Предлагаю вниманию жителей и гостей Воздушного Замка очерк 2011 года написания, в котором сопоставляются советские морские свинки моего детства и теперешние бельгийские (моя сестра Таня считает, что нынешние российские примерно такие же).
Морские свинки прежде и теперь
Морская свинка, только что купленная за 9 евро на субботнем рынке, что у городской ратуши, флегматично поглядывает на нас из маленькой картонной коробки. Дети разглядывают ее, всем хочется потрогать и погладить. А я смотрю на нее и вижу другое, черно-белое пушистое существо, теплое и уютное в моих детских руках. Моя первая морская свинка смотрит на меня из глубины лет немигающим черным глазом.
Советские морские свинки были безгласны, обладали недюжинной физической силой и быстротой в лапах, а также столь же несокрушимым сколь бессмысленным стремлением к свободе. Молча жили они в деревянных ящиках из-под заморских апельсинов, равнодушно пожирая зимой капусту, а летом - одуванчики и делали свои дела на подложенную в три слоя газету «Правда». Разнообразие в их жизнь вносили редкие огрызки болгарских яблок «Джонатан» и замена газеты «Правды» на газету «Известия».
Чтобы приблизить их к природе, я выставлял их летом на даче на лужайку в ящике без дна, из которого они стремились вырваться любой ценой. Если ящик просто клался на землю, они без труда поднимали его носом. Если я использовал более тяжелый ящик и вдобавок клал на него кирпичи, они делали подкоп и исчезали в высокой траве. Ловля беглых морских свинок составляла важный элемент моей дачной жизни. Вечерами я ходил вокруг пустого ящика, высматривая в темноте затаившихся зверьков. Ощущая приближающиеся руки, они делали спурт и с неимоверной скоростью исчезали в чернеющем лесу. Мысль о том, что их собственно ожидает в этом лесу, и растут ли там одуванчики не посещала их микроскопический мозг. С эластичностью ящериц выскальзывали они из рук и, переходя на галоп, мгновенно исчезали из виду, не ведая, что платой за глоток свободы станет скорая смерть от приближающихся морозов или окрестных котов.
Теперешняя морская свинка похожа на тех, прежних, только внешне, да и то, пожалуй, она как-то крупнее и солиднее статью. Она периодически дает знать о своем присутствии громким верещанием, живо напоминая о поговорке «визжит как свинья». Живет она в специально изготовленной клетке, по метражу впрочем не больше старого советского ящика. Ходит она на специально изготовленную подстилку из стружек и ест предназначенный именно для неё корм, внешне напоминающий птичью зерносмесь. И корм и стружки продаются в пакетах с её, свинки, портретом – не путать со стружкой или кормом для хомяков или кроликов! Может быть, она и примирилась бы с подменой, но мы не решаемся экспериментировать.
Свои права она знает железно. Еду ей положено насыпать в маленькую красную мисочку. Чтобы не совершать лишних движений, она ложится рядом с мисочкой, мечтательно положив на нее голову. Неподалеку от клетки мы ставим банку с запасом корма, чтобы удобнее было досыпать. Созерцание этой банки дает морской свинке твердую уверенность в завтрашнем дне. Если протянуть руку и попытаться убрать банку, она начинает дико верещать, требуя вернуть банку на место. Когда мисочка пуста, она бъет по ней лапой, как кошка. Если корма долго не насыпают, она начинает метаться по клетке и, используя весь свой ограниченный запас жестов, указывает на ужасающий недосмотр – пустую мисочку. Когда ей насыпают корм, её визг постепенно меняет тембр и переходит в довольное урчание. На еду она набрасывается «как свинья».
Свои обязанности она также выполняет исправно. Она безропотно позволяет играть с собой, не делая никаких попыток к бегству. Услужливо подставляет загривок для почесывания и при этом издает довольное мурлыканье – что-то среднее между поросячьим хрюканьем и туканием ёжика. Быстро бегать она не любит и на природу не стремится.
Почему они такие разные? Моя сестра Таня выдвинула идею, что те, старые морские свинки, не были нормальными, давно одомашненными, а происходили от современных диких морских свинок. Они были завезены для опытов, но так расплодились, что излишек стали продавать в зоомагазинах. А сейчас в магазины поступают нормальные домашние свинки, отвечающие мировым стандартам. Может, это так и есть. Однако мне все же жаль тех, сбежавших в лес. Хочется, чтобы они выжили, мигрировали куда-то в недоступные человеку места и нашли себе плодородные долины, покрытые одуванчиками.
ЛЮБОПЫТНЫЕ ФАКТЫ:
Морских свинок одомашнили в Латинской Америке около 5 тыс. лет до н. э. для употребления в пищу. В настоящее время существует несколько десятков пород домашних морских свинок.
Название «морские свинки» произошло оттого, что в прошлом корабли, заходившие в Южную Америку, забирали их большими партиями и использовали в качестве свежего мяса в пути.
Начиная с 17 века морских свинок активно используют как подопытных животных. В английском языке ‘guinea pig’ (морская свинка) соответствует русскому «подопытный кролик».
Человек и морская свинка – это редкие млекопитающие, в организме которых не вырабатывается витамин С. При недостатке витамина С и люди, и морские свинки заболевают цингой, опасной и потенциально смертельной болезнью.
Два из трех упомянутых в тексте звуков морских свинок:
голодный визг,
довольное урчание.