Если ребенку пообещать купить мороженое или еще что-нибудь хорошее и приятное, скажем, через несколько часов, то, скорее всего, тут же произойдет истерика.
Прочитав эссе, делаю для себя некоторые выводы:
В основном речь идёт о ребёнке девиантного поведения. Может ли нормальный человек, ребёнок стать девиантным? Может, это называется социальная девиантность, не врождённая.
Причиной такого поведения становится, прежде всего, родитель, который начинает разными обходными приёмами отвлекать ребёнка от его цели.
Подобные отвлекающие маневры воспринимаются нормальным ребёнком как обман. Обман не прощается. Доверие ребёнка возникает тогда, когда даже обещанные мелочи родитель подтверждает своим делом.
Родитель обязан повести своего ребёнка по пути творчества, давая ему, например, карандаши и бумагу. Чтобы познать истину, необходим опыт. Опыт, как говорил Г. Лейбниц, есть первая истина. Но рисунки надо обсуждать, чтобы воспитать у ребёнка систему оценок и высшую оценку. Иначе рано или поздно возникают антагонистические отношения на почве разных оценок.
Относительно игрушек. Не каждая игрушка развивает творческое начало. Например, рисование позволяет получить результат в виде картины, которую можно хранить и время от времени любоваться. А трансформер может привести к такому обманчивому положению, будто новый результат какого-либо действия – это чрезвычайно лёгкое дело. Наряду со сказочностью, главный воспитательный опыт необходимо строить на труде.
Ребёнок не просто должен заработать награду, он должен понять, что главным наслаждением в жизни является результат собственного труда. Легко ли это? Для воспитателя, думаю, это проблема № 1.
Проблема № 2 – расширение пространства получения нового опыта. Родители чаще всего хотели бы ограничить область интересов ребёнка, чтобы им самим было бы проще жить. Это самая распространённая ошибка. Поисковая программа человека, запускаемая при рождении, может получить адекватный отклик в его жизни со стороны родителей, и тогда проблем по воспитанию ребёнка станет намного меньше. Но если родители не понимают своей роли в расширении опыта ребёнка, то поисковая программа ребёнка начинает хвататься за всё, что попадает в его поле зрения. Вот почему многих лучше воспитывает улица и телевизор, чем собственные родители.
Виртуальный мир современного ребёнка очень сложен и богат. Однако, например,
буддийские монахи им научились управлять, восстанавливая свою адекватность окружающей действительности.