Вышел первый выпуск электронного журнала
«Художественная культура / Art & Culture Studies».
Содержание:
МИФЫ НАШЕГО ВРЕМЕНИ: ДВЕ «АЛИСЫ»
Автор: Буткова О. В.
Статья посвящена анализу двух произведений: литературной сказки девятнадцатого века «Приключения Алисы в стране чудес» писателя Льюиса Кэрролла и современному фильму режиссера Тима Бертона «Алиса в стране чудес». В статье показаны особенности трансформации сказочных сюжетов современной культурой, выдвинуты гипотезы некоторых причин востребованности жанра фэнтези, ставшего сегодня «наследником» волшебной сказки.
«ТАРАРАБУМБИЯ» ДМИТРИЯ КРЫМОВА – МИСТЕРИЯ ИЛИ БАЛАГАН?
Автор: Сенькина В. С.
В статье рассматривается одна из последних постановок известного российского художника и режиссера Дмитрия Крымова, сыгранная в уникальном помещении – зале «Манеж» театра «Школа драматического искусства». Этот театр создавался выдающимся театральным режиссером Анатолием Васильевым и художником Игорем Поповым как театр-храм (задуманный специально для мистерий). В этом пространстве Крымов ставит праздничное, карнавальное шествие по случаю юбилея А. П. Чехова, сталкивая два начала – мистериальное и балаганное. В статье автор пытается рассмотреть, к чему больше тяготеет зрелище Крымова – к мистерии или балагану. Существенным и ключевым становится вопрос, что современный театр заимствует у мистерии и балагана.
О ВЛИЯНИИ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА СОВРЕМЕННУЮ МУЗЫКУ
Автор: Сергеева Т. С.
Статья посвящена проблемам влияния средств массовой коммуникации и новых технологий (экранных, компьютерных, мультимедийных) на формирование новых форм и средств выразительности музыкального искусства, появление новых синтетических музыкальных видов и жанров, указывающих на изменение эстетического восприятия в целом.
ЭТНИЧЕСКИЙ КОСТЮМ КАК ОБЪЕКТ И ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СРЕДСТВО ТЕЛЕИСКУССТВА
Автор: Хокон С. Э. / Сиюхова А. М.
Статья посвящена вопросам использования телевидения для актуализации национальных эстетических ценностей в условиях засилья телевизионной продукции массовых культур. Рассмотрены важнейшие функции телевидения, способствующие культурной идентификации локальных сообществ. Представлены примеры использования адыгского этнокостюма в программах ГТРК «Адыгея». Дается анализ структуры и содержания документального фильма М. Емиж, посвященного истории адыгского костюма. Обозначаются культуротворческие задачи, решаемые посредством использования этнокостюма в телевизионных программах.
КЛАССИЧЕСКАЯ МУЗЫКА В ФОРМАТАХ КОММЕРЧЕСКОГО ТВ
Автор: Журкова Д. А.
В статье анализируются формы и способы презентации классической музыки на российском коммерческом телевидении, когда сама музыка не является ведущим объектом телетрансляции, но используется в виде источника дополнительных аллюзий и смыслов. Особое внимание уделяется феномену обращения к классической музыке звезд отечественного шоу-бизнеса. Также рассматриваются закономерности преподнесения академической музыки и музыкантов в форматах ток-шоу и реалити-шоу.
К ПРЕДЫСТОРИИ ТЕХНИЧЕСКОЙ ВИЗУАЛИЗАЦИИ. ПРЕДМЕТЫ-СПУТНИКИ ВНУТРЕННЕГО СОЗЕРЦАНИЯ ИНДИВИДА
Автор: Сальникова Е. В.
Статья посвящена аспектам внутренней рефлексии, внутреннего наблюдения или созерцания индивида. Автор анализирует семантику традиционных предметов, которые способствуют внутреннему созерцанию. Сегодня это чашки, бокалы, сотовые телефоны. Но тенденция держать нечто подобное в руках или поблизости существовала в качестве стабильной потребности человека на протяжении веков. В статье анализируются культурные образы черепа, магической живой головы, головы в шлеме и священного сосуда как предыстория современных вещей для активации интеллектуальной рефлексии и внутреннего созерцания.
ОТ ЭСТЕТИКИ ЭПОХИ МОДЕРНА К ФИЛОСОФИИ ИСКУССТВА В ЕЕ АКТУАЛЬНОЙ ФОРМЕ. ОЧЕРК ПЕРВЫЙ
Автор: Хренов Н. А.
Статья посвящена смене эстетики философией искусства в контексте перехода культуры от модерна к постмодерну. Рассматриваются возникновение и становление двух тенденций в истории культуры, воздействующих на конституирование эстетической системы, становление эпистемы.
ИДЕИ ПОСТГУМАНИЗМА И ТРАНСГУМАНИЗМА
Автор: Сакирко Е. А.
Статья представляет собой краткий экскурс в историю понятиий «трансгуманизм» и «постгуманизм». В представлении о «постгуманизме» нет единства, позиционируемое как явление «пост», оно характеризует стремление человека определить проблемное поле современной культуры, переосмыслить её стереотипы. Футурологический вектор «постгуманизма» связывает будущее человечества с невероятным разрастанием технической искусственной среды. Это сближает »постгуманизм» с утопическим проектом «трансгуманизма» и верой в то, что технический прогресс и его воздействие на человеческий организм – это путь к свободе и бессмертию человека.
ТЕМНАЯ МАТЕРИЯ: О НЕЯВНЫХ АСПЕКТАХ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ
Автор: Дружкин Ю.С.
В статье рассматриваются проблемы художественной культуры с точки зрения отношений сознания и бессознательного, чувственно воспринимаемого и невоспринимаемого, познаваемого с помощью научных методов и постигаемого интуитивно. Анализируются различные аспекты данной проблемы, рассматриваются позиции разных авторов на данный круг вопросов. В связи с этим обсуждается вопрос о возможности формирования специализированной художественной психотехники, направленной на расширение области осознания процессов взаимодействия искусства и человека.
СТАРЫЕ РОЛИ ФОТОГРАФИИ В УСЛОВИЯХ НОВОЙ РЕАЛЬНОСТИ
Автор: Юргенева А. Л.
Цифровая фотография столкнулась с теми же проблемами, которые возникали 50-60-ые годы XIX в. Общедоступность создания качественных фотографий вновь ставит вопрос о критериях для выявления снимков, являющихся произведением искусства. Фотография вновь заняла невероятно активную позицию в формировании образа реальности и личности. Современные социальные сети выполняют функцию репрезентации субъектов, используя ту же стратегию, что и альбомы XIX в. Рамки офисного пространства расширяются благодаря наполненности интернет пространства визуальными образами. Коммуникация в интернет среде во многом основана на фотографии. Российская реализация понятия «хипстер» основана на распространенности полупрофессиональной фототехники.
На сайте ГИИ появился первый выпуск электронного журнала
Искусство музыки: теория и история.
ОТ РЕДАКЦИИ
Перед вами — первый номер нового музыковедческого интернет-журнала. Цель журнала — наиболее полно отразить проблематику, которая разрабатывается сегодня академической музыкальной наукой, информировать читателей об актуальных публикациях и новостях современного музыкознания. Избранный формат позволит авторам не ограничивать изложение своих идей привычным объемом журнальной публикации. Благодаря этому впервые появляется возможность печатать не только целостные статьи, но и достаточно обширные фрагменты готовящихся к изданию или находящихся в работе книг об искусстве музыки, а также присоединять к текстам звучащие музыкальные примеры и видеозаписи. Предполагается публикация текстов не только на русском, но и на основных европейских языках.
Материалы и информацию о событиях в музыкальной науке просим направлять по адресу: imtijournal@gmail.com
СТАТЬИ
Микротоновые системы в отечественной и зарубежной музыке
Автор: Кузнецов И.К., Никольцев И.Д.
Проблемы истории и теории музыки, оперирующей интервалами меньше полутона, рассматриваются в пяти очерках: «Из истории микрохроматики», «“Микровселенная” звука. Акустические и эстетические основания музыкальных систем», «О гармонии в микрохроматике», «Учение о гармонии Алоиса Хабы» и «Микрохроматические системы».
Опера Мусоргского «Борис Годунов» на пути к сцене Мариинского театра (1874): факты, герои, версии
Автор: Лащенко С.К.
Судьба оперы Мусоргского «Борис Годунов» на сцене Мариинского театра (1874) рассматривается с точки зрения Дирекции Императорских театров, цензурного ведомства, Театрально-литературного комитета и исполнителей, занявшихся судьбой произведения мало известного в ту пору отечественного автора. Сопоставленные факты позволяют открыть новые подробности и неожиданные повороты в развитии хрестоматийно известной истории. Особое внимание уделяется обстоятельствам возникновения «мифа об опере “Борис Годунов” и его авторе, Мусоргском». Статья представляет собой часть исследовательского проекта «Русская Императорская опера. Повседневная жизнь».
Музыкальные баталии в России
Автор: Рыжкова Н.А.
Статья посвящена музыкальным баталиям – жанру, весьма популярному в XVIII и начале XIX в. Самым знаменитым произведением такого рода является «Победа Веллингтона, или Битва при Витории» Бетховена. В статье рассматриваются музыкальные баталии, написанные в России в начале XIX века. Дается характеристика батального жанра в музыке, анализируются некоторые произведения Д. Штейбельта, Пачини, неизвестных авторов. В приложении помещен каталог батальных пьес, изданных в России в 1812—1828 годах.
Об ориентализме в опере Стравинского «Соловей»
Автор: Брагинская Н.А.
Статья посвящена феномену ориентализма в опере Стравинского «Соловей» (1908—1914). Мистифицированная китайская манера, присущая музыкальному языку сочинения, анализируется в контексте европейской традиции chinoiserie; эволюция ориентальной идиомы Стравинского в рамках семилетней истории создания оперы рассматривается на широком фоне художественной жизни Санкт-Петербурга и Парижа начала ХХ века.
О музыкальной истории и семантике полночи
Автор: Петрушанская Е.М.
В статье прослеживается история, семантика, особенности поэтики музыкального воплощения образа полночи, от XIX века до наших дней, включая «неоготические» трактовки. Важной причиной внимания к избранной теме является формирование диктуемых ею экстремальных и острохарактерных выразительных художественных средств.
Джачинто Шельси
Автор: Акопян Л.О.
Первый на русском языке очерк жизни и творчества итальянского композитора – аристократа и «варвара», ультрамодерниста и неоархаиста, католика и буддиста – Джачинто Шельси (1905—1988), с разбором его музыки всех жанров и творческих периодов, характеристикой его эстетических взглядов и мировоззренческого кредо. Статья представляет собой часть исследовательского проекта «Маргиналы музыки XX века».
Музыкальная эмблема в эпоху иконического поворота: к современной истории одной барочной темы
Автор: Кононенко Н.Г.
В статье обсуждаются различные варианты преломления в современном культурном пространстве семантики Арии “Erbarme dich” («Сжалься», № 47) из «Страстей по Матфею» И.С. Баха. Во второй половине ХХ – начале XXI века баховская тема оказалась частью самых разных художественных явлений: кинематографических саундтреков, академических музыкальных композиций, синтетических постмодернистских проектов. Эмблематическая сущность темы откристаллизовалась в контексте оппозиций сакрального / профанного, высокого / низкого, естественного / искусственного…
ФРАГМЕНТЫ БУДУЩИХ МОНОГРАФИЙ
Испания глазами Глинки: путешествие и остановка в пути
Авторы: Тышко С.В., Куколь Г.В.
Статья представляет собой главу очередной книги из серии «Странствия Глинки». Пытаясь вжиться в контекст эпохи, наполнить смыслом давно забытые или малоизвестные понятия и образы, возникающие на страницах «Записок» Глинки, авторы акцентируют внимание читателя на восприятии Испании, сложившемся в культурно-художественной среде его современников. Тревелоги А. Дюма, В. Боткина, Р. Форда, Т. Готье, В. Ирвинга, П. Мериме, Ж. Санд, а также письма Ф. Шопена и Ф. Листа представляют собой не только неисчерпаемый источник данных об Испании, но и возможность почувствовать восторг первооткрывателей перед новизной и необычностью этой страны, остававшейся до середины XIX некоей terra incognita для большинства современников Глинки.
«Русский Вагнер» на страницах «Доктора Живаго»
Автор: Раку М.Г.
Данная статья — фрагмент книги «Классическая музыка в мифотворчестве советской эпохи», готовящейся к выпуску в издательстве «Новое литературное обозрение», Москва. Рассматривается влияние на роман Пастернака «Доктор Живаго» символистской эстетики, опосредованной вагнеровскими мотивами. Специфика их функционирования в романе определяется интенсивной рецепцией творчества Вагнера в культуре Серебряного века.
Модели музыкальной речи
Автор: Шамилли Г.Б.
Настоящая публикация — фрагмент монографии «Музыка в зеркале философской рефлексии исламского мира: классическая теория и современная практика», над которой автор работает в настоящее время. Вниманию читателя представлен первый параграф «Архитектоника музыкальной речи» главы четвертой — «Модели музыкальной речи». Автор не преследует цели показать музыку в зеркале философской рефлексии во всей полноте положений классической теоретической мысли X—XV веков. В центре внимания оказывается установление неоднородности данной рефлексии, обоснование различия ее онтологических принципов, открывающих для нас две разные музыкальные картины мира. Поэтому особое внимание уделяется системообразующим факторам взаимодействия музыкального языка и музыкальной речи, которые позволяют прояснить понятие «исламская музыка» в аспекте особого поведения базовой структуры, определяемой в культуре как макам.