Искусство слова
Перекличка стихов и не только: Сычёв – Таран

0 Участников и 2 гостей просматривают эту тему.

Ярослав пообещал внести  ясность для читателей. Ваши слова только подтверждают насущную необходимость этого
Вот: https://rmvoz.ru/forums/index.php?topic=1750.45#msg18549

__________________________________________
Преображение хаоса в космос – это и есть культура.
"Дикой Америке" интернета нужны свои пионеры, свои безумные мечтатели.
Ярослав Таран
«Последнее редактирование: 05 Декабря 2014, 06:22:47, ВОЗ»

Мне в стихотворении "Закат разгорается. Осень..." послышались ноты стихов периода "Распутицы". Особенно последние две строки аукнулись. И действительно получилось, как будто лирический герой видит себя из окна. Более того, в этих строках происходит совпадение автора и лирического героя, они смотрят друг на друга. Еще совпадение прошлого и настоящего, двух совершенно разных творческих этапов. Но через это совпадение оба этапа стали гранями целого. Замкнулись, рисуя силуэт судьбы.

И еще одна линия силуэта:

***
Ты, будущий, сейчас – ты смотришь на меня?
Как я – смотрю насквозь на солнце того дня,
что десять лет назад… ты помнишь, над Садовой?
Я часто вижу их, тех любящих… И снова
сердец их не сожжёт направленный мой стих:
я знаю, что их ждёт, но мой не слышен крик.
Нет, тихий льётся свет от счастья тех двоих.
И я смотрю на них. И их шаги легки…
Ты, будущий, сейчас… и пишешь ли стихи?


Оказалось, пишет...



А вот это отвергнутое четверостишие (именно в таком варианте:
Закат и восход незнакомы,
не виделись осень с весной:
покой и удар метронома -
так вместе и врозь мы с душой.) мне очень жаль, и я вижу его самостоятельным пронзительным стихотворением. Оно не объясняет ничего, оно предъявляет свою простоту, словно больше ничего не осталось. Простота последней минуты жизни, простота последнего слова.

___________________________________
Красота – это память о лице Бога.
Александра Таран
«Последнее редактирование: 16 Сентября 2012, 14:35:23, Саша»

ОффлайнСергей С.

  • Небеса наполнены музыкой так же, как океан водой.
        Я верно болен: на сердце туман…
                                               Н.Гумилёв
             
                * * *
Темно и холод. Намело.
Молчит задумчиво газета.
Фонарь простужено и зло
Роняет в полночь капли света.

Собачий холод! Пустота
Влезает в душу понемногу.
Рука в карман – там – ни черта.
Ну, жив пока – и, слава Богу!

Дверей закрытых тишина
Являет миру одномерность.
Хранителей чужого сна
Пугает собственная бледность.

Печальный клоун на окне
Мерцает в отблесках неона.
Он был солдатом на войне
Во славу первого эона.

Там ранен был. Там был. Он был…
В сухом остатке – «было-сплыло».
Но, помнит сердце – он любил,
И той любви на всех хватило,

На день и ночь, на падкость звёзд,
На грязных улиц постепенство,
На то, чтоб в океане слёз
Рождалось света совершенство.

сентябрь 2012

Зажги во мгле свою звезду!
___________________________
Сергей Сычёв

Сергей! как я рад, что ты стихи опять услышал... И ничего лучшего я не нашёл, как отозваться на них стихами же...


                              Рождение слова

                                                                            Звук осторожный и глухой
                                                                            Плода, сорвавшегося с древа,
                                                                            Среди немолчного напева
                                                                            Глубокой тишины лесной...

                                                                                              Мандельштам.

                          Прозренья зрелого веселье –
                          не суд, но сад судьбы осенний.
                          Лесов хрустящих дух грибной,
                          небес пронзительных покой.
                          И вечерами долго слушать
                          грусть, возвышающую душу.
                          Прозренья зрелого часы
                          вскрывают в памяти разбухшей
                          чернорабочие пласты.

