Искусство слова
Ткань времени (стихи последних лет)

0 Участников и 1 гость просматривают эту тему.

Красивое, грустноватое стихотворение.  Здесь  мне не к чему придраться.

Путинцева Т

                 Родник

                      2.

Времён родник сквозь мир два рукава –
живой воды и мёртвой, но не лживой, –
переливаясь в лица и слова,
влечёт к бескрайним памяти разливам.
В них смотрится с небес душа, полна
любви речей и тишины забвенья.
И дарят ей, мерцая, отраженья
то быль-тоску, то небылицы сна;
и зим, и лет ведут круговорот.
Но вдруг, как ропот рыб глухой со дна,
мгла исподлобья – лик наоборот –
безлунный ритм доносит лживых вод.
Остывший дух в зерцале их хохочет,
безумьем снулым мажет небосвод
и сажей слов – неискренние очи.

                                             11 июля 2016

__________________________________________
Преображение хаоса в космос – это и есть культура.
"Дикой Америке" интернета нужны свои пионеры, свои безумные мечтатели.
Ярослав Таран
«Последнее редактирование: 12 Июль 2016, 06:49:16, Ярослав»

У этого диптиха глубокое поэтическое дыхание. Тут есть то качество, когда течение стиха становится чем-то отдельным от слов, его составляющих. В других случаях можно было бы сказать – стих летит над словами. А здесь другое: стих идет где-то на глубине, у него глубокий подводный ток. Всё остальное тоже есть: серьезная мысль, серьезная культура поэтических образов. Это само по себе тоже бывает хорошо, но не обязательно рождает такую вот целостность и ощущение как бы неостановимого движения большого корабля. А здесь движение есть, неторопливое, но несущее с собой большой груз смыслов и жизненного опыта.


____________________________________
Пою, когда гортань сыра, душа – суха,
И в меру влажен взор, и не хитрит сознанье.
О. Мандельштам

Евгений, как же мне близко то, что Вы пишете об этих стихах Ярослава. Когда прочла их, было странное ощущение, похожее на мандельштамовский образ упавшего камня. Камень падает на дно, камень глубоко, а на поверхности замирают последние круги. Читаю слова, но смысл каждой строки, каждого образа и стихотворения в целом звучит только эхом: в него нужно вслушиваться. Благодаря этим стихам еще раз убедилась: поэзия - это совершенно особый способ познания мира, близкий к интуиции, к тому, что только частично поддается сознанию и другим органам чувств. Чтобы стихотворение смогло создать новое в существе человека, нужно смиряться с этой щекочущей неисчерпаемостью, возвращаться к ней снова и снова. Органы чувств и сознание не могут вместить всю красоту, весь "смысл" океана. Это нечто непредставимое в своем многообразии, но самое парадоксальное, что эта красота волнует нас настолько, насколько мы не можем вместить ее, насколько глубока наша тоска по ней.

Недавно совсем по-другому взглянула на стихи Хлебникова. Пока знакома только с небольшим количеством его вещей, однако раньше читала его неправильно. Читала его головой, но не видела самой поэзии. А сейчас понимаю, что это музыкальный, осязаемый поэт, достигавший предельной плотности поэтической, метафорической ткани.

Этим двум стихотворениям оказалось созвучно одно стихотворение Хлебникова, по дате - написанное в год смерти поэта. Мне это стихотворение открылось, когда я стала читать его буквально. Кажется, что это абстракция, но стихи оживают, когда начинаешь в них верить, когда представляешь ровно то, что написано, и не сомневаешься в переданном опыте. В этом плане, стихотворение можно назвать мистическим, так как в нем идет речь о глубинном, сокровенном, то есть мистическом переживании души на языке этого переживания, так сказать, без перевода.



Велимир Хлебников



             *   *   *

Я умер и засмеялся.
Просто большое стало малым, малое большим.
Просто во всех членах уравнения бытия знак «да» заменился знаком «нет».
Таинственная нить уводила меня в мир бытия, и я узнавал Вселенную внутри моего кровяного шарика.
Я узнавал главное ядро своей мысли как величественное небо, в котором я нахожусь.
Запах времени соединял меня с той работой, которой я не верил перед тем как потонул, увлеченный ее ничтожеством.
Теперь она висела, пересеченная тучей, как громадная полоса неба, заключавшая текучие туманы, и воздух, и звездные кучи.
Одна звездная куча светила, как открытый глаз атома.
И я понял, что все остается по-старому, но только я смотрю на мир против течения.
Я вишу как нетопырь своего собственного я.
Я полетел к родным.
Я бросал в них лоскуты бумаги, звенел по струнам.
Заметив колокольчики, привязанные к ниткам, я дергал за нитку.
Я настойчиво кричал «ау» из-под блюдечка, но никто мне не отвечал, тогда закрыл глаза крыльями и умер второй раз, прорыдав: как скорбен этот мир!

1922



В стихах Ярослава мне прозвучала такая же сильная мистическая нота. Конечно, все стихи - это мистика, то есть глубинный, внутренний смысл человеческой жизни. Но здесь даже самим изображаемым предметом оказался мир переживаний, без перевода на язык конкретных событий и трехмерных, привычных явлений.

