Бунт и свобода - две вещи несовместные (это я о Стеньке Разине). "Бунтом нельзя жить" (Достоевский). Очень глубокая и очень мистическая мысль!..
Да и эмпирически - ну какая свобода в банде? Один лозунг "грабь награбленное!" помог большевикам оседлать "разинского чёрта" и использовать его энергию для своих нужд. К слову, бунт Разина пришёлся на самое спокойное и созидательное из православных царств, так же как и великий церковный раскол. И здесь тоже прослеживается какая-то историческая закономерность, по-моему... А революция Петра уже была типичной революцией сверху. Её частичная удача породила всю светскую русскую культуру ("на явление Петра народ ответил явлением Пушкина"). А её частичная неудача породила в 20-м веке все революции снизу.
Я вот куда пытаюсь заехать: революции и бунты находятся в разных реальностях. Бунт - это разгул низшей стихии, по мифологии Даниила Андреева - "веяние демона анархии, Велги". И ничего, кроме "веяния Велги" и рек крови, в бунте нет, никакого государственного начала. Победа бунтарей над функционерами приводит только к смутному времени (буквально - мутит воды времени), к морям крови, грабежам и насилиям. Бунтари не в состоянии создать что-то исторически устойчивое вообще. Анархия, кстати, тоже скорее антоним свободы, нежели синоним или путь к свободе. Любая анархия. Анархия - это властное и насильственное начало, потерявшее внешний сдерживающий центр и предоставленное самому себе. Анархия - это конвульсия власти (насилия), её спазмы (агонизирующие или оргиастические - суть та же). К слову, власть и насилие тоже не синонимы, как и свобода не антоним власти.
Так вот, бунт и революция находятся в разных сферах бытия. Революция целиком принадлежит реальности государственной и зарождается только в её недрах. А бунт - это антигосударственное и антикультурное начало, или просто "анти". Культура и государство - две полярные сферы бытия. Государство паразитирует на культуре, подражает ей, питается ею и, не зная меры, умертвляет её, - умертвляя, как следствие, и самого себя. Но государство устойчиво исторически только благодаря созидательному миру культуры, только за счёт его "внутреннего стержня". Анархия лишена "внутреннего стержня" вообще, как и внешнего. Если государство прислонилось к подлинной реальности, то анархия выпадает вообще из реальности. Разлагающийся труп и есть торжество анархии на биологическом плане.
Революционер чувствует себя в реальности культуры таким же чужаком, как и функционер-бюрократ. Зато с последним - говорят и мыслят на одном языке, почти без слов понимают и узнают друг друга. Революционер, как и функционер, борется за власть; только тянут они её "кольчугу" с разных сторон, создают ложную альтернативу, отвлекающую души от подлинного бытия. Возвращаемся к той же "тотальной власти политики над душами", на которую равно работают и функционер, и революционер. Романтиков среди революционеров, не думаю, что намного больше, чем среди функционеров (не все там прожжённые циники). Много своеобразных аскетов-романтиков, "людей долга" среди спецслужб. Есть даже маленькие романтики среди прагматиков. Но все они принадлежат к квази-реальности, формалистической реальности государства.
Я уже писал, что иерархия бюрократическая - это "обезьяна иерархии культуры". Суть перевёртыша в том, что в культурной иерархии место определяется Божьим Даром и является функцией личности (заменить одну личность на другую в такой иерархии невозможно), а в иерархии поддельной, бюрократической - личность является функцией места и ценность личности определяется самим местом (должностью), а не дарованиями. Личность в такой реальности легко заменима.
