Андрей, если бы я мог в форумном формате сформулировать вполне свои мысли о Розе Мира (и как эпохе, и как духе, и как сообществе), я бы не стал городить книгу (просто по природной лени своей). В этой книжке я постарался, насколько это вообще в моих силах, с максимальной экономией слов и концентрированностью мысли изложить основные свои (за четверть века размышлений) соображения о сущности Розы Мира в одном тексте, заодно и включив в него анализ тех сообществ, что возникали вокруг творчества Даниила Андреева за эти годы. От первоначальной редакции текста осталось от силы 50%, то есть я сжал его до такой степени, на какую вообще был способен. Как-то лаконичнее и одновременно понятнее сформулировать эти мысли я уже не в состоянии на сегодняшний день, поэтому не имею никакой возможности (даже если бы захотел) пересказывать их в формате форумных диалогов. Прошу понять меня правильно; и если есть интерес к диалогу со мной по данной теме, давайте его продолжим после ознакомления Вашего с тем моим текстом. (Ссылку на одну из главок книги приведу ниже.)
Для контурного обозначения темы (без надежды её раскрыть) дам ещё несколько штрихов здесь, отталкиваясь от Вашего последнего текста:
есть некая тавтология, так как Вы пишете, что Роза Мира - это атмосфера, но у Вас тут же получается, что как раз атмосферы-то и нет
Атмосферы нет там, где её и не могло, и не должно было возникнуть из-за ложно понятой сущности предмета. Возникнет ли эта атмосфера в исторической и культурной реальностях, покажет время. Есть небольшие вкрапления в этих реальностях, где такая атмосфера начинает формироваться, что вселяет определённую надежду. Пока же подавляющее большинство феноменов (сетевых и реальных), в названии которых присутствует имя «Роза Мира», являются духовной карикатурой на неё.
люди, которые группируются вокруг этой реальности, по какой-то загадочной причине неспособны создать атмосферу адекватную этой реальности
По причине вечной как мир и отнюдь не загадочной. Новая реальность не укладывается в шаблоны восприятия реальности старой. Роза Мира представляется по аналогии с религиозными и культурными феноменами, уже проявившими себя в истории. Ну, например: это сродни попытке выстроить архитектурный ансамбль, воплощённый в одном здании (одной системе мировоззрения) или воплотить движение как таковое в одном объекте. Диалог же — это
взаимоотношение систем, а не одна универсальная система. Пока же Роза Мира мыслится именно как универсальная мировоззренческая система, как объект, а не как отношение. В этом и заключена первичная ошибка, сводящая на нет всю постройку.
Новое всегда воспринимается человеческим сознанием как продолжение старого. Если же это новое выходит на принципиально иной уровень, то старое становится к нему в глухую оппозицию. Та же самая причина не дала иудаизму воспринять христианское Откровение. И та же причина не дала средневековой церковности воспринять Откровение о творческой природе человека и Бога. И ныне эта же причина не даёт воспринимать человеку Откровение Новой Эпохи. Имя же этой причины —
энтропия. Ничего в ней загадочного нет, но преодолевать её трудно, а на рубеже смены больших исторических эпох трудность преодоления энтропии возрастает до предельной, почти превышающей силы человека. Отсюда и такой накал в противостоянии новому историческому типу, и такое тяжёлое непонимание, доходящее до крайних форм враждебности.
В качестве попытки поиска ответа, сделаю странное предположение: слабость РМ в отсутствии ритуала.
Ритуал может появиться в уже ставшей и вполне обозначившей себя эпохе. Античность мы идентифицируем как эру вовсе не благодаря ритуалам в античных храмах, но в целом — как исторический, культурный и мифологический феномен. И средневековье — тоже; ритуалы лишь оформляли уже свершившееся в массовом бессознательном изменение античного мировосприятия христианским (и это выражалось не только в религиозных ритуалах, но во всём образе жизни и мысли человека).
Ведь идея творчества сама по себе еще никогда никого не объединяла.
Сама по себе идея творчества никого не объединяла, это верно. Но именно раскрытие творческого начала человека как личности стало первопричиной смены средневековой эры эрой гуманистической. Расцвет великих светских культур гуманистической эры можно, оглядываясь назад и не погрешив против истины, считать Новым Откровением Бога в человеческой истории. Это Откровение о
творческой природе Бога и человека.
Но как коллективное начало дошло в средневековье до своего предела и стало тормозом в диалоге Творца и творения, так индивидуализация в гуманистическую эру тоже дошла до исчерпания своего творческого потенциала и стала вырождаться в крайние и бездуховные формы. Следующей эрой может быть только синтез коллективного (средневекового) и индивидуального (гуманистического) начал. Это и будет постгуманистической эрой (Розой Мира). И её можно считать, как любую эру, Новым Словом, Новым Откровением Бога в истории. И это будет по преимуществу Откровение
соборного творчества, в отличие от творчества коллективного и творчества индивидуального двух предыдущих эпох христианской цивилизации. Объединяет же людей не идея творчества, но само творчество, которое всегда конкретно и предметно.
Но я в целом слишком слабо знаю РМ-сообщество, чтобы чего-то утверждать.
