Вот, например, говоря о том же «юношеском максимализме»... Не кажется ли (опять-таки, не делаю никаких окончательных утверждений, а предлагаю просто поразмышлять), что «юношеский максимализм» в духовных вопросах откровенно чреват, прошу прощения, сатанизмом? Сатана, согласно тому, что нам известно о нём из Традиции и из вестнических произведений, тоже был таким, вот, как бы «максималистом» — желающим всё сразу и быстро, необычайно амбициозным, верящим в собственное великое достоинство и необычайные силы и дарования, в мощь своего свободного творческого гения, не задумывающийся о действительной сложности миров вселенной и считающий, что он уже всё познал и может теперь рулить и править, не ведающий авторитетов... И к чему это привело?"А при чём тут Бердяев-то? То же самое можно сказать о ком угодно, о том же Данииле Андрееве. Да о любом! Навесить "ярлык" - и мудрствовать на тему... А почему "юношский максимализм", а не "старческий маразм", или "русофобский национализм", или "материалистический эксгибиционизм", или "квазиупругий коэффициент"?Просто сравним:Павел с ОРГа о Бердяеве:
"...«освобождает» человека ото всех авторитетов, ото всех догматов и заповедей! Дескать, твори — и ты уже не связан никакими законами, никакими этическими нормами, никакими догматами, никаким опытом, прежде накопленным до тебя."Н.А. Бердяев.
"Догматы, в которых нашли себе адекватное символическое выражение абсолютные и центральные по своему значению события духовной жизни, не могут быть перерешены и изменены. Троичность Божества, Богочеловечество Христа – вечные мистические факты. Христос – Единородный Сын Божий от века и до века. Но смысл догматических формул может быть по-новому углублен, может предстать в свете нового гнозиса, но иные события духовной жизни могут найти себе символическое выражение в новых догматических формулах...
...Мифотворческий процесс в религиозно-церковной жизни есть непрерывный процесс, он не может прекратиться. Это есть процесс жизни. Нельзя жить на счет чужой жизни, жить исключительно мифотворчеством былых поколений, нужно жить собственной жизнью. Наша жизнь и наше мифотворчество не могут быть оторваны от жизни и мифотворчества былых поколений, наших отцов и дедов. Это – одна непрерывающаяся, длящаяся, творческая жизнь, жизнь индивидуальная и сверхиндивидуальная, соборная жизнь, в которой прошлое и будущее, охранение и творчество соединены в вечности."
Павел с ОРГа о Бердяеве:
"Творчество, мол, само всё расставит по местам и всё тебе даст... Выходит почти, как «невидимая рука рынка», в которую тоже, кстати, многие, включая и меня, свято веровали в начале 90-х, что она всё сама естественным образом организует и справедливо распределит, дайте лишь людям свободу!.. И, опять же, к чему это привело? Победили воры-криминалы. А в духовном плане кто побеждает, если принять на вооружение принципы Бердяева? Боюсь, что побеждают как раз, снова прошу прощения за грубость, бесы... "Н.А. Бердяев."И наступают времена, когда все яснее и яснее становится, что лишь в христианстве и через христианство может быть спасен самый образ человека, ибо стихии мира сего истребляют образ человека. Творчество человека возможно и оправданно, когда оно есть служение Богу, а не себе, когда оно есть соучастие в Божьем творчестве.
Спасение души, искупление греха есть еще дума о себе. Творчество же по внутреннему своему смыслу есть дума о Боге, об истине, о красоте, о высшей жизни духа.
Подлинное творчество всегда есть творчество во имя того, что выше человека, во имя Божье, хотя бы имя Божье для человеческого сознания было прикрыто истиной, красотой, справедливостью и пр.
Творчество жертвенно по своей природе, и судьба творческого гения в мире – трагическая судьба."
Павел с ОРГа о Бердяеве:
"На это же указывают и «жития» всех знакомых мне наследников бердяевской традиции. Все, как один, это люди скандальные, неуживчивые, не имеющие мира в душе, неприкаянные: нет у них толком ни семьи, ни друзей, ни близких, они томятся окаянным одиночеством никому не нужной «свободы», а поскольку в этой «свободе» совсем уж тяжко пребывать, то они то и дело задираются к другим, наезжают на окружающих, чтобы на них обратили внимание, чтобы скрасилась хоть через скандал их удручающая душевная пустота."Это о самом себе Павел пишет? Или о ком? Но главное - зачем? Об этом пару слов в конце.Павел с ОРГа о Бердяеве:
"А всё дело-то в том, что свободы «по одиночке» от любви не бывает! В этом ошибка Бердяева. Проповедь свободы должна сопровождаться не менее горячей и убедительной проповедью любви! «Развод» одного с другим — есть неизбежное уничтожение и первого и второго! Творчество имеет смысл и обретает вдохновение только в контексте любви к Богу и к человеку. Нельзя сотворить ничего достойного, не любя того, кому предмет твоего труда предназначается. Писатель, не любящий читателя, это бездарный писатель. Певец, не любящий своих слушателей, это бездарный певец, да и не певец вовсе, а так «шоу-безнесмен». Человек, услаждающий сам себя, творит только во имя своё, а имя его изгладится едва он испустит свой дух, ибо никому другому от его «творчества» не радостно и не тепло: он никого не согрел им, никого не научил, никого не утешил... "Н.А. Бердяев."Человек должен думать не только о себе, о своем спасении, о своем благе, он должен думать и о Боге, о внутренней жизни Бога, должен приносить Богу бескорыстный дар любви, должен утолить Божью тоску. Это есть долг благородства."
Павел с ОРГа о Бердяеве:
"Был ли свободным евангельский блудный сын? Но, ведь, он действовал, как раз, в полном согласии с философией Бердяева! Однако, он был в действительности рабом. Вначале рабом собственных страстей, потом рабом уже в буквальном физическом смысле, ибо первое всегда с неизбежностью приводит ко второму. Он лишь только тогда обрёл свободу, когда «пришёл в себя», и отказался от своей прежней «свободы без любви». И тут он неожиданно получил и первое и второе сразу — отец побежал встречать его, надел на его палец кольцо и устроил в его честь великий праздник!"Н.А. Бердяев."Свобода, взятая отвлечённо, пустая свобода ни для чего есть рабство, бесхарактерность и безличность. Свобода должна иметь свой предмет, должна быть на что-нибудь устремлена.
Демонизм является в двух, по-видимому противоположных, формах: в форме обоготворения личности, безграничного утверждения её, и в форме презрения к личности, безграничного отрицания её."
А вот несколько цитат, где Бердяев и Даниил Андреев практически неотличимы (и таких цитат можно привести сотни!):
"История не есть объективная эмпирическая данность, история есть миф. Миф же есть не вымысел, а реальность, но реальность иного порядка, чем реальность так называемой объективной эмпирической данности.
Центр тяжести подлинной жизни переносится для меня в иной мир. Я прохожу через жизнь этого мира со взором, обращенным в неизъяснимую глубь, я повсюду прикасаюсь к тайне и вижу отсветы иных миров. Ничто не завершено, не закончено, не закреплено окончательно в этом мире. Мир прозрачен. Грани его раздвигаются, он входит в иные миры, и иные миры в него входят.
Тяжесть, непросветленность мира не есть объективно-предметная реальность, а лишь знаки чего-то совершающегося в глубине. Все, что совершается вовне, в объективном, предметном, природном мире, совершается и внутри, в глубине духовной жизни, совершается и со мной, как существом духовным, и потому не есть невыносимо чуждое мне инобытие. Весь природный и исторический мир вбирается внутрь, в глубину духа и там получает иной смысл и иное значение. Все внешнее есть лишь знак внутреннего. Весь мировой и исторический процесс есть лишь символическое отображение вовне внутреннего события моего духа, события, со мной происшедшего, не субъективно-душевного события, а духовного события, события духовного мира, в котором нет раздельности и внеположности меня и всего бытия, в котором я в бытии и бытие во мне. Тогда и христианство постигается во внутреннем свете как мистерия духа, лишь символически отображающаяся в природном и историческом мире. Мистическое христианство не отвергает и не устраняет внешнего христианства, а лишь в ином свете постигает его и осмысливает его."
Павел с ОРГа... о Бердяеве?:
"Как говорится, «имеющий уши, да услышит...»"Кроме ушей, нужны ещё если не "ум, честь и совесть", то хотя бы элементарная порядочность и минимум честности перед самим собой.
Порядочность - для того, чтобы иметь наглость судить о ком-то и о чём-то, сначала ознакомившись с предметом своего суждения (осуждения). А не гадать о нём с высоты полученных знаний из "трактата". Неисповедимая наглость, с которой родонисты судят обо всех гениях человечества, не удосужившись прочесть их книг, даже меня, кота (животное в обшем-то нагловатое), поражает! Вот это высокомерие невежд, которое родонисты в своей гордыне просто перестают замечать за собой, и есть та духовная отрава, которой дух родонизма поражает некогда искренние и бескорыстные души.
А минимум честности перед самим собой заставил бы авторов ветки о Бердяеве задать себе (пусть наедине, в тишине) вопрос:
Зачем я открыл эту ветку? Зачем я пишу в ней? Если бы меня так интересовал сам Бердяев, то я бы открыл его книгу, а уж потом когда-нибудь, может быть, если бы нашёл, что сказать о ней глубокого и подлинного, то - и ветку на форуме... А сейчас - какова моя настоящая цель?
А цель - во вкрапленных в каждом посте кивках на
"наследников бердяевской традиции", которые, оказывается,
"люди скандальные, неуживчивые, не имеющие мира в душе, неприкаянные: нет у них толком ни семьи, ни друзей, ни близких, они томятся окаянным одиночеством никому не нужной «свободы», а поскольку в этой «свободе» совсем уж тяжко пребывать, то они то и дело задираются к другим, наезжают на окружающих, чтобы на них обратили внимание, чтобы скрасилась хоть через скандал их удручающая душевная пустота"... Что я знаю о их личной жизни? Ничего... А я сам - где моя Родина, семья, дети, друзья?.. О ком и зачем я всё это пишу?.. Для чего вру и кому?.. Откуда во мне эта злоба, доводящая меня до полной нравственной слепоты и умственной тупости?
(Такие бы вопросы задал себе честный человек неизбежно. Но искренность - первое качество души, которое убивает дух родонизма. Искренних родонистов не бывает в природе.)
Вся ветка о Бердяеве на форуме ОРГ открыта с одною единственной и глупейшею целью "уесть Ярослава". И как бы ни было это комично - так оно и есть: достаточно прочесть тексты "о Бердяеве", никакого отношения к Бердяеву не имеющие вообще, и самые эмоциональные в них моменты - лирические отступления о "неких любителях бердяевской философии". А так как таких любителей на форуме ОРГ нет, а намёки настолько прозрачны, то адресат критических стрел - очевиден. Вот только почему - у него нет ни семьи, ни детей, ни близких, ничего, никого?.. Это уже не к Бердяеву нужно обращаться, но к ближайшему психотерапевту, и чем быстрее, тем лучше. Говорю без всякой мстительности - слишком уж выпирает
подлинная причина из зеркала. И причина эта нехорошая.