Таким образом, все революции работают на ту же "машину обмана", что и бюрократы. Точно так же живут не реальностями, а фикциями слов. От перемены местами слагаемых в этой "сумме" ничего не меняется, но за эти "перемены" бьются жизнями и насмерть, увлекая в свою бессмысленную борьбу миллионы душ, которые могли бы в подлинной реальности принести много добра. Получается (если взять самый последний интеграл из нашего "ребуса"), что революция - это необходимое приложение к государственной машине, чтобы та не теряла своей привлекательности и веры в её нужность в глазах людей. Бюрократ так же заинтересован в наличии в мире революционера, как и революционер - бюрократа. Друг без друга они просто вымрут (за ненадобностью).
Интересно ещё вот какое наблюдение. В реальности культуры - на её вершинах - в одной личности уживаются радикальный революционер и консерватор (приверженец и охранитель традиций). Уживаются параллельно, а не как в реальности государственной - последовательно переходя один в другого. На средних уровнях культуры могут ещё бороться футуристы с классиками, но на вершинах - у гениев - революция и традиция только дополняют друг друга, любят друг друга, а не враждуют. (Как и на вершинах науки - вера и знание, религиозное и научное мировосприятие. Вражда наблюдается между ними только в среднем или нижнем пласте, в основном - в прикладных и технических областях науки.)
И опять мы упираемся в тот же ключевой глагол - "любят"... Могут ли революционер и бюрократ любить друг друга в государственной реальности? Следовательно, чтобы понять, что такое революция (равно как и государственная власть), нужно понять самую суть и главные свойства той реальности, где случаются революции и строятся государственные машины. Машина - ещё одно ключевое слово (машина может всё, одного не может - любить; а где нет любви - нет истины, то есть - нет подлинной реальности вообще). Никому в голову не придёт сказать "культурная машина"... Нужно уяснить паразитарно-подражательный характер самой государственной реальности: понять, за чей счёт она живёт и на каком базисе строит своё могущество. Это вовсе не экономический базис, как думал Маркс. Но культурный базис. (Отдельная тема, кстати.)
Уяснив паразитарный характер самой реальности государства (квази-реальности), мы с лёгкостью поймём паразитарный характер всех её производных - революций и анархий (как вечного "анти"). Анархия - просто "анти" по отношению к любой иерархии, подлинной ли, фальшивой, ей всё равно, избирательного начала в анархии нет. Анархия - это саморазрушение любого организма и космоса, для анархии хаос - это свобода (только в хаосе нет никаких иерархий). Предельная несвобода - это свобода. Та же "осознанная необходимость", только уже необходимость хаоса, а не космоса. Анархия хочет придти к великой "пустоте" буддизма, но приходит только к трупному разложению, потому что отвергает любую власть, как следствие - и власть духа над плотью, без которой никакой организм и даже никакой буддизм не мыслимы (теоретически невозможны, не только практически). Государство же не "анти" для культурной (подлинной) реальности, а её обезьяна. Государство подражает культурной иерархии, паразитирует на ней, создаёт свою иерархию, но на полярных культуре и личности основах. Революционер борется против одного вида государственной иерархии за другой её вид, то есть способствует процессу размножения этой химеры, и только. Революционер никогда не борется за иерархию культуры, считая её вторичной по отношению к экономике и государству (изнаночное мировосприятие). Революционер весь находится во власти быта, а не бытия. И в этом качестве неразличим с бюрократом.
Отдельная и очень большая тема для этой ветки - Церковь и церковная иерархия. Церковный раскол и есть движок всех светских революций во времени. А церковная бюрократия и есть оправдание государственной машины - на тонком плане бытия. Здесь берега сходятся. И так чётко развести реальности, как реальности культуры и государства, наверное, невозможно. Но самые глубинные корни, откуда вырастают государство и порождаемые им революции, кроются именно в церковной иерархии, становящейся по велению какого-то непреодолимого рока бюрократией (или в нижнем пределе - инквизицией). Не здесь ли коренится "первородный грех" любой революции? Титанизм? Или энтропия? Или и то, и то?... Здесь пока у меня совсем открытые вопросы. Очень было бы интересно активное подключение Вадима Булычёва в этой точке...