                          Припоминанье добрых рук,
                          и яблок падающих звук
                          в полночной тишине большой.
                          Звёзд перекличка – слово друг,
                          рождаясь, видит нас с тобой.
                          И воздух, искренно-бесстрашный,
                          наполнив смыслом жизни круг,
                          души справляет новоселье,
                          как первый снег на чёрной пашне,
                          как первый стих поэту важен –
                          прощальный свет любви последней.

                          Не суд, но сад осенний. Треск
                          в печи поленьев – как протест,
                          борьба со смертным наважденьем.
                          Слов девальвацию, растленье
                          зима излечит льдом забвенья –
                          и память чистого листа
                          так бесконечна и проста,
                          как целомудренна свобода
                          в круговороте вечном года
                          и веры зерновые роды.

                          Под перекличку этих звёзд
                          пить губ твоих прикосновенье.
                          И в путь – открытый, как вопрос
                          Творца над бездною творенья.
                          Не суд, но сад – судьбы свершенье.
                          Звук солнца, падающий с древа.
                          В любовной тьме земного чрева
                          кипит работа всепрощенья.

                                                                              21 сентября 2012

__________________________________________
Преображение хаоса в космос – это и есть культура.
"Дикой Америке" интернета нужны свои пионеры, свои безумные мечтатели.
Ярослав Таран
«Последнее редактирование: 13 Декабря 2016, 20:39:44, Ярослав»

ОффлайнСергей С.

  • Небеса наполнены музыкой так же, как океан водой.
Не хочется говорить каких-то громких слов. Просто красиво и неожиданно очень созвучно при может быть кажущемся несходстве. Возникают какие-то новые ощущения от происходящего. Которые и описать, и понять самому до конца пока невозможно.

Зажги во мгле свою звезду!
___________________________
Сергей Сычёв

Сергей и Ярослав! Огромное спасибо! За каждым из этих стихотворений встает полновесный, глубокий художественный мир.

У меня, по моей наработанной привычке, сразу возникает цепь параллелей - стихи других авторов, но сейчас не хочется забивать впечатление. Во всяком случае, ваши стихи среди них прозвучали бы очень достойно.

____________________________________
Пою, когда гортань сыра, душа – суха,
И в меру влажен взор, и не хитрит сознанье.
О. Мандельштам

ОффлайнСергей С.

  • Небеса наполнены музыкой так же, как океан водой.

Большое спасибо, Евгений, за добрый и неравнодушный отклик.
Вот ещё немного стихов.

                                          «Всё течёт…»
                                                     (новелла)
                                          Сергей Базалук


                              … И последнее слово –
                                   Тебе.
                                       Алексей Горобец


                         * * *
Всё течёт. Всё меняется снова и снова.
Всё течёт. Всё является сутью всего.
Всё не в счёт. Драгоценно одно только Слово –
То, что Он. То, что «прежде всех век» у Него.

Всё во всём. Всё идёт от истока к началу.
Всё всегда. Время – горькая выдумка зла.
Ты пойми, что мгновенье – не так уж и мало,
И поверь – бесконечность печально мала.

Ты открой своё сердце ночному туману,
Ты прости тех, кто в злобе и в лютой борьбе.
Ты раздай всё, что было твоим лишь «по праву»,
И оставь лишь последнее Слово – себе.

03-04.10.2012

Зажги во мгле свою звезду!
___________________________
Сергей Сычёв

Спасибо, Сергей. Хорошее стихотворение. Чеканное:

"Править поэму, как текст заокеанской депеши:
Сухость, ясность, нажим — начеку каждое слово.
Букву за буквой врубать на твёрдом и тесном камне:
Чем скупее слова, тем напряжённей их сила.
Мысли заряд волевой равен замолчанным строфам."
(Волошин. "Доблесть поэта".)

Такие "сухие" стихи я очень люблю...

Время – горькая выдумка зла.
Время - активная сила творческого Начала Мира.
Правда и то, и то.

В стихах уместны такие категорические определения. Как и в Библии: мир во зле лежит, не любите мир... И - так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего...
Не любите мир - и любите каждую былинку...
Антиномии.

А время - самое антиномичное, что есть в мире. И самое таинственное. Кто видел время, кто может его описать? Наука бессильна (старая). Только следствия - отражения времени в пространстве: волны на поверхности водной глади, но не сам "ветер" (время) видит...
Линейное время (которое можно измерить) так же относится ко времени подлинному, как тело человека к его душе, а душа - к судьбе, а судьба - к духу...
Время - это судьба...

Разорванное время - от дьявола. Творческое время - от Бога.

Утверждение, что "время от дьявола" (а мир от неведенья, а бытие есть зло) - это буддийская правда. Правда, но лишь одна из правд. Творческое начало как смысл бытия буддизму не понятно и не доступно, а только творческое начало вносит смысл в свободу, оправдывает свободу (в том числе и отрицание свободой самоё себя - то есть волю к злу, к небытию). Да и само небытие - двоится. Всё антиномии: Божье и дьявольское разделить и во времени, и в мире невозможно до Срока. Только в Духе.

Вечность и есть ставшее время, полнота времени... А мы живём во времени разорванном, поражённом болезнью: зло - сама болезнь, но не то, что больно.
В творческом акте мы преодолеваем болезнь времени, входим в истинное время: память наша - творческой природы...

За что я ещё люблю стихи, так это за то, что там можно тратить несравнимо меньше слов, чтобы сказать о чём-то сущностном... И сказать с максимальной точностью, объёмно. Без антиномий не скажешь: каждая из антиномий - проекция истины.

__________________________________________
Преображение хаоса в космос – это и есть культура.
"Дикой Америке" интернета нужны свои пионеры, свои безумные мечтатели.
Ярослав Таран

ОффлайнСергей С.

  • Небеса наполнены музыкой так же, как океан водой.
Спасибо, Ярослав! Именно над этой строкой я думал больше всего, но в конечном счёте решил, что ничего другого здесь быть не может. Такова философия стиха. И я очень рад, что ты понял этот тезис и даже развил его в столь интересный, обширный и дополняющий комментарий  :D

Зажги во мгле свою звезду!
___________________________
Сергей Сычёв

Ты открой своё сердце ночному туману,
Ты прости тех, кто в злобе и в лютой борьбе.
Ты раздай всё, что было твоим лишь «по праву»,
И оставь лишь последнее Слово – себе.
Герман Гессе.
…По-новому буду грешить и новыми путями приходить в согласие с Богом. И всегда буду помнить, что это я действую, думаю, живу, тогда как знаю, что это Он.

_______________________________________________
Роза Мира не является новой религией и новой культурой,
но ансамблем и диалогом религий и культур.

Такова философия стиха.
Хорошо сказано! У каждого стихотворения есть своя внутренняя философия. В контексте этой философии одна и та же фраза, что в отдельности может производить впечатление ложной, будет являться в то же самое время истинной. И не только фраза - но любое слово может иметь в контексте стиха совершенно иное значение, чем это же слово в другом контексте или в словаре. Вообще дать определение слову через другие слова, как делают словари и энциклопедии, занятие если не порочное, то бессмысленное: каждому из слов, использованных в определении, нужно тоже давать определения через другие слова - "дурная бесконечность".

Одной из задач поэзии (а я думаю, что искусства вообще, и даже - философии, и даже - религии, и даже - науки, включая "точные науки") является задача "оживлять слово". А именно: создавать такие контексты, где слово становится живым, явным (понятным без определений). Особенно это справедливо для "больших слов": Бог, жизнь, смерть, судьба, любовь, время, добро, зло, свет, тьма, вера и т.д. и т.п. Такие слова опознаются только в контексте. И в контексте именно ЖИВОМ, только в таком и слово становится ЖИВЫМ.

И таких контекстов - бесконечное множество, но это не дурная, но актуальная бесконечность. Это фрактальная сущность космоса: слово входит в контекст строки, строка в контекст строфы, строфа в контекст стихотворения, стихотворение в контекст цикла (этапа), цикл в контекст всего творчества и судьбы, творчество-судьба в контекст времени, контекст времени в контекст культуры, контекст культуры в контекст метакультуры и т.д.

Но есть ещё один парадокс: "капля отражает мир, кроме себя самой"...

Вот такую импровизацию родила одна твоя строка, Сергей, у меня. Строка, которую, вырванную из контекста, я не могу принять, но в контексте она очень органична и мне понятна, и близка. Да, я тоже считаю, что "время - горькая выдумка зла". Хотя абсолютно с этим не согласен.
Селяви: "такова философия стиха".

__________________________________________
Преображение хаоса в космос – это и есть культура.
"Дикой Америке" интернета нужны свои пионеры, свои безумные мечтатели.
Ярослав Таран
«Последнее редактирование: 08 Октября 2012, 21:34:19, Ярослав»

     
                               Гранит Поэзии

                         Как берега немые – реку,
                         так речь поэзии гранит
                         ведёт сквозь сердце человека –
                         с истоков к устью – и молчит,

                         устами совести целован,
                         омытый судьбами ветров,
                         нездешней верой отшлифован,
                         хранимый памятью веков.

                         Я тихо преклонил колени
                         перед твердынею Твоей:
                         как строфы, в Небо шли ступени;
                         но сдерживать велишь коней.

                                                                           28 окт. 20012

__________________________________________
Преображение хаоса в космос – это и есть культура.
"Дикой Америке" интернета нужны свои пионеры, свои безумные мечтатели.
Ярослав Таран
«Последнее редактирование: 03 Ноября 2012, 22:15:29, Ярослав»

ОффлайнСергей С.

  • Небеса наполнены музыкой так же, как океан водой.
У Ярослава отозвалось на мои стихи голосом русской поэзии века золотого, я же почти в ту же минуту, как прочёл  сосредоточенно-возвышенный "Гранит поэзии", легкомысленно бросился в век серебряный, причём в самую вздорно-спорную его составляющую. Что поделать, Серебряный век русской поэзии сделал из меня человека (по крайней мере, с него многое началось  :) ).

Читайте...

Эгофутуристическое легкомысленное
                   (троллейбусное)

… И вот, убийственно красив,
Слегка надменен, не спесив,
Миную мокрые ступени.

Проезд неспешно оплатив,
Собой доволен и счастлив,
Сажусь в удобное сиденье.

Троллейбус быстр, звучит мотив,
Кондуктор вежлив, говорлив,
Дома отбрасывают тени.

Маршрут недолгий завершив,
На тротуар едва ступив,
В себя вбираю день осенний.

Качает ветер ветви ив,
Иду себе, нетороплив,
В плену приятных ощущений.

02.11.2012, 16-30, а/в Краснодар-II

Зажги во мгле свою звезду!
___________________________
Сергей Сычёв
«Последнее редактирование: 03 Ноября 2012, 20:52:26, ВОЗ»


__________________________________________
Преображение хаоса в космос – это и есть культура.
"Дикой Америке" интернета нужны свои пионеры, свои безумные мечтатели.
Ярослав Таран

Серебряный век русской поэзии сделал из меня человека
Миную мокрые ступени.

Константин Бальмонт.

Я мечтою ловил уходящие тени,
Уходящие тени погасавшего дня,
Я на башню всходил, и дрожали ступени,
И дрожали ступени под ногой у меня.

И чем выше я шел, тем ясней рисовались,
Тем ясней рисовались очертанья вдали,
И какие-то звуки вокруг раздавались,
Вкруг меня раздавались от Небес и Земли.

Чем я выше всходил, тем светлее сверкали,
Тем светлее сверкали выси дремлющих гор,
И сияньем прощальным как будто ласкали,
Словно нежно ласкали отуманенный взор.

И внизу подо мною уж ночь наступила,
Уже ночь наступила для уснувшей земли,
Для меня же блистало дневное светило,
Огневое светило догорало вдали.

Я узнал, как ловить уходящие тени,
Уходящие тени потускневшего дня,
И все выше я шел, и дрожали ступени,
И дрожали ступени под ногой у меня.

1894

_______________________________________________
Роза Мира не является новой религией и новой культурой,
но ансамблем и диалогом религий и культур.


 
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика