Я хочу рассказать об одном творческом проекте, за которым наблюдаю и настоящее значение которого я понял не сразу.
В институте, в котором я работаю (недавно он получил статус академии и теперь называется РГСАИ – Российская государственная специализированная академия искусств) полтора года назад был организован студенческий оперный театр под руководством ректора института А. Н. Якупова. Сразу же началась работа над двумя спектаклями – опереттой Оффенбаха «Муж за дверью» и оперой Даргомыжского «Каменный гость». Были, таким образом, выбраны произведения разных жанров, позволяющие студентам освоить различные аспекты сценического мастерства. В первом случае – свободное сценическое самоощущение в комедийном сюжете; сочетание пения, иногда довольно виртуозного, с драматическим словесным действием и танцем. Во втором случае – построение глубоких психологических ролей, вживание в многогранные характеры пушкинских персонажей.
Есть еще одна особенность предстоящей скоро премьеры «Каменного гостя», выводящая ее по своему значению далеко за рамки внутриинститутского события. Дело в том, что опера будет исполнена в авторском варианте, никогда ранее не звучавшем. Это последнее, не вполне законченное произведение Даргомыжского, которое по завещанию композитора было дописано и оркестровано его младшими друзьями Кюи и Римским-Корсаковым. Однако в их редакции (как это происходило и позднее, когда Римский-Корсаков завершал и редактировал сочинения Мусоргского и Бородина) опера в некоторой степени утратила свои авторские черты. Был несколько изменен гармонический язык и тональный план, блестящая оркестровка придала опере характер большого сценического действа, не соответствующий камерному замыслу Даргомыжского.
Теперь «Каменный гость» впервые прозвучит в своем первоначальном виде. Основываясь на сохранившемся авторском клавире новую инструментовку для камерного оркестра сделал композитор Михаил Коллонтай. Авторский текст оказался более необычным и новаторским, чем это представлялось раньше по редакции Кюи и Римского-Корсакова. Становятся видны предвестия многих музыкальных находок композиторов Могучей кучки (которые были свидетелями создания этой оперы и сами участвовали в исполнении ее фрагментов в доме Даргомыжского). Так что появление этого произведение на культурном горизонте сможет несколько сместить акценты в нашем понимании развития русской музыки.
Я буду и дальше освещать подготовку к премьере оперы и отклики на нее. А пока – несколько взглядов изнутри, рассказы участников постановки.
Виталий Калицкий, концертмейстер
https://rmvoz.ru/lib/arhiv/int/2013/opera/1.MP3Олеся Гринько, выпускница института, приглашенная на постановку
https://rmvoz.ru/lib/arhiv/int/2013/opera/2.MP3Студенты Дарья Кудрицкая и Юлия Терещук
https://rmvoz.ru/lib/arhiv/int/2013/opera/3.MP3Студенты Александр Симаков и Кирилл Репин
https://rmvoz.ru/lib/arhiv/int/2013/opera/4.MP3Борис Александрович Персиянов, режиссер-постановщик
https://rmvoz.ru/lib/arhiv/int/2013/opera/5.MP3