Иногда одного пронзительного впечатления достаточно, чтобы совершилась революция во внутреннем мире человека, а, следовательно, и весь ход жизни кардинально изменился.
Владислав Ходасевич ВСТРЕЧА
В час утренний у Santa Margherita
Я повстречал ее. Она стояла
На мостике, спиной к перилам. Пальцы
На сером камне, точно лепестки,
Легко лежали. Сжатые колени
Под белым платьем проступали слабо...
Она ждала. Кого? В шестнадцать лет
Кто грезится прекрасной англичанке
В Венеции? Не знаю - и не должно
Мне знать того. Не для пустых догадок
Ту девушку припомнил я сегодня.
Она стояла, залитая солнцем,
Но мягкие поля панамской шляпы
Касались плеч приподнятых - и тенью
Прохладною лицо покрыли. Синий
И чистый взор лился оттуда, словно
Те воды свежие, что пробегают
По каменному ложу горной речки,
Певучие и быстрые... Тогда-то
Увидел я тот взор невыразимый,
Который нам, поэтам, суждено
Увидеть раз и после помнить вечно.
На миг один является пред нами
Он на земле, божественно вселяясь
В случайные лазурные глаза.
Но плещут в нем те пламенные бури,
Но вьются в нем те голубые вихри,
Которые потом звучали мне
В сиянье солнца, в плеске черных гондол,
В летучей тени голубя и в красной
Струе вина.
И поздним вечером, когда я шел
К себе домой, о том же мне шептали
Певучие шаги венецианок,
И собственный мой шаг казался звонче,
Стремительней и легче. Ах, куда,
Куда в тот миг мое вспорхнуло сердце,
Когда тяжелый ключ с пружинным звоном
Я повернул в замке? И отчего,
Переступив порог сеней холодных,
Я в темноте у каменной цистерны
Стоял так долго? Ощупью взбираясь
По лестнице, влюбленностью назвал я
Свое волненье. Но теперь я знаю,
Что крепкого вина в тот день вкусил я -
И чувствовал еще в своих устах
Его минутный вкус. А вечный хмель
Пришел потом.
(Здесь уже была совершена попытка подобрать сородичей для этого стихотворения)Однако одной «революции» человеку недостаточно: от впечатления к впечатлению строится жизненный путь, формируется, растет личность. Но есть впечатление первое, пробуждающее, впечатление-камертон: от него человек отталкивается и к нему же стремится. В момент встречи с таким впечатлением в теле человека как будто начинает работать еще один орган – на уровне физики не существующий, но непосредственно влияющий на все физические процессы в организме.
Организм человека функционирует, опираясь на полученные извне «данные» - реакцию органов чувств. Эта реакция складывается из трех составляющих: внешнего «материала»; качества самих органов чувств, предопределенного генетикой; а также личного отношения, неизбежно окрашивающего все рецепторные процессы. Например, почему человек на что-то обращает внимание, на что-то нет? Что-то замечает, что-то глубоко переживает, а что-то совершенно спокойно упускает из виду?
Здесь интересны именно мелочи, события, внешне нейтральные, неброские, заведомо незаметные, тогда личный фактор достигает своей максимальной проявленности, освобождаясь от окружающих обстоятельств. В реакции организма на мелочи-случайности безоговорочно торжествует третья составляющая: личное отношение становится капитаном человеческого существа. Синонимы-грани «личного отношения» - веление сердца, интуиция, голос совести. Это Божественное зерно в человеке – дар творить, который в итоге сводится к дару творить самое себя.
Личное отношение влияет на реакции органов чувств; проходя сквозь фильтры души, влияет на действие организма в целом, то есть одухотворяет тело, наполняет его смыслом. Максимальное соединение тела, души и Духа – бессмертие, которое в линейном времени невозможно: в условиях линейного времени Дух каузирует, начинает, душа проводит «сигнал», продолжает, а тело получает, переживает, завершает. Значит, Дух, душа и тело связаны, но не едины, пронизаны одним и тем же, но сами не обращаются в одно. Единства не может быть, пока господствуют причинно-следственные связи, не может быть и преодоления смерти. Математика – печальная торжественность венчального обряда смерти и мира, обреченное пышное безмолвие. Не уйти в этом мире от математики, как не выпрыгнуть из тела при жизни.
Шар возможен лишь в пространстве, так бессмертие возможно лишь в Вечности, но Вечность проецируется на физику нашего мира, превращаясь в причинно-следственный вектор, и бессмертие становится отрезком.
Когда личное начало у руля, человек не обретает бессмертия, нет. До этого еще долгий путь, механику которого можно вместить только в итоге пути. И чтобы идти по такому пути, человек должен научиться верить. В минуты глубоких переживаний понимаешь: то, что сейчас с тобой происходит, не исчезнет, не может исчезнуть. Когда эти минуты ушли, ты воскрешаешь их в памяти, и они не слабеют, напротив: с каждым разом наливаются новыми оттенками смысла, новыми ритмами красок. Ты сам еще не встретился с Вечностью, не касался ее, но можешь отныне наблюдать сквозь свою память, как драгоценные мгновения живут, купаются в Вечности, и ты больше не сомневаешься, что она существует. Всегда сильным, подлинным переживаниям сопутствует почти нестерпимая, вяжущая душу грусть. Отрезок жизни – символ бездонной Вечности, так и эта мудрая грусть – символ настоящей, не растрачиваемой радости, не с-частья, а Целого, к которому уже не нужны приставки.
Настоящее впечатление всегда случайно, но самое интересное, что опорные столбы неповторимой судьбы человека – именно случайности, причинно-следственные связи – общий для всех цемент. Без веры во власть поэзии случая над нашей жизнью и нашим творчеством ничего настоящего сделать невозможно. Нужные книги, строки, опыт приходят сами, человеку главное - бодрствовать, не пропустить. Ежедневная работа над собой, душевное целомудрие – залог такого бодрствования. Но этого недостаточно. Необходимо доверяться случаю, рисковать своими, с логической точки зрения неоспоримыми планами.
Я хочу, чтобы эта ветка стала игрой случайности, попыткой поймать волну. Если после прочтения книги ее ни с кем не обсудить, не попытаться сформулировать более-менее четко впечатления, то даже если книга «запала в душу», со временем это ощущение угасает, размывается. Причем литература – самый «формулирующий» вид искусства, в других – образы еще не пойманы в слова. Книгу можно прочитать невнимательно, мельком, - все равно такое чтение будет по времени и по затрате сил «больше», чем случайное «столкновение» с произведением, например, изобразительного искусства. Но в случайных встречах – соль жизни и вдохновение художника, поэтому такие встречи особенно важно сберечь.
Предлагаю собирать в эту ветку «случайные» художественные впечатления, причем скорее в формате необработанного «материала», как бы на будущее. А потом при желании можно вернуться к некоторым, некогда случайным, но вероятно впоследствии в чем-то знаковым встречам. Ведь часто бывает, что какая-то картина показалась интересной, однако «художник незнакомый, да и сам я не специалист-искусствовед, да и других дел много, -
подумаю об этом завтра»…
И неизвестно, а может именно эта картина попалась именно тебе неслучайно случайно?