Нет никакого рм-сообщества, а всё, что было и есть, противоречит духу Розы Мира и потому не может стать чем-то другим, кроме карикатуры на неё. Отдельное рм-сообщество — как объект — входит в противоречие с самой сущностью Розы Мира как отношения. Любое рм-сообщество неизбежно будет позиционировать собою Розу Мира как некую отдельную систему мировоззрения, то есть — феномен. А значит, препятствовать раскрытию её идеи внутри других систем. Парадокс Розы Мира для феноменологического сознания в том, что она может раскрываться только в других системах как их отношение друг с другом, но не как отдельная система. Это пока самое трудно понимаемое, потому как совершенно новое качество Розы Мира как идеи. И в непонимании этого качества заключены все беды отдельных «рм-сообществ».
Я не знаю, что такое психология "сужающегося конуса"
Вот
здесь — кратко о самой символике (полнее же она раскрывается во всей книге).
Короче говоря - это некая эзотерическая утопия.
Утопия — это уже организация или феномен. Сама же тенденция смены исторических эпох и глобализация — совершенно чётко обозначивший себя в последние десятилетия исторический, культурный и космический процесс, никак не зависящий от наших футурологических мечтаний. Каким же духовным и творческим содержанием этот процесс наполнится и что в нём явит себя по преимуществу — то и станет смыслом новой постгуманистической эры.
А пока видны только две, взаимно несовместимые воли — либо победу одержит Дух универсальной Системы, нивелирующей и усредняющей все религиозные, культурные, национальные, политические и социальные системы; либо Дух Диалога систем (Роза Мира). Это полярные духовные вектора. Ну, либо человечество провалится в хаос и войну всех против всех — как результат неудачной глобализации, и просто перестанет быть или откатится на тысячелетия назад (этот вариант мне не представляется призванным к реальному осуществлению в истории, но только в качестве грозного предупреждения в духовном плане бытия). Иных сценариев, исходя из нашей исторической реальности, я не могу себе пока представить. В какие же организационные формы облачится та и другая тенденция, как они будут сопрягаться и в какой пропорции — это уже предмет для догадок, но, как показывает история, такие догадки о будущих формах почти никогда не воплощаются в жизнь или воплощаются до неузнаваемости иными.
Всякая утопия требует "нового человека", а его-то как раз и нет... чтобы войти в РМ, надо преобразоваться изнутри, но духовной практики для этого вроде бы не предлагается (кроме довольно туманного указания на необходимость творчества).
Исторические эры меняются без каких-либо наших указаний. Просто меняется мировоззрение человека. Как это происходит? Наверное, этот механизм не находится в сфере постижимых для нашего разума. Кто-то улавливает тенденции нового, кто-то нет. Но это новое приходит — и приходит именно благодаря творчеству единиц и небольших коллективов, как правило ставящих перед собой локальные творческие задачи и не задумывающихся вовсе о каком-то влиянии на смену исторических эпох. Кто из людей задумывался, что он живёт в конце античной эры и что впереди новая христианская цивилизация, которую мы называем теперь Средневековьем? Также никто спустя тысячелетие не думал, что вот он живёт в конце Средневековья, а впереди великая Гуманистическая эра. Максимум что выходило тогда на сознательный уровень — это Возрождение, возврат к утерянным творческим достижениям античной эпохи. Так и сейчас мы начинаем размышлять о Новом Средневековье, предчувствовать ренессанс Средневековья в культуре, но не более того...
Да и не надо ставить, наверное, перед собой каких-то грандиозных сверхчеловеческих задач и пытаться создавать какую-то духовную практику, которая преобразит человека и сформирует новую эру. Всё это будет карикатура, ибо не человеческая это компетенция — менять одну эру на другую. Нужно просто делать то, к чему лежит душа... Так и меняются глобальные эпохи. У каждого есть своя кочка...
Дух новой эпохи начинает диктовать человеку новые формы реализации творческого потенциала, а они и меняют мировосприятие человека изнутри и естественным образом. Например, возникновение новых соборных форм искусства приучает человека воспринимать и своё творчество, и творчество других как грани единого творческого организма-кристалла (конкретного, со своим лицом и своим смыслом). Благодаря вхождению индивидуума в такой соборный творческий процесс происходят существенные изменения в его личностных оценках, приоритетах, психологическом климате и проч. и проч. То же происходит (незаметно для сознания) с созерцающими новые творческие организмы, а их интерактивность даёт возможность перейти из состояния пассивного созерцания в сотворческое участие. Так и идёт постепенный процесс воплощения в исторической плоти духа новой эры — от частных творческих форм до глобальных культурных и религиозных систем.
Об этом мы уже немножко с Вами беседовали
здесь и обсуждали те же вопросы — на самом что ни на есть конкретном примере (что очень важно). Я не уверен, что удалось нам тогда достичь полного взаимопонимания, но такие вопросы и диалог по ним возникают, а это уже немало.
Видеть ли в чистом поле в каких-то слабых ростках неведомый будущий лес или не видеть оного — исключительно вопрос веры. А чьё видение окажется верным, покажет только время. Доказать же в таких областях, как видение будущего, ничего невозможно. И это хорошо: в этом заключена творческая природа времени как такового. Если бы можно было вывести из прошлого будущее — как механическое следствие, то жить было бы скучно (да и незачем), а о творчестве вообще пришлось бы забыть навсегда (о любом творчестве, не только человеческом, но и Божьем).