И просто в качестве впечатления. Не с первого раза, а только сейчас перечитав эти стихи, я заметила, насколько оригинальна и глубока мысль о том, что в тоске по умершим человек начинает понимать Бога. Только тогда человек "на деле" перестает сомневаться в Боге, а значит может довериться Ему = начать понимать.

___________________________________
Красота – это память о лице Бога.
Александра Таран
«Последнее редактирование: 27 Июль 2016, 17:54:58, КАРР»

Спасибо. Я не избалован по жизни неформальными откликами о своих стихах. Поэтому все такие отклики помню почти дословно, осмысливаю годами: они для меня - всегда открытие (в прямом смысле слова). Сам о своих стихах я ничего толком сказать и даже думать не умею (когда начинаю думать - не могу писать, да и читать тоже - ничего не понимаю...) Максимум, что могу выжать из себя, так это порассуждать о формальной стороне дела, но эта сторона мне представляется наименее интересной в поэзии вообще. И предпочитаю её оставлять "по умолчанию".

__________________________________________
Преображение хаоса в космос – это и есть культура.
"Дикой Америке" интернета нужны свои пионеры, свои безумные мечтатели.
Ярослав Таран

***

Я сел к стихам. Не пишется.
На белой глади ни гонца.
Бреду по ней один лишь я.
Стекает время за края.
Слегка размытые черты
вдруг проступают... Это ты.
Я узнаю тебя – я здесь!
Какое счастье, что присесть
сегодня за стихи пришлось,
что слово на тебе сошлось.

17.07.19

__________________________________________
Преображение хаоса в космос – это и есть культура.
"Дикой Америке" интернета нужны свои пионеры, свои безумные мечтатели.
Ярослав Таран
«Последнее редактирование: 17 Июль 2019, 10:34:37, Ярослав»

ОффлайнСергей С.

  • Небеса наполнены музыкой так же, как океан водой.
            * * *
Не пишется совсем мне что-то.
Лежит нетронутой бумага -
Как будто бы незримый кто-то
Мой ум наполнил мутной влагой.

конец 1990-х гг.

Зажги во мгле свою звезду!
___________________________
Сергей Сычёв

Мой ум наполнил мутной влагой

Нет, это добрая влага, душа без неё не растёт;
белая только бумага, и "я" по ней томно бредёт,
    и влагу ту пьёт, что-то пишет, но хочет то "я" одного:
    чтоб встретилось "ты", что услышит, полюбит тебя самого.

                                             Чёрно-белая импровизация, 22 июля, 2019

__________________________________________
Преображение хаоса в космос – это и есть культура.
"Дикой Америке" интернета нужны свои пионеры, свои безумные мечтатели.
Ярослав Таран

                         «8»

Да, раньше бывало, до дней виртуала:
читателей много – писателей мало.
Но доля другою в пропорциях стала.

Давно не прельщают ни статус, ни слава.
И в прошлое глядя, мечтаешь о главном –
сложить свою душу спокойно, исправно.

Чуть слышен далёкий, за смертной заставой
поэзии звон над землёй златоглавой...

                                                             2 сент. 2019

__________________________________________
Преображение хаоса в космос – это и есть культура.
"Дикой Америке" интернета нужны свои пионеры, свои безумные мечтатели.
Ярослав Таран
«Последнее редактирование: 02 Сентябрь 2019, 23:48:39, Ярослав»

       Новая русская песенка

Лёгкий дым над кровлей... Вольная волна.
Эхом в мире – доля, верная вина.
Солнышко далёко. Слова соль в крови.
Лес в слезах росинку радугой ловил.

Небо над Россией. Невод веры полн.
Жить удобней в меру – без ветров и волн.
Лезет грёз любовных из земли лоза.
Узелки на память – зреют займы зла.

Равнодушно сушит океан забот,
обрамляя прочный и комфортный форт.
Душу в ложь не вложишь. Логика свинцом
обложила своды над живым лицом.

Почву удобряет времени зола.
Боль вползла украдкой, позабыв дела.
Прошлым сном зацокал, грозный грянул дух.
Искренний, последний обернулся друг…

Размягчай мне сердце, кареокий зверь!
И не дай захлопнуть раньше срока дверь.
Не прошла мне даром дырка в голове.
А росинки строф рассыпались в траве.

Как дымок над кровлей – памяти строка.
Истина России – сердцем глубока.
Невод неба ловит каждый вздох «прости».
Снова станет солнце словом во плоти.

                                                  3 сент. 2019

__________________________________________
Преображение хаоса в космос – это и есть культура.
"Дикой Америке" интернета нужны свои пионеры, свои безумные мечтатели.
Ярослав Таран
«Последнее редактирование: 12 Сентябрь 2019, 06:30:25, Ярослав»

         Перед сном

Назад лет тридцать я просил
у времени в избытке сил
сыскать свою – среди могил.
Не стыдно было чтобы – жил.

С коляской детскою я часто
тогда по кладбищу бродил.
Стихами шелестел эфир.
Кружилось смерти сладострастье.
 
И вот вчера я получил
пособие на карту "Мир".
Был вечер. В шахматы тупил.
А перед сном так в рифму – счастье...

                                              10 июля 2020

__________________________________________
Преображение хаоса в космос – это и есть культура.
"Дикой Америке" интернета нужны свои пионеры, свои безумные мечтатели.
Ярослав Таран
«Последнее редактирование: 11 Июль 2020, 16:46:23, Ярослав»


 
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика