Искусство слова
Ткань времени (стихи последних лет)

0 Участников и 1 гость просматривают эту тему.

              Роженица

                                                           И можно песенку прожить иначе,
                                                          Можно ниточку оборвать.
                                                          Только вырастет новый мальчик
                                                          За меня, гада, воевать.

                                                                                             Александр Башлачёв

Три десятка подпольем оплаченных лет
я живу с твоим сердцем. Им ловит поэт
налету обронённое Родиной слово.
Ты ушла – свет ослеп. Память долго, как вдовы,
беспризорности пьёт безответную чашу.

Ты лукаво двоилась в устах и застольях,
позабыла былины и сны сыновей.
В круге падших плыла всех белее и краше.
Но мертвей был оскал твоего своеволья.
И ты первой не вынесла меры вещей!

Рты молились деньгами: для слова-банкноты
все едины – и шкурники, и патриоты.
Дань платила б ты дальше улыбкой гаремной.
Но на удочку млечную клюнуло время.
И пошло по рукам роковое веселье!

Витязь буквы грозил: «разорви тебя мина»,
волю предков в заморский закон запрягая.
Листья наших веков в небесах шелестели.
Ты одна на земле. За душой – Роза Мира.
Ты смогла бросить вызов подложному раю!

Что безмолвней и чище, чем «я умираю»
на губах безымянных мальчишки-солдата?
Дважды мы обогнули зловещие даты.
Тридцать лет моя Родина верила в смерть.
Что ж мне, гаду, крик родов твоих не стерпеть?
                                                                                       17 октября - 2 ноября 2022

__________________________________________
Преображение хаоса в космос – это и есть культура.
"Дикой Америке" интернета нужны свои пионеры, свои безумные мечтатели.
Ярослав Таран
«Последнее редактирование: 04 Ноября 2022, 11:14:03, Ярослав»

                        ***

Если ты наклонился и поднял с земли
своё слово по юности пылкое, знай:
твоя жизнь с этих пор только глина в пыли;
ты по мере души с неё сор очищай;
остальное всё сделает время – оно
с твоим словом пылает во тьме заодно.

                                                               10.12.2022

__________________________________________
Преображение хаоса в космос – это и есть культура.
"Дикой Америке" интернета нужны свои пионеры, свои безумные мечтатели.
Ярослав Таран
«Последнее редактирование: 11 Декабря 2022, 08:23:52, Ярослав»

             Война
                ода

Когда закончится война –
и мир увидит свет и тьму
в их подлинном обличии, – 
взойдёт победная весна,
на дно осядет мести муть,
любовь проглянет из личин
и небо жизни прояснится;
культура сможет вновь вздохнуть –
и до поры нам будут сниться
и Отчий дом, и Божий путь…

Пока пустая колесница
в себя уверовавших жизней
не понесётся слепо вспять
на смертных траурную тризну –
в освобождение войны
от тьмы обид, сумевших стать
на горло гордое вины
ногою мирного растленья.

Война идёт на небесах
за вечность, для которой время –
очей материя, где прах
преображается в горенье
свободы тайного Огня,
что из меня вдруг станет всеми.
Когда закончится война…

                                         19.12.2022

__________________________________________
Преображение хаоса в космос – это и есть культура.
"Дикой Америке" интернета нужны свои пионеры, свои безумные мечтатели.
Ярослав Таран
«Последнее редактирование: 20 Февраля 2024, 04:22:48, Ярослав»

                  ***
Быть может, для того война
и вспыхивает тьмой на свете,
чтоб сердцу стала вновь видна –
без слов понятная лишь детям
да псам бездомным – сущность зла,

что в дебрях душ, за смертным кругом,
звезду жестокую свила,
что Каина с ума свела –
слезой змеиной проползла
между предателем и другом.
                                                          03-04.01.23

__________________________________________
Преображение хаоса в космос – это и есть культура.
"Дикой Америке" интернета нужны свои пионеры, свои безумные мечтатели.
Ярослав Таран
«Последнее редактирование: 05 Января 2023, 04:48:16, Ярослав»

                       ***

Всё исключить, что зло и дискомфортно –
из отчества, отчизны и очей.
Решать стихи как добрые кроссворды.
И душу ткать без вечности когтей.
Вот символ веры маленького духа.
Пока с косой к его гортани гордой
в слезах любви не подошла старуха.


                                                    08.02.2023

__________________________________________
Преображение хаоса в космос – это и есть культура.
"Дикой Америке" интернета нужны свои пионеры, свои безумные мечтатели.
Ярослав Таран
«Последнее редактирование: 08 Февраля 2023, 23:12:33, Ярослав»

                Непоэту

Используя метафор инструменты,
палитру звукописи, –
                                      строф разметку
кладёшь искусно ты;
                                     от рифм твоих
нескромной страстью сводит нимфы лик.
Владеешь словом безраздельно!
                                                        В этом
и всё твоё искусство.
                                     Но поэтом
овладевает – слово.
                                  Ты – по теме
строку проводишь.
                                  У поэта – время
скитается со словом сообща.
Ты – слов наездник.
                                   А поэт – душа.
                                                                 21.02.23

Вариант без выпендрёжа (впрочем, здесь как раз оправданного, хотя и от противного):

                  Непоэту

Используя метафор инструменты,
палитру звукописи, строф разметку
кладёшь искусно ты; от рифм твоих
нескромной страстью сводит нимфы лик.

Владеешь словом безраздельно! В этом
и всё твоё искусство. Но поэтом
овладевает слово. Ты по теме
строку проводишь – у поэта время
скитается со словом сообща.
Ты – слов наездник. А поэт – душа.

__________________________________________
Преображение хаоса в космос – это и есть культура.
"Дикой Америке" интернета нужны свои пионеры, свои безумные мечтатели.
Ярослав Таран
«Последнее редактирование: 22 Февраля 2023, 16:29:22, Ярослав»

*Небольшая импровизация об инерции стиля (в качестве расшифровки к некоторым смыслам стихов "Непоэту" и наброска для третьей статьи о Свободе Слова).

__________________________________________
Преображение хаоса в космос – это и есть культура.
"Дикой Америке" интернета нужны свои пионеры, свои безумные мечтатели.
Ярослав Таран
«Последнее редактирование: 22 Февраля 2023, 16:51:06, Ярослав»

От Непоэта
:)
Ты – слов наездник.
                                   А поэт – душа.


Но, коль "душа" кататься не умеет
И то и дело валится с седла,
Ужель "наездник" показать не смеет
На свет чела?

Ведь нужно всё: и смыслы и "осанка",
Иначе плод незрел, недоразвИт,
Вести народ из ночи в день, как Данко,
Не посулит.

Мысль, чувства, форма -- не враги друг другу,
Они совместно зиждят красоту,
Пускай и автор также жмёт "подпругу"
И ту и ту!


22.02.2023




«Последнее редактирование: 22 Февраля 2023, 20:00:19, Павел Алексеев»

От Непоэта

Увы (или к счастью), Павел, ты не относишься никаким местом, даже самым приличным, к тому "Непоэту", от которого моя "лесенка" ведёт к пушкинскому "Поэту" (перекличку названий, конечно, ты уловил).

Я ведь тоже частично прима больших и малых театров. С чего вдруг ты принял эту стихоплётку на свой лингвистический круп?

После стихов есть у меня пост со ссылкой, а там о том месте в поэзии, где должен быть, но его нет - читатель... Вот это уже и к тебе относится, а не только ко мне. Впрочем, всё равно обидишься. Ну, извини.

Идея, что "мысли и чувства" с какой-то "формой" в поэзии совместно "зиждут красоту", может убить одним своим невооружённым взглядом. Осторожнее нужно с такими вещами обращаться...

Ещё раз извини, Павел. Но лучше нам с тобой, наверное, в поэтических темах обходиться друг без друга. Всё как-то оно человечнее обоюдно будет. А то я от бессилия впадаю в многословие, а потом самому кюхельбекерно.

__________________________________________
Преображение хаоса в космос – это и есть культура.
"Дикой Америке" интернета нужны свои пионеры, свои безумные мечтатели.
Ярослав Таран
«Последнее редактирование: 23 Февраля 2023, 03:47:19, Ярослав»

Роженица (сборник стихов 2017-2023)

Посвящается Фёдору Николаевичу Козыреву,
общению с кем эти стихи очень обязаны.


