Энергия самодвижения революцииЕсли рассматривать государство без системы управления, то оно есть объект управления. В единстве с системой управления, с системой оценки государство выступает уже субъектом, способным не только на оценивание происходящего во времени, но и на самостоятельное принятие решений и на решительные действия в соответствии с принятым главным критерием, который заставляет силы государства действовать так, чтобы он максимизировался. То есть оно становится самоуправляемым, самоорганизующимся при условии его энергетической подпитки ресурсами. Кибернетически так осуществляется оптимизация по выбранному критерию. Как правило, в кибернетических системах подобное функционирование, то есть оптимизация в смысле выбранного главного критерия, происходит автоматически. Точно так же и в больших системах, в государствах, в этносах, главный критерий часто гипнотизирует отдельную личность до полного подчинения себе.
Необходимо отметить, что энергией для полноценного функционирования алгоритма революционного переворота является значительный внутренний потенциал психической энергии масс, упоминаемый в работах Л. Гумилёва как пассионарность. Этот потенциал и есть основное конкретное следствие работы главного критерия как главной идеи при её эффективной работе по гипнотизации отдельных людей и масс. Психическая энергия всегда отражает гипнотическую связь скрытого воздействия на сознание человека со стороны главного критерия при его максимизации. Чем выше степень его максимизации, тем выброс психической энергии больше.
Как это ни парадоксально, однако, главные критерии, или идеи, ведут себя в пространстве Жизни как некие высшие живые существа, монады, способные при возникновении резонансной ответной реакции от людей полностью их подчинить. Как тут не вспомнить Платона с его миром идей и Лейбница с его монадологией.
В пространстве главных критериев как главных идей людей происходит постоянная борьба этих критериев за первенство во влиянии на человека и за подчинение его. Пассионарность как высшая рефлексия является результатом этой невидимой борьбы. Когда в противоборстве сходятся сильные критерии, например, критерий нравственности и критерий свободы, то эгрегор общества накапливает громадные поля психической энергии.
Необходимо подчеркнуть, что в революциях действие главного критерия в народных массах приводит к резонансному влиянию на общественное сознание и сознание отдельных личностей. Поэтому технологи массовых преобразований любят говорить о методах НЛП, хотя на самом деле программируется в данном случает сознание людей за счёт критериального резонанса, когда высшей оценкой в своём сознании человек сознательно выбирает общественный главный критерий. Резонанс усилий происходит от того, что устремлённость массы людей в одном направлении сливается в единое неукротимое желание, что быстрее всего максимизирует главный критерий. Отсюда и сознательная жертвенность революционеров в процессе революции.
И хотя это изменение сознания человека происходит почти сознательно при сознательном выборе главного критерия (выбора пути революции и, следовательно, всех политических лозунгов), последующий гипнотический аспект от влияния выбранного главного критерия, как правило, скрыт. Революции тем и отличаются от эволюционных, медленных, преобразований, что рост желаний масс стремителен и неукротим без явного силового и кровавого подавления.
Главным качеством выбранного критерия как главной идеи общества при её максимизации является отсутствие ограничений, накладываемых на неё. Это приводит к тому, что сознание отдельной личности, захваченное общим гипнотическим потоком, перестаёт признавать любые ограничения. Эта идея, этот критерий становятся вершиной духа народных масс (см. «Что такое дух и духовность»:
http://spir.genmir.ru/1.htm ).
Критерий свободы при своей стремительной максимизации заставляет самую активную часть народных масс полностью забыть морально-нравственные ограничения общества и личности, а также полностью пренебречь аспектами собственной безопасности. (После переходного периода критерий свободы вообще переходит в критерий экономической свободы, то есть к оправданию любых действий ради капитала). Выступления революционных толп принимают крайне агрессивный характер и скатываются иногда вплоть до вандализма и надругательств над личностью и исторической памятью. Именно этот взрыв пассионарности и возносит на вершину народного стремления группу людей, лидеров-глашатаев.