Сегодня, 13-го мая 2023 года, годовщина ухода от нас Ф.Н. Козырева. Эта дата послужила мне стимулом вновь просмотреть мною написанное в поэзии за последние 6 лет и составить в итоге данную композицию. Там обнаружилось немало внутренних взаимосвязей и перекличек и со стихами Фёдора Николаевича, и с его Амартией; причём взаимосвязей, появившихся параллельно и независимо друг от друга и только в последний год становящихся для меня самого всё заметнее и  пронзительней.

Это стихи о России; о дружбе и предательстве; о войне за русское слово, ведущейся на всех уровнях человеческого бытия; и о том глубинном выборе, которого не избежать уже никому; о выборе между правдой и ложью, ставшем только ещё более отчётливым и очевидным 24 февраля 2022 года.

__________________________________________
Преображение хаоса в космос – это и есть культура.
"Дикой Америке" интернета нужны свои пионеры, свои безумные мечтатели.
Ярослав Таран
«Последнее редактирование: 13 Мая 2023, 14:08:58, Ярослав»

                                            Юрию Шевчуку

Что такое осень – не года, судьбы?
Что же стало вдруг с Родиной, нами?..
Но не каплет дар сквозь бинты похвальбы.
Песни спутали жизнь со словами.
И звездой – роковое «предатель»
прицепилось к посмертия дате.
                                                            04.06.2023

__________________________________________
Преображение хаоса в космос – это и есть культура.
"Дикой Америке" интернета нужны свои пионеры, свои безумные мечтатели.
Ярослав Таран
«Последнее редактирование: 04 Июня 2023, 14:29:30, Ярослав»

           Брату-поэту

Тебя цветком сочтёт нарцисс,
а буквоедом – формалист;
занудой назовёт эстет,
невеждой – пень, коль ты – поэт.

В стихи играет речи тайна:
в реке времён – она зеркальна.
И пусть душа ушла под воду,
служи, как принял дар, свободно.

Терпи по-пушкински, солдат.
Есть правда в ямбе, в небе – брат.

                                                              22.07.23

__________________________________________
Преображение хаоса в космос – это и есть культура.
"Дикой Америке" интернета нужны свои пионеры, свои безумные мечтатели.
Ярослав Таран
«Последнее редактирование: 22 Июля 2023, 23:23:01, Ярослав»

         Ритмы и рифмы

По дебрям времени с котомкой
идёшь. Стихи растут у кромки

снов и яви. Взял – дивишься:
экий ты, найдёныш, скромный –

ни звука лишнего, ни мысли.
Поймёшь его – и причастишься

слов нерукотворной выси.
Пушкинской строкой котомку

потуже свяжешь и простишься,
как и завещано потомку.

                                                27.07.23

__________________________________________
Преображение хаоса в космос – это и есть культура.
"Дикой Америке" интернета нужны свои пионеры, свои безумные мечтатели.
Ярослав Таран

Пример поэтического кретинизма:
https://newlit.ru/forum/index.php?topic=7670.msg39234#msg39234

Это разбор "знатока" поэзии (на несколько форумных страниц) одного из стихотворений сборника "Роженица". Причём выбрано именно то, которое показалось, видимо, им легче растоптать. Потому что это, в определённом смысле, эксперимент. Звукопись. Больше морфология, чем синтаксис. Поиск смысла там на уровне синтаксиса - бессмысленен. Всё стихотворение построено на музыке слов и на ассоциациях. Ну да ладно. Другие стихи в этом сборнике, а он самый аскетичный их всего, что я написал, именно что смысловой, где слово подчиняется смыслу, где главный критерий - плотность смысла и точность слова. Этот сборник в традициях поэтики позднего Ходасевича ("и каждый стих гоня сквозь прозу").

Но вернёмся к "знатоку", которому режет слух "вольная волна" (два раза "волн"), "верная вина", "лес в слезах" и т.д. Интересно, а ему слух не режет "Подъезжая под Ижоры" или "В дорогую дорогу"... Знает ли он вообще авторов этих сочетаний звуков, от которых должно, по его словам, воротить настоящего поэта? А что он тогда скажет о поэзии Башлачёва, которая сплошь строится на таких созвучиях, на игре корней? В чём тогда, на его взгляд, сама суть рифмы - не в подчёркивании ли смысла (или противопоставлении смыслов) при помощи звукового повтора? Или рифма должна быть исключительно на "кончиках строк"? Интересно, знаком ли он со структуральной поэтикой, хотя бы того же Юрия Лотмана?

Самое противное во всём этом то, что "знаток" набросился на эти стихи только после команды "фас" (до того молчал в тряпочку). Хотя эту команду я сам и вызвал вчера - и вполне осознанно. Пока в меня кидались нечистотами, я в меру сил сносил и отшучивался. Но когда стали льстить и попытались поймать на "уважуху", не вынесла душа нарцисса:
https://newlit.ru/forum/index.php?topic=7670.msg39217#msg39217

Это был мой последний пост на том форуме.
После него и в той же теме и начался показательный разбор этого стихотворения. И разумеется, стали противопоставляться ему и нахваливаться стихи того автора (не совсем бесталанного, в отличие от самих "критиков", к слову), который прокричал "Я с вами!!" - и очень-очень вовремя. Этот подход ("свой-чужой") и есть главная беда современной литературной тусовки. Это её главный критерий. По сути - единственный.

Так что же такое "поэтический кретинизм"?
Это поэтическое невежество? Отчасти. Это отсутствие поэтического дара? Отчасти. Это недоразвитость вкуса? Отчасти.

А в целом - это окончательная победа буквы над духом. До абсурда доходящая.

Это и есть антикультура, которая руководствуется любыми мотивами из совершенно посторонних культуре, но не творческими, и абсолютно беспринципная. И чем больше искалеченные ею люди прибегают к формальным аргументам, тем беспомощнее они выглядят - в том числе и с формальной точки зрения, не говоря о содержательной.

А вот второе стихотворение для разбора (может, ещё пару форумных страниц наваяет "знаток"), взятое из этого сборника, как пример того, что (цитирую):

"Как ты считаешь, судя по содержанию, данные стихи могут иметь отношение к поэзии?"

"Наше дело постараться определить, опираясь на большой отечественный опыт, считать ли такие стихи поэзией, скажу больше - можно ли сметь публиковать их в Новой литературе?!"


Про опору "на большой отечественный опыт" при таком уровне поэтического невежества - особенно хорошо. Ну, и про "сметь публиковать" в таком месте - тоже неплохо, не в бровь, а в глаз.

Вот эти стихи:

***

Я сел к стихам. Не пишется.
На белой глади ни гонца.
Бреду по ней один лишь я.
Стекает время за края.
Слегка размытые черты
вдруг проступают... Это ты.
Я узнаю тебя – я здесь!
Какое счастье, что присесть
сегодня за стихи пришлось,
что слово на тебе сошлось.

17.07.19

Это пример бессмыслицы и несочетания слов друг с другом (какие-то гонцы, края и т.п.)

Меня интересует такой вопрос: почему именно эти два стихотворения выбраны из сборника для показательной порки?

(Причём ссылки на весь сборник в этих разборах не даётся. И ведутся они вовсе не в теме "Обсудить", ссылка на которою дана на странице с публикацией сборника.)

Есть ли у кого здесь на этот вопрос ответы? Интересуют прежде всего ответы авторов, которые уже были опубликованы в Новой литературе в нашей рубрике "Культурный поиск"?

Следует ли нам продолжать там публикации?
(На форуме делать там нечего. Это даже такому упёртому лоху, как я, стало понятно.) А вот в журнале - продолжать, коллеги, как думаете?

__________________________________________
Преображение хаоса в космос – это и есть культура.
"Дикой Америке" интернета нужны свои пионеры, свои безумные мечтатели.
Ярослав Таран
«Последнее редактирование: 05 Августа 2023, 00:02:00, Ярослав»

ОффлайнСергей С.

  • Небеса наполнены музыкой так же, как океан водой.
С форумом изначально всё было понятно. Ну а публикации... Раз уж начали, думаю, надо продолжать, иначе и смысл изначального присутствия там будет утерян. Тем более, что никогда в жизни этот контраст, этот профессиональный кретинизм не выявился бы, да ещё с такой силой, если б не публикации КП. Результат имеется. Возможно, что его значение увидится на расстоянии. Но тем и ценнее результат.

Зажги во мгле свою звезду!
___________________________
Сергей Сычёв